Найти тему
Брянская губерния

Виталий Лыгин: в Афгане нас поддерживало настоящее братство

Виталий Лыгин родом из деревни Паниковец Выгоничского района. Вырос в многодетной крестьянской семье. Уже в 10 лет доил корову, в 5 утра шел к местному ручью, где по берегам паслась их лошадь, запрягал ее. Помогал родителям и в других многочисленных работах по хозяйству. Вспоминает, что друзей было много.

— Вся пацанская деревня дружили друг с другом. Бывало и дрались, я задиристым был. Но утром, как ни в чем не бывало, дружной толпой шли весело в школу. После 8 лет учебы в Кокинской школе отправился на учебу в училище на автослесаря. Посещал секцию бокса, дзюдо. На выходные приезжал домой, где тоже были «тренировки» — до 20 раз бегать под горку к колодцу за водой.

Перед армией он успел закончить курсы одновременно в двух школах ДОСААФ – в Бежице и в Володарском районе Брянска. Учился и на водителя, и на радиотелеграфиста.

«Когда получил повестку, то провожала вся деревня. Так у нас было принято: свадьба или проводы – гуляли все. Было весело», — вспоминает ветеран боевых действий.

Новобранец Лыгин не думал, что впереди у него Афганистан. Сначала Красноводск, потом Москва, дальше – учебная дивизия в Ашхабаде. И начались дни, недели, месяцы интенсивной подготовки. Несмотря на общую закалку, «кости» первые недели от нагрузок болели.

«В один из январских дней 1985 года, уже после отбоя, нас вдруг подняли. Вручили сухпайки, одежду, даже парадную форму, погрузили в машины и на аэродром. А там народу! Самолет заходит на взлетную полосу, загружается и в небо. И так — десятки. Настала наша очередь. Оказавшись в самолете, уснул. Будят – уже на земле. Построили, и какой-то полковник сказал, что мы прилетели в Афганистан «отдавать интернациональный долг». Я возьми да ляпни, что «у них ничего не занимал». В общем, попало. Тем не менее, он отобрал 10 молодых солдат, среди которых был и я, погрузили в БТР. Через какое-то время мы прибыли в полк связи, с полевым номером 52011», — так описывает начало своей афганской истории Виталий Лыгин.

Поначалу была обычная служба – наряды, боевое охранение, посты. Потом началась какая-то спецподготовка, где надо было проявить и сметливость. Его заприметили. В конце концов, он попал в аппарат главного военного советника, располагавшегося в столице – Кабуле.

В группе военного советника служба особая, в том числе и жизнь среди афганских военных. Был Лыгин в самых разных точках Афганистана. Приходилось «заглядывать» и в Иран, и в Пакистан. Да и во всяких переделках побывать.

До сих пор Лыгин помнит и ценит крепкую дружбу и взаимовыручку сослуживцев, для него до сих пор командир как отец: «Там было настоящее братство».

За участие в Афганской войне Лыгин награжден медалями «От благодарного афганского народа» и «За отличную военную службу». После вывода войск из Афганистана «вроде и радость была, что служба закончилась и живым вернулся».

— Но была и какая-то тоска, и даже хотелось обратно. Была горечь за погибших друзей, некоторых убили издевательски. Было зло на американских наемников. Не смог оставить старых родителей, это и удержало. Я, наверное, и выжил только ради родителей. Ведь в таких передрягах пришлось побывать, — вспоминает участник Афганской войны Виталий Лыгин.

Виталий Лыгин: в Афгане нас поддерживало настоящее братство