Если вы хотите понять экономический риск и моральное мошенничество безудержного стремления премьер-министра Биньямина Нетаньяху провести полную перестройку судебной системы Израиля и поставить её под свой контроль на фоне того, что ему предъявлены обвинения в коррупции, вам просто нужно изучить две статистических факта и задать один вопрос.
Начнём со статистики: журнал The Economist поставил Израиль на четвертое место среди стран ОЭСР с самой эффективной экономикой в 2022 году. А в 2020 году Израиль занял 19-е место среди экономик мира, впервые в своей истории попав в топ-20 по ВВП на душу населения, опередив Канаду, Новую Зеландию и Великобританию.
Правильно: в последние несколько десятилетий в Израиле произошло тихое экономическое чудо, и ни один израильский лидер не заслуживает за это большей похвалы, чем Нетаньяху. На мой взгляд, за предыдущие 15 лет своего пребывания на посту премьер-министра он проделал великолепную работу, помогая превратить Израиль в ведущую в мире страну стартапов. Он проводил разумную экономическую политику для привлечения инвесторов. Он мог пойти куда угодно и поговорить с кем угодно, чтобы продвигать израильскую экономику. И он сыграл ключевую роль в предоставлении государственных ресурсов, чтобы высокотехнологичное сообщество Израиля могло занять лидирующие позиции в мире в области технологий кибербезопасности, сохранения воды, солнечной энергии и цифрового здравоохранения.
Так что вас не должно удивлять, что многие глобальные и израильские инвесторы смотрят на Израиль сегодня и задают простой вопрос: если израильская правовая система, которая постепенно развивалась в течение последних 75 лет, была настолько ужасна — так, что нуждается в экстренной радикальной хирургии в одночасье, без каких-либо общенациональных дебатов - как же она помогла создать и сохранить израильское экономическое чудо последних 20 лет, которое Нетаньяху всегда и справедливо приписывает себе, и которое сделало израильский средний класс удивительно процветающим?
Нет ничего более опасного для дальнейшего процветания Израиля, чем сегодняшняя неспособность Нетаньяху дать достоверный ответ на этот простой вопрос.
Потому что в отсутствие достоверного ответа единственное, во что можно верить — единственное, во что всё больше верят иностранные инвесторы, — это то, что всем процессом управляет небольшая группа ультраправых авторитарных идеологов, экстремистский правый аналитический центр . вдохновленный Обществом федералистов в Америке и премьер-министром, который, кажется, так отчаянно пытается избежать суда по обвинению 2020-го года в мошенничестве, взяточничестве и злоупотреблении доверием, что готов изменить правила всей игры в израильскую монополию, чтобы обеспечить себе пропуск для выхода из тюрьмы
Это страшно.
Любой инвестор, иностранный или израильский, должен быть обеспокоен тем, что Нетаньяху позволяет судебным экстремистам в его кабинете разжечь правовую интифаду в Израиле и палестинскую интифаду на Западном берегу — в одно и то же время . И они делают это в гиперсвязанном мире, где у американских и европейских инвесторов теперь есть сильная мотивация тщательно охранять свои рейтинги ESG, которые измеряют устойчивость компании и её подверженность долгосрочным экологическим, социальным и управленческим рискам.
И вы хотите поговорить о рисках управления? Президент Израиля Исаак Герцог публично предупреждает, что отказ правящей коалиции Нетаньяху вести спокойный, терпеливый диалог с оппозицией по поводу предлагаемого преобразования израильской правовой системы и независимости Верховного суда Израиля «разрывает нас на части изнутри», и я говорю вам громко и ясно: эта пороховая бочка вот-вот взорвется. Это серьёзно".
Как правило, инвесторы .не любят вкладывать средства в страны, охваченные протестами и хаосом.
И именно поэтому некоторые начали нажимать кнопку паузы. Лео Бакман, президент Израильского института инноваций, некоммерческой организации, которая служит инкубатором для 2500 стартапов, в минувшие выходные дал интервью репортеру Haaretz Хило Глейзеру и резюмировал опасения израильского бизнес-сообщества.
«Инвесторы делают шаг назад и говорят: «Сначала решите, демократия у вас или диктатура, а потом поговорим, — сказал Бакман. — Послушайте, я много лет работаю с государственными министерствами». Он продолжил: «Мы всегда были аполитичны. Если бы я думал, что эта [судебная] «реформа» похожа на выстрел себе в ногу, я бы, наверное, дважды подумал, прежде чем высказываться. Но я считаю, что мы стреляем себе в голову».
И именно поэтому за кулисами — за их публичным хвастовством «не беспокойтесь — будьте счастливы» — говорят, что Нетаньяху и его стратегический советник Рон Дермер звонили мировым корпоративным лидерам, финансистам и даже экономистам, например Лоуренсу Саммерсу, чтобы попытаться убедить их в том, что головокружительная, радикальная судебная трансформация, которую они навязывают, не вызовет социальной и экономической нестабильности, что их компаниям следует задуматься о замораживании новых инвестиций или переводе своих денег домой.
Но чем больше Нетаньяху и Дермер звонят им, чтобы не волновались, тем больше эти инвесторы задумываются о том, что им есть о чем беспокоиться.
Вот воскресный репортаж одной из ведущих деловых газет Израиля The Calcalist: «Расследование Calcalist показывает, что большое количество высокотехнологичных компаний, менеджеры которых вовсе не участвуют в акциях протеста против судебного переворота, потихоньку выходят из денежные остатки их компаний из Израиля. Изучение десятков публичных высокотехнологичных компаний, единорогов и стартапов показывает, что по состоянию на прошлую пятницу 37 компаний решили снять 780 миллионов долларов с банковских счетов в Израиле и перевести деньги в банки за границей».
А во вторник The Times of Israel сообщила, что ведущие банкиры страны встретились с министром финансов Бецалэлем Смотричем и сообщили ему, что видят «ранние признаки» того, что запланированная радикальная реформа судебной системы «нанесет ущерб экономике», и призвали коалицию пойти на компромисс план, предложенный президентом Исааком Херцогом.
По сообщению израильского канала 12, Ури Левин, генеральный директор израильского Дисконтного банка, одного из крупнейших в стране, сказал министру финансов: «Мы наблюдаем десятикратный рост интереса к открытию сберегательных счетов в иностранных банках. Шекель слабеет, фактор риска Израиля растет, а дела у нашей фондовой биржи хуже, чем у других в мире. Рынок основан на доверии, и если мы не остановим его сейчас, то можем оказаться в глубоком кризисе».
Это произошло после того, как Амир Ярон, беспартийный управляющий центральным банком Израиля, как сообщается, предупредил Нетаньяху — после разговора с лидерами бизнеса в Давосе — что «планы правящей коалиции перевернуть судебную систему могут отпугнуть инвесторов и негативно повлиять на кредитный рейтинг страны». Об этом сообщает The Times of Israel.
Не следует питать иллюзий, что рынок каким-то образом спасет израильскую демократию ради демократии. У электронного стада глобальных инвесторов нет души. Оно заберёт деньги из Израиля или вложит деньги в Израиль, исходя только из одного критерия: возможности получать прибыль. Просто спросите у Китая.
Но вот почему один из самых важных израильских инвесторов в высокие технологии, попросивший не называть его имени, опасаясь репрессий со стороны правительства, так беспокоится.
«Дело не в том, что вы увидите паническое бегство всех высоких технологий, — сказал он моим американским коллегам. — Но люди очень обеспокоены тем, что правила игры меняются в одностороннем порядке. Независимо от того, был ли Израиль социалистическим или капиталистическим, правительство и бизнес-сообщество всегда собирались вместе и приходили к тому, что было бы лучше для страны. Теперь эти ребята приходят со всевозможными радикальными односторонними изменениями. Люди чувствуют угрозу, потому что не знают, что будет следующим предложением уже завтра».
Иностранные инвесторы, добавил он, всегда доверяли израильским судам. По его словам, если у иностранных компаний были разногласия с израильским правительством по поводу увольнения сотрудников, земельного управления в отношении собственности или таможенного органа в отношении импорта, они знали, что могут обратиться в суд и добиться справедливого разбирательства. Но если этот судебный переворот состоится, сказал он, «и суды и правительство станут одним целым — а у вас возникнет спор с правительством — куда вы пойдете, чтобы добиться справедливого разбирательства?»
Кроме того, по его словам, международным и израильским инвесторам и новаторам необходимо решить, где регистрировать свои компании — в Америке, Европе или Израиле — и куда направить свою прибыль. Если этот радикальный судебный переворот состоится, добавил он, вы увидите, как все больше и больше компаний станут регистрироваться за границей и туда же перемещать ресурсы. Вот почему молодые израильские технари, за которыми ухаживают все крупные технологические компании мира, теперь задаются вопросом, стоит ли им остаться или уезжать.
Нетаньяху думает, что может уладить все это с инвесторами, как он сам сказал, добавив: «Проблема в том, что предположим, что он не прав? Риски огромны».
Ущерб не произойдет за одну ночь, но со временем, заключил он: «Это будет похоже на то, как термиты поедают ваш дом. Сегодня он выглядит великолепно, но однажды внезапно рухнет».