Александр Иванович Куприн начал писать повесть "Яма" в 1908 году, вторую часть писал в 1915 году. Писал 8-9 лет, несколько раз бросал и возвращался. Получилась очень хорошая книга, читать было интересно.
"Яму" с тех пор экранизировали множество раз.
В 1990 году была удачная советская экранизация с Татьяной Догилевой и Олегом Меньшиковым.
Экранизация вполне получилась, правда, это не Куприн. Скорее по мотивам Куприна, сюжет перекроили. Одно выкинули, другое приклеили. Получилось немного суматошно, но то, что хотел сказать режиссер, у нее получилось. Фильм сняла Светлана Ильинская. Тем более интересно смотреть, как женщина снимает фильм о публичном доме.
Играют хорошие актеры. Например, Евстигнеев играл, как всегда, здорово. Получился такой капризный жлоб, что неприятно на него смотреть. Приходит в номера такой плешивый пень, скандалит, жмется за лишнюю копейку, покрикивает на всех, расспрашивает девушек о том как они докатились до публичного дома. И оказалось, что он судья, судит преступников, лицемерный обличитель в мантии.
Валентина Талызина - экономка, содержательница дома Эмма Эдуардовна, все девушки ее ненавидят. Интересно, за что? Вполне лояльная, сильно никого не притесняет. Наоборот, все ее обмануть норовят.
Девушки живут своей жизнью, торгуют продажной любовью. Видно, что фильм сняли во времена ранней "обнаженки". Много тела на экране, но это ведь не институт благородных девиц, а "Яма". Девушки о чем-то мечтают, хотят накопить денег и уехать, но оказывается, что это еще ни у кого не получилось. Поэтому финал у них плохой. В начале фильма девушка повесилась, решила, чем так жить, лучше сразу со всем покончить.
В морге жуткая сцена с крысами. Лежат на земле тела, бесхозные, некоторые неопознанные, никто их не хоронит.
Центральная фигура в фильме Тамара. Ее играет Татьяна Догилева. Она знает, чего хочет. Постоянно делает какие-то дела, с террористами работает, бомбы подкладывает. Ей платят, она эти деньги тратит на похороны повесившейся девушки. Потом в публичном доме тихо сливает ворам "карасей", наводит на богатых клиентов, у кого есть с собой деньги, кого на сколько можно ограбить. Ну и клиентов обслуживать успевает, того же противного судью - Евстигнеева.
Тут появляется один персонаж из романа Чернышевского, молодой адвокат Лихонин (очень юный Олег Меньшиков). Человек полон идеалов и светлых помыслов. Затеял спасти Любу, девушку из заведения, забирает ее к себе, собирается дать ей образование, профессию. Идеалист-революционер. Но ничего не получается, и он очень легко от нее отказывается. То ли дело его приятель, профессиональный революционер, бомбист и агитатор. Тот свое никогда не упустит.
События в фильме идут своим ходом. Тамару сажают в тюрьму, обвиняют в соучастии в ограблении, потом за взятку отпускают. Тамара подсыпает судье снотворное. Налетчики заходят и грабят судью. Короче все интереснее и интереснее становится. В конце фильма Тамара со своим криминальным партнером выкупают у хозяйки заведения "Яму" и становятся новыми владельцами. А Эмму Эдуардовну пинком под зад, выбрасывают на улицу. Не нужна им такая "экономка".
И печальная история. Одна из девушек, Женя, заразилась сифилисом. И повесилась у себя в комнате. Оказывается в "Яме" повеситься очень легко. Нужно только захотеть.
А одну из девушек, Маню-маленькую, играет молодая супруга Евстигнеева Ирина Цывина. Тоже хорошо сыгранный персонаж.
Фильм в целом интересен, снят добросовестно. Иногда бывают нелепые сцены, непонятно для чего они. Но это издержки поздних 80-х. Ведь "Интердевочка" и "Маленькая Вера" только недавно появились. Как правильно снимать эротику еще никто не знает.
Как и говорил, Куприна тут мало, много детективного кино.
Атмосферы гнетущей Ямы нет, безысходности тоже нет. Сильно не напугали.
Посмотреть стоит, просто ради артистов. Талызина, Догилева, Меньшиков, Евстигнеев. Хорошая компания собралась.