Найти тему
Православие в Азии

Праздник Встречи

15 февраля — Сретение Господне. 16 февраля — память святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Сретение Господне. 19 в. Палех
Сретение Господне. 19 в. Палех

Сретение Господне — это двунадесятый праздник в честь принесения Богомладенца Иисуса Христа во храм. Церковнославянское слово «сретение» означает «встреча».

По закону Моисееву в древнем Израиле новорожденных первенцев полагалось приносить в храм для посвящения Богу. На 40-й день после Рождества Спасителя Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник принесли Его в храм.

Сретение Господне. 16 в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Сретение Господне. 16 в. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Там их встретили праведный Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Они олицетворяли собой ветхозаветное человечество, встретившее Господа, пришедшего в мир. Так Ветхий Завет встретился с Новым. Мир, обветшавший тлением греха, встретил Бога, пришедшего его обновить.

Дуччо ди Буонинсенья. Сретение. 1308-1311
Дуччо ди Буонинсенья. Сретение. 1308-1311

Праведный Симеон Богоприимец — старец из числа семидесяти двух учёных толковников (переводчиков), которые перевели по поручению египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.) Священное Писание с еврейского на греческий язык. Симеон Богоприимец переводил Книгу пророка Исайи. Когда он читал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), то решил, что в тексте ошибка и хотел исправить слово «Дева» на «Жена», но тут явился ангел и, остановив его руку, сказал, что текст правильный и предсказанное он увидит своими глазами.

Симеон Богоприимец. Нач. 18 в. Ярославский Художественный музей
Симеон Богоприимец. Нач. 18 в. Ярославский Художественный музей

Через 300 лет в день принесения родившегося Спасителя в храм старец Симеон пришел туда по велению Святого Духа. Когда он увидел Богомладенца, то взял Его на руки и радостно прославил Бога: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29-32). Обетование, которого праведный Симеон ждал так долго, исполнилось. Симеона, принявшего на свои руки Богомладенца, Церковь назвала Богоприимцем, а его слова стали молитвой «Песнь Симеона Богоприимца».

Рембрандт. Симеон с младенцем Иисусом в храме
Рембрандт. Симеон с младенцем Иисусом в храме

Митрополит Антоний Сурожский об этом событии так сказал в своей проповеди на праздник Сретения:

«Словами праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видели очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицoм всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля, — заканчивается долгий период, тысячелетия боголишенности людей. Тысячелетиями, с тех пор как древний Адам заплакал первой своей слезой, с тех пор, как он издал первый стон на земле, где больше не было Бога среди Его тварей, вся земля, все человечество тосковало о том дне, когда встретится вновь лицом к лицу со своим Богом. И вот этот день пришел; Бог стал человеком в вифлеемских яслях; Вечный вошел во время: Неограниченный и Бесконечный вошел в ограниченность нашей тварности; Тот, Который является самой святыней, вошел в мир греха и, в день Своего крещения погружаясь в страшные иорданские воды, где люди омыли себя от грехов, погружаясь в них как бы в мертвые воды древних сказок и сказаний, Он вышел, нося на Себе мертвость, смертность тех людей, которых Он пришел спасать… Кончается трагедия богооставленности Ветхого Завета и языческого мира. Среди Своих людей - Господь; вся полнота Божества обитает на нашей земле; но начинается новая трагедия: начинается крестный путь Бога, ставшего человеком».

Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус
Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус

Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник удивились этим словам Симеона Богоприимца, но он обратился к Пречистой с пророчеством: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35). Символический смысл этих слов изображен на иконе Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Семистрельная».

-7

В Иерусалимском храме тогда же находилась и праведная Анна Пророчица. Это была благочестивая вдова 84 лет, которая много лет день и ночь служила Господу постом и молитвой. Она по вдохновению Святого Духа узнала в принесенном Младенце Спасителя мира и проповедовала о родившемся Господе жителям Иерусалима.

Рембрандт. Симеон и Анна Узнают Господа в Иисусе. 1627
Рембрандт. Симеон и Анна Узнают Господа в Иисусе. 1627

Молитвы праздника

Тропарь праздника, гл. 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Перевод:

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак праздника, гл. 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Перевод:

Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, и руки Симеона благословивший, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Перевод:

Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесён в Божий храм.

Автор Анна Орлова