Найти в Дзене
Informed-Man.ru

Социальная фасилитация: определение и происхождение

Социальная фасилитация - это теория, согласно которой люди лучше работают в присутствии других людей, например, коллег или аудитории. Это явление частично объясняется тем, что человек может испытывать тревогу или страх, если его оценивает другой человек, что может повысить его мотивацию. Что такое социальная фасилитация?
Социальная фасилитация - это теория в психологии, которая предполагает, что люди имеют тенденцию быть более продуктивными или иметь более высокие показатели, когда они находятся в присутствии других людей. Это включает реальное присутствие других людей в рабочей среде, а также подразумеваемое, воображаемое или цифровое присутствие других людей. Социальная фасилитация также подразделяется на эффект совместной работы - когда два человека работают над одним и тем же заданием вместе как соисполнители - и эффект аудитории - когда человек выполняет задание в присутствии других или перед аудиторией.
Противоположностью социальной фасилитации является социальное безделье, ко
Оглавление

Социальная фасилитация - это теория, согласно которой люди лучше работают в присутствии других людей, например, коллег или аудитории. Это явление частично объясняется тем, что человек может испытывать тревогу или страх, если его оценивает другой человек, что может повысить его мотивацию.

Что такое социальная фасилитация?

Социальная фасилитация - это теория в психологии, которая предполагает, что люди имеют тенденцию быть более продуктивными или иметь более высокие показатели, когда они находятся в присутствии других людей. Это включает реальное присутствие других людей в рабочей среде, а также подразумеваемое, воображаемое или цифровое присутствие других людей. Социальная фасилитация также подразделяется на эффект совместной работы - когда два человека работают над одним и тем же заданием вместе как соисполнители - и эффект аудитории - когда человек выполняет задание в присутствии других или перед аудиторией.

Противоположностью социальной фасилитации является социальное безделье, когда присутствие аудитории или другого человека заставляет человека потерять концентрацию или усложняет выполнение определенного вида задания.

Происхождение термина "социальная фасилитация

Норман Триплетт исследовал теорию социальной фасилитации; в 1898 году он сделал наблюдение, что велосипедисты показывают лучшие результаты, когда они соревнуются с другими, а не просто пытаются побить свое собственное время. Позже Триплетт продолжил исследование социальной фасилитации, проведя эксперимент, в котором он попросил детей выполнить простую задачу с рыболовной катушкой.

Он обнаружил, что половина детей работает быстрее, когда они работают вместе с другими, в то время как другая половина либо работает медленнее, либо имеет равные результаты. Он опубликовал результаты под названием "Динамогенные факторы в пейсмейкинге и конкуренции" в "Американском журнале психологии" и назвал этот эффект теорией драйва.

В 1920 году психолог Флойд Оллпорт назвал вызванное стрессом повышение работоспособности теорией активации социальных взаимодействий. В 1966 году социальные психологи Роберт Зайонц и Стивен Сэйлс предложили свою теорию доминирующей реакции в журнале Journal of Experimental Social Psychology. Они обнаружили, что социальная фасилитация улучшает производительность при выполнении простых задач, с которыми человеку удобно справляться, но ухудшает производительность при выполнении сложных задач.

Факторы, способствующие социальной фасилитации

Существует три основных фактора, способствующих социальной фасилитации:

  1. Аффективный: Присутствие другого человека создает чувство тревоги и опасения в процессе выполнения задания. Эти аффективные факторы создают стремление выполнить работу лучше и получить более высокую оценку.
  2. Когнитивный: Само присутствие других людей может помочь улучшить концентрацию внимания и предотвратить отвлечение во время выполнения задач. Для некоторых людей социальная поддержка может улучшить концентрацию на выполнении задания, в то время как для других она может стать отвлекающим фактором.
  3. Физиологические: присутствие аудитории или партнера, работающего рядом с вами, может повысить уровень возбуждения и побудить вас к хорошей работе. Физическое возбуждение от социальной фасилитации может привести к тому, что трудные задачи покажутся легкими.

Подходы к социальной фасилитации

Многие психологи продолжают изучать эффекты социальной фасилитации. Многие различные теории и подходы исследуют эффекты социальной фасилитации, включая следующие:

  • Гипотеза оценочного опасения: Эта теория, также называемая оценочным подходом, предполагает, что оценка со стороны других людей или суждение со стороны наших сверстников в социальных ситуациях - это то, что приводит к повышению эффективности работы.
  • Теория отвлечения-конфликта: Теория отвлечения-конфликта, представленная Робертом Бэроном, предполагает, что в социальных ситуациях человек сталкивается с конфликтом: Уделить внимание человеку или уделить внимание задаче. Этот конфликт на самом деле улучшает индивидуальное выполнение задачи.
  • Подход самопрезентации: Подход самопрезентации предполагает, что люди озабочены тем, как они выглядят перед аудиторией; они хотят выглядеть компетентными. Чарльз Бонд и Линда Титус представили эту теорию в 1983 году в статье под названием "Социальная фасилитация: Мета-анализ 241 исследования" в журнале Psychological Bulletin.
  • Закон Йеркса-Додсона: Закон Йеркса-Додсона гласит, что выполнение человеком задания в присутствии других людей зависит от того, является ли задание простым или сложным.