Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Это не метеорит? Что разгерметизировало космические корабли на МКС

   Это не метеорит? Что разгерметизировало космические корабли на МКС
Это не метеорит? Что разгерметизировало космические корабли на МКС

Одна из версий двух подряд аварий на МКС, в результате которых произошла разгерметизация российских космических кораблей «Прогресс МС-21» и «Союз МС-22» — человеческий фактор, то есть нарушение технологии производства при их сборке, использование недостаточно прочных материалов, либо наличие проблем в самой конструкции этих аппаратов. Такую версию выдвинули эксперты в разговоре с aif.ru.

Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21» 11 февраля 2023 года — второй подобный инцидент за неполные два месяца. В прошлом декабре похожее ЧП имело место с «Союзом МС-22»: тогда была обнаружена разгерметизация системы терморегулирования.

Как сообщил гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов, расследование ЧП с «Союзом» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне: причиной официально назвали удар случайного метеороита в корпус корабля. Такую же причину при расследовании обеих нештатных ситуаций рассматривают и в случае с «Прогрессом».

Однако окончательных выводов по поводу «Прогресса» эксперты еще не сделали. По словам главы «Роскосмоса», сейчас принимаются меры, которые позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки — что может подтвердить версию о метеорите или элементе космического мусора. Тем временем проверяется весь технологический процесс создания этих кораблей, в том числе и системы терморегулирования, которую собирают в РКК «Энергия».

Из-за отсутствия ясности с причиной обеих аварий старт с МКС «Союза МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов, отложен на первую декаду марта. Крайний срок пуска по технологическим причинам — конец марта.

Версии внешнего механического повреждения (удар метеорита) и заводского брака, нарушения технологии сейчас равнозначны, — считает историк космонавтики, писатель Александр Железняков: «Вряд ли разгерметизацию стоит списывать на какие-то конструктивные ошибки. Ведь такие корабли летают в космос уже давно. Не исключено, что это был метеорит, однако корпус космического корабля достаточно прочен: пробить его и метеоритный экран, который закрывает корпус, способно лишь небесное тело размером не меньше 4-5 мм. Два таких случая подряд крайне маловероятны».

«Причина разгерметизации двух кораблей — это конечно, не ошибка и не проблема в конструкции. И, скорее всего, не метеорит, — говорит инженер-конструктор космических аппаратов Сергей Александров. — О метеорите можно было бы говорить, если бы дыра была одна или их было несколько в течение очень небольшого промежутка времени — буквально минуты-две, и с одного борта станции. Но когда появляются дыры с интервалом в два месяца, в одной системе кораблей одной модели, выпущенных на одном заводе — значит, однозначно искать надо там. Корабли с такой конструкцией радиаторов летают уже больше 50 лет. У них было множество различных отказов, но именно в этой системе — ничего. Значит, причина разгерметизации — элементарный заводской брак. Либо какое-то очень грубое нарушение технологии при перевозке корабля или подготовке его к запуску. Которое случилось, допустим, при установке аппарата на ложемент для перевозки. Скорее всего, все произошло либо на "Энергии”, либо на космодроме — где, возможно, имел место грубый удар при перегрузке аппарата с места на место».