В своей речи Владимир Путин признался в том, что и сам думал о последствиях выхода России из ЕСПЧ. В своём тезисе он согласился, что сделали мы правильно и что предвзятость и пристрастность для судебной власти неприемлемы, и поэтому решения ЕСПЧ теперь не подлежат исполнению в России. Президент заметил, что поднялась «дискуссия среди думающих людей» о том, что, да, есть опасения остаться без защиты своих прав, свобод, записанных в Конституции.
Насчёт той дискуссии, которая поднялась среди думающих людей. Я на прошлой неделе был в ЛНР. Встречался с бойцами недалеко от линии фронта и с местными жителями. Никакой дискуссии по этому поводу там нет. Передавал машины нашим мобилизованным из Москвы и Московской области, никакой дискуссии по поводу ЕСПЧ нет. Есть дискуссии по поводу нехватки автотранспорта, а насчёт ЕСПЧ нету. Очень часто приходится встречаться с простыми людьми, и они даже не понимают, что это такое. Им это не нужно. Нету такой дискуссии. Она существует в каком-то ограниченном кругу людей, витающих где-то в облаках, иногда не вполне искренних в своих намерениях.
Какой может быть выход? Выход только один – обеспечение законности в государстве. То есть, законы должны соблюдаться, а за этим должны наблюдать соответствующие организации. Делегировать свои полномочия какому-то внешнему органу, про который вы вообще ничего не знаете, это ненормально. К тому же, а что, до ЕСПЧ жизни на Земле не было? Жизнь на планете Земля до появления ЕСПЧ представляла из себя зверинец? Это неправда. ЕСПЧ сам по себе появился не так давно. И Россия жила до ЕСПЧ, и Европа жила до ЕСПЧ, а Америке на ЕСПЧ наплевать. И поэтому, когда задают вопрос: «А как же теперь жить без ЕСПЧ?», да вот так же жить, как и раньше жили, или даже лучше, но при этом уделять особое внимание тому, чтобы этот закон в стране соблюдался.