Давно ли вы заправляли ваши фары?
На первый взгляд, вопрос крайне странный в век матричных диодных и лазерных фар. Да и автомобилисты середины 20-го века сочли бы мой вопрос неадекватным – как это заправлять фары, они же электрические!
Но вот на заре автомобилизма мой вопрос был бы вполне уместным, и скорее всего мне дали бы точный ответ. Ведь фарами первым автомобилям служили аналоги обычных уличных фонарей, которые были масляными либо керосиновыми. Были и варианты с установкой внутрь фары восковой свечи.
Конечно, дорогу такие фары практически не освещали, они лишь обозначали автомобиль в темноте. К тому же стёкла фонарей быстро чернели от копоти, что делало их ещё менее эффективными.
В 1896 г. лётчик и авиаконструктор Луи Блерио предложил использовать в качестве осветительного элемента горящий газ ацетилен.
Внутрь фары была встроена горелка. Вместо обычного стекла стали использоваться фокусирующие линзы. Газ вырабатывался за счёт смешения воды и карбида, которые заправлялись в отдельный бак.
Дабы «включить» такие фары, водителю необходимо было для начала вручную открыть клапан в баке с водой, после чего начиналось смешение карбида с водой и выделение газа. После этого, нужно было открыть кран подачи ацетилена, после чего открыть стекло фары и спичкой зажечь горелку. Когда фара зажглась, краном на баке можно было регулировать количество подаваемого газа и соответственно яркость фар.
Конструкция ацетиленовых фар прижилась сначала на локомотивах в качестве прожекторов, а потом и на легковых автомобилях. Способность освещать дорогу на несколько десятков метров с достаточной яркостью была главным преимуществом этих фар. Недостатком же являлась необходимость раз в 2-3 часа заправлять баллон карбидом и водой, а также очищать стекло и горелку фары от нагара.
Изобретение в 1910-х годах ламп накаливания с вольфрамовой нитью избавило водителей от этой необходимости, фары стали электрическими и разговоры о заправке фар канули в лету.
Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, мне удалось познакомить вас с чем-то новым и интересным. В мире ещё много инженерных шедевров, и я постараюсь рассказать вам о них как можно больше!
А если вы подпишитесь на канал и поддержите меня лайком, я буду знать, что моя работа не прошла даром и мой материал кому-то интересен. До новых открытий, друзья!