Церковная основа праздника — встреча младенца Иисуса с праведным Симеоном и пророчицей Анной — была почти неизвестна крестьянам. Поэтому этот день они переосмысливали как встречу зимы и весны, когда морозы ослабевают. Причем для восточных и западных славян Сретение знаменовало середину зимы, а вот южные славяне считали его пограничным днем, после которого весна вступает в свои права. Такое разночтение, конечно, связано с разницей климата.
В русских губерниях Сретение не считалось большим праздником, гораздо торжественнее его отмечали белорусы, поляки, чехи, сербы. Однако в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. Когда же икону возвращали на место, в красный угол, вся семья должна была встать на колени и произнести: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Дети же пели такую песню:
Пришел месяц-бокогрей,
Землю-матушку не грел –
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозычу...
Ты, Морозко, не серчай,
Из деревни убегай –
Что за тридевять земель,
Да за тридесять морей!
Церковным свечам, освященным в некоторые праздники, на Руси приписывалась почти магическая мощь. Но особенно часто такие представления встречались именно в Белоруссии.
Например, венчальную или богоявленскую свечу зажигали во время сложных родов или у постели умирающего, чтобы облегчить его страдания и отогнать злых духов. А свеча, принесенная из храма в Великий Четверг, спасала от козней колдунов и всякой нечисти, помогала изгнать лихорадку. Воск от пасхальной свечи был талисманом любого пастуха — его закатывали в рожок для сохранности стада.
Так вот белорусы изготавливали к Сретению высокие свечи — лучше всего из собственного воска, если в хозяйстве держали пчел. В этот день их освящали в храмах. Такие свечи назывались громницами, их наделяли особой силой. Поэтому второе название праздника Сретенья — Громница. Такие свечи защищали дом от пожара и молнии, а поля от града, поэтому их зажигали во время грозы. Подобные представления бытовали и у поляков. Последние также верили, что громничные свечи — мощный оберег против волков.
Иногда огнем громничной свечи прижигали волосы, чтобы избавиться от головной боли, защитить от молнии и диких зверей.
Подобный обряд соблюдали поляки и чехи, поэтому у них Сретение именуется праздником свечей. Кстати, если в этот день чехи слышали первый гром, то вставали на колени и целовали землю. Кроме того, они в этот день не шили, чтобы не навлечь молнию на дом и не танцевали — в противном случае любитель танцев мог умереть в течение года. Также со Сретения в Чехии начинались карнавалы, которые продолжались до самого Великого поста.
А вот в русских губерниях на Сретение заклинали мышей, чтобы уберечь от них поле и зерно. Обряд проводил местный знахарь. После угощения он собирал четыре снопа или клочка сена и сжигал их в специально растопленной для этого ритуала печи хозяином дома, шепча при этом заговоры.
Потом знахарь собирал пепел и закапывал его на гумне, приговаривая: «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахнучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем же не порушится!»
Хозяева дома благодарили его хлебом и новым полотенцем, а затем снова угощали на счастье. После Сретения бывалые крестьяне уже не выезжали на санях, не доверяя крепости льда и снега. Это представление было особенно распространено в Тульской губернии.
Кроме того, Сретение вообще считалось неудачным днем для путешествий. В Каширском уезде бытовала легенда о зажиточном крестьянском семействе, которое на семи подводах отправилось в дорогу в Сретение и все погибло — лошади провалились под лед вместе с людьми.
На закате дня деревенские дети собирались на любом пригорке и заклинали солнце такой песней:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко.
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу –
Ведьму-зиму?
Если солнце действительно еще раз показывалось из-за горы, то последние морозы остались позади. Если же нет, то Власьев день (24 февраля) будет очень суровым. Кроме того, в этот день уделяли особенно много внимания домашней птице. Кур кормили овсом, приговаривая: «Корми кур овсом — будешь с яйцом». Садовники белили плодовые деревья.
Со Сретеньем было связано много земледельческих и бытовых примет. Например, ясное звездное небо в канун дня предвещало позднюю весну. Об этом говорила и метель в Сретенье. Ветер был приметой большого урожая фруктов, капель — богатой пшеницы. Тихий солнечный день был залогом урожая льна. Чтобы узнать, насколько богатыми будут травы, бросали палку поперек дороги — если ее быстро засыпал снег, то травы будет мало. Потрескивание ветвей в лесу было предзнаменованием стужи. Если свиньи чесались об деревья, то стоило ожидать снега, а поросята визжали к холоду.
В Тульской губернии верили, что оттепель в Сретенье предвещала плохую весну, а вот жители Костромской губернии считали, что весна просто будет ранней. В Рязанской губернии полагали, что снежное Сретенье обещает большое половодье и вообще мокрую весну. А вот метель, по мнению рязанцев, была приметой поздней осени.
Кстати, в канун Сретенья на лошадей вешали кнут и онучи, чтобы защитить от домового, который этот день часто бывал в дурном настроении и мог заездить животное.
НАВИГАТОР КАНАЛА