Найти тему
Дороги и ВнеДороги

Поездка на Каракольские озера

Каракольские озера — группа из семи живописных горных озёр на севере Алтайских гор (Чемальский район Республики Алтай РФ). Расположены на западном склоне хребта Иолго, водораздела рек Бия и Катунь у подножия перевала Багаташ.
Пожалуй одно из самых распиаренных мест в Горном Алтае, по степени популярности видимо уступают только Телецкому озеру.

Впервые я про них услышал лет 10 назад от знакомых, которые с жаром рассказывали как они туда ездили, как их везли по убитой дороге местные перевозчики. Я тогда поставил себе зарубку, что обязательно туда съезжу, но заеду своим ходом. Шли годы, менялись машины, я то вспоминал про ту задумку, то забывал, и вот наконец-то у меня подходящая машина для этой дороги и ее подготовки должно хватить, чтобы добраться до места.

Я изучал достаточно много разных материалов как туда ездят, спрашивал бывалых (но от этого толку не много, или "уууу, даже не суйся, там капец", или ужимки и "есть там дорожки, да… может и доедешь" безо всяких точных инструкций как и где ехать). Полного описания пути я так и не нашел, больше всего информации, конечно же по дороге от Элекмонара (хотя тоже либо видеонарезки, либо фотки отдельных участков, причем разных годов, а дорога там судя по всему меняется чуть ли не каждый месяц), однако со стороны Урлу-Аспака вроде как делают дорогу, по легенде там асфальт до самых озер и только в конце немного жести. Более-менее информацию увидел у какого-то политизированного чувака на ютубе, что вещал, что какие-то миллиардеры за счет налогоплательщиков строят дорогу до своих баз, разрушая экологию региона. Решил ехать именно по этой дороге, причем план поездки был на несколько дней, хотел от озер спуститься на Элекмонар и дальше на Ороктой, а там как пойдет.

Итак понедельник, утро, выезжаю. Из подготовки: 32-е колеса, шноркель в боевом режиме (как я не старался, убрать вибрации не вышло, поэтому всю дорогу слушал рев и вибрации, так-то они только в диапазоне 2-3 тыс. оборотов, вот только по трассе только на этих оборотах и едешь - как я победил шум от шноркеля читайте тут), лебедка, защита коробки и раздатки. В багажнике лопата, ручная лебедка, браслеты (хотя на диски ОРВ их скорей всего не надеть), куча веревок и прочего такелажа, якорь (пусть он плохо работает, но вдруг пригодится - и да, про изыскания насчет якоря будет также отдельная статья), кувалда, топор, резиновые сапоги, запасная обувь, одежда, ну и если придется ночевать в машине — подушка, одеяло, хоть я и не планировал ночевки в машине, плюс всякие ключи и проч. мелочи.

До Горно-Алтайска доехал без проблем, а в нем начались выкрутасы от навитела, завез меня в какой-то тупик вместо того чтобы сразу вывести на Телецкий тракт, пришлось возвращаться и терять время (причем вел какими-то поселковыми улочками, где из-за стоящей машины уже сложно проехать), в итоге выехал на трассу и там уже без проблем доехал до Урлу-Аспака. Дорога не сказать чтобы очень живописная, но ближе к селу симпатично выглядят окошенные склоны гор.

Такие виды на подъезде к Урлу-Аспак

-2
-3
-4

А это дорога на озера:

-5

Еду дальше к дороге, ожидая, что навигатор покажет поворот направо, а он ведет прямо, и на дороге лежат блоки и стоит знак "кирпич", дальше какой-то тусняк в районе моста, решил поверить навигатору, проехал прямо, чутка поплутал по поселку и по грязным склонам и выехал на эту же дорогу. Да она асфальтированная, километров наверно 5 (честно говоря, не замерял и на спидометр не смотрел). Когда выезжал по дороге проехали два внедорожника ссанг йонг корандо и что-то сурфоподобное, я пристроился за ними.

Скоро асфальт кончился и началась гравийка, ну гравий не то чтобы гравий, там дальше горы крошат и сюда на дорогу сыпят. Потом на дороге на какой-то полянке организован съезд направо и эти два джипа поехали туда, я остановился (спросить их на озера или нет никак, т.к. они далеко были), но навигатор показывал ехать дальше по дороге. По ней я решил и ехать дальше, через какое-то время навигатор показал, что я где-то в "нигде". Дальше я просто ехал по этой дороге пока она не кончилась.

Несколько слов о дороге. Дорога крайне не комфортная в психологическом плане. Т.к. непонятно доедешь до места или нет, по дороге ездят камазы, тяжелая техника, в некоторых местах в дорогу вбиты колышки из арматуры (я как-то на бэхе в полях на такой наехал — колесо на выброс), дорога то сужается до одной полосы, то расширяется до трех полос, кажется вот еще поворот и она закончится обрывом. Однако все-таки доехал до ее окончания и она перешла в лесную дорогу. Перед этим участком стоял Хантер на больших колесах видимо ждал пассажиров. До этого места ездят на обычных машинах, видел какой-то микроавтобус и филдер.
Сколько километров она — опять же не скажу, т.к. не замечал, но если кому интересно, выложу видос с полной дорогой, там можно получить представление о дороге и времени на нее.

Ну а дальше пошло не то чтобы рубилово, просто медленное движение, режим — либо 2вд и потихоньку ползешь по дороге, либо понижайка и ползешь по камням. Дорога — сухая грунтовка (да мне повезло и дождей не было, ну как повезло, я специально ждал когда неделю будет жара), мокрая грунтовка с камнями, грязь с камнями, много камней. Особых подъемов и спусков нет, просто очень медлено ползешь и все. Живописных видов тоже нет, все что видишь — камни, грязь, унылые чахлые деревца, грязь, камни, камни, грязь.

Я ехал спокойно, нигде ничем не задевал, нигде не буксовал (может одно или два места было, когда не смог забраться на мокрый камень и пришлось чуть сдать назад и поменять траекторию).

И опять же самое неприятное было, что непонятно правильно ли я еду и туда ли я еду. Навигатор постоянно теряет дорогу, но общий километраж до пункта назначения сокращается, что радует. Пробовал включить хваленый Османд, но все что я получил через каждые 30 секунд роботизированным голосом "маршрут пересчитывается, до места назначения 24 км", причем выключить я его смог только остановкой приложения через настройки андроида, просто так не получилось, он зараза не сбрасывает маршрут, а если выходишь по кнопке назад, запускается в фоне и продолжает трындеть, сбрасываешь приложение из фона — через какое-то время опять "маршрут пересчитывается…" Пробовал любимый всеми Яндекс, но Яндекс сказал, тут нет интернета, как подвезут — обращайтесь (да, я скачивал карты загодя, но чет не помогло). Поэтому в итоге только по Навителу и ехал.

Иногда из-за долгого движения внатяг начинала расти температура двигателя, опасно приближаясь к красной зоне, тогда я включал первую пониженную и ехал удерживая 2 тыс. оборотов или стоял на таких оборотах пока температура не нормализуется, а потом выключил кондей и с температурой стало все норм.

Дальше дорога пошла куда-то вверх и наконец я выехал до какого-то вида.

-6

-7

-8
-9
-10

Проехал еще чуть-чуть. Ба! Да я приехал!

-11

-12

-13

Т.е. едешь ты едешь и херак, на месте. Правда получилось, что я приехал не совсем туда, куда планировал. Я-то хотел заехать туда, где база, куда людей возят, а оказался на смотровой площадке, куда в основном на квадриках и мотиках ездят. Однако как только я увидел озера у меня в голове как будто щелкнуло "Миссия выполнена, пункт назначения достигнут" и весь интерес к этим озерам пропал, вот прям полностью. Однако у меня был план и я его придерживался, поэтому двинул в сторону стоянки, ее я видел сверху, логично, что надо ехать куда-то левее.

Спускаюсь с горы на плато (видимо оно тоже как-то называется) и я напрочь забыл где я тут проезжал, но придерживаясь плана еду левее, там ручеек, торчит какая-то палка (ну думаю мне сюда значит и надо), с виду размыто, воды многовато. Впрочем таких мест я проехал кучу до этого и особых проблем они у меня не вызвали, выбрал место посуше еду и… не еду(. Морда проскочила, жопа провалилась и ни туда, и ни сюда. Такие же ощущения я испытывал зимой в глубоком снегу, когда что ни делай, та только глубже закапываешься, открыл дверь — пороги в жиже по самую накладку. Везде все раскисшее, встать не на что, везде болото. Это как раз то, чего я больше всего боялся.

Смотрю с горизонта чапают два каких-то чувака (я даже 5 минут не просидел), подходят, один радостно говорит "я на этом месте 4 дня жил, никто вытащить не соглашался, вот даже палку поставил, что сюда не надо ехать"… б**. я воспринял эту палку ровно наоборот.

Попробовали они меня толкать — естественно никакого результата. У меня все в багажнике, до багажника не добраться, так как болото и плавать там по колено не очень хочется. Попробовал через салон добраться до багажника, вышло не очень, но удалось достать резиновые сапоги и компрессор (их у меня два с собой было, достал тот что послабже, основной был где-то глубже). Зачем компрессор? Так пневма же. Открыл капот, накачал пневму до 6.5 атмосфер, дальше уже компрессор чет не очень хотел качать, но машина ощутимо поднялась и пороги уже не лежали в жиже. Попробовал ехать — неа, снова машина пошла вниз и все.
Чуваки ушли, пообещав сообщить обо мне желающим помочь.

Разматываю лебедку, вдалеке есть несколько больших валунов, подкапываю землю под одним из них, обматываю трос, цепляюсь и пробую тянуть — камень поднялся, я остался где был. Но на горизонте появились как раз те джипы, которые по дороге от Урлу-Аспака ушли правее. Подъехали, перецепил лебедку за машину побольше, начинаю тянуть тросс натягивается и падает. Что такое? Смотрю, а он падлюка с крепежного болта сорвался, причем я не разматывал его до конца, вся помеченная красным часть была на барабане.

Полез в багажник за динамкой, ребята объехали сзади и там уже один рывок и я спасен). Кстати, благодаря пневме задний бампер уже не плавал в жиже (одной стороной) и до проушины я добрался почти по сухому).

-14

К сожалению фоток особо не делал, видео тоже не снимал. Т.к. все это было не то чтобы долго, и руки были грязные. Поэтому фотоотчет — так себе, но на регистратор все записалось), как побежу (победю?) все авторские права на ютубе тут, на дзене это не проблема — выложу).

Ребята поехали дальше на смотровую площадку, а я остался собирать весь шмурдяк и пробовать починить лебедку. Ушко было просто деформировано, но не порвано, болт остался в барабане. Молотком выправил ушко, а вот прикрутить его так и не вышло сколько я не пытался. Стальной трос, он падла только на новой лебедке выглядит очень здорово — блестит, виток к витку, но таким я его видел только до первой размотки. Стоит только ослабить натяжение и трос на барабане весь поднимается. По инструкции надо его разматывать постоянно удерживая натяжение. Хз кто как, но у меня так ни разу не получилось, причем можешь тянуть без "вздыблевания" на барабане, но потом все равно его приходится положить, пока приладишь корозащитку и проч. Короче после первого использования трос уже был весь в заломах, в этот раз — та же самая фигня, трос поднялся на барабане и в этот раз ушко деформировалось критично и сорвалось с барабана, жесткость троса и место для вкручивания так и не позволили мне все вернуть на место. Поэтому прикинув, что точку я все-таки взял, делать мне тут особо больше нечего, решил двигать в сторону дома, т.к. ехать куда-то в сложные места без основной лебедки как-то не очень правильно, тем более сложить трос аккуратно опять же не получилось и он занял все место в багажнике крайне затруднив доступ ко всему остальному содержимому.

Кроссовки я промочил, пока смотрел насколько все плохо, в резиновые сапоги тоже зачерпнул местной жижи, пока пытался починить лебедку меня довольно сильно продуло на этих ветрах, поэтому ночевка в хз каком домике мне показалась сомнительной и расходометр показывал 60 км до заправки, поэтому решил двигать тем же путем что и приехал, т.к. тут-то я точно проехал и лебедка не требовалась и особых сложностей там по дороге нет (на стоковых нивах ездят). Сменил носки, обул сухие кроссовки и поехал в сторону дома.

Обратный путь никаких проблем ожидаемо не вызвал, доехал без приключений, только БК постоянно пугал скорым обсыханием, но как только выехал на более-менее дорогу, стрелка показала пол бака, а до заправки уже стало 100+ км.

-15

До заправки доехал успешно, вошло ровно 50 литров под пробку. На этом бензине доехал до дома и осталось чуть меньше полбака. Дома я был в 23 часа.

На следующий день разобрал походный шмурдяк, отмыл машину, в том числе и снизу. По дороге к озерам ничего не шоркало, а на обратном пути справа шоркало по арке, когда отмыл, обнаружился залом подкрылка, подрезал его, шоркать перестало. На защите следов не заметил, но был большой шмат грязи на одном углу, а вот рулевому демпферу досталось, он весь помят, но вроде живой еще (хотя я не помню чтобы где-то чем-то бился). Купил кевларовый трос (оказалось он не такой уж и дорогой, знал бы — купил бы значительно раньше) перед установкой сточил на всякий случай все заусенцы с клюза, а его установка по сравнению со стальным — просто удовольствие (прикрутил за три секунды) и он вообще ничего не весит, после размотки железного уже вообще ничего больше не хочется, крюк поставил от железного, купил резиновые сапоги с высокими голяшками (вроде 75 см), отбалансировал передние колеса, вибрации ушли (или полностью или почти), поменял воздушный и салонный фильтры (несмотря на пробег в 11 тыс. км, они были очень пыльные) и казалось бы можно ехать дальше по маршруту, но осмотр подвески выявил рваный пыльник на одном тормозном цилиндре на переднем левом супорте и сорванный пыльник с одного рулевого наконечника (позже оказалось, что это просто такой рулевой наконечник - он обслуживаемый и без пыльника).

-16

-17

Дорога туда и обратно полностью: