Вопрос этнической принадлежности, такой исторической личности, как Фет-Али хан, подвергается множеству искажений и фальсификаций на государственном уровне, со стороны Азербайджана. Мы, представители лезгинского народа, имеем ряд исторических сведений и фактов для того чтобы называть Фет-Али хана своим.
Факт первый: Фет-Али хан в историографии причисляется к дагестанским правителям, на ровне с шамхал тарковским, ханом казыкумухским и ханом аварским.
«В добавок к такому уменьшению шамхальского владений, между дагестанскими ханами явились в прошедшем столетии, один за другим, такие замечательные личности, как например Чолак-Сурхай хан казикумухский, Фет-Али хан кубинский, Омар хан аварский, которые своей славой много ослабили родовое влияние шамхалов на дагестанское население и значение имени их в соседственных Дагестану землях.»
Факт второй: владения кубинских ханов и сам город Куба были исторически на территории Дагестана. Этому свидетельствуют атласы и описания путешественников.
«Кубинское ханство принадлежит к числу новейших в Дагестане;
Юный город Куба, при самом проявлении своем на историческую сцену, ознаменовал себя в летописях Дагестана властолюбием.
Куба опять явилась первенствующим владением в Дагестане, а Фет-Али хан начал думать о покорении Персии…»
Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что уже политически и территориально Фет-Али хан со своим ханством относился к Дагестану, а ни как не к Азербайджану которого в тот период и вовсе не существовало в Закавказье.
Что касается этнической принадлежности хана, у нас есть следующие факты:
«Последняя династия Кубинских ханов происходит от Лезги-Ахмеда, который для своего пребывания выстроил укрепление Худат. В этой крошечной столице маленького ханства жили и приемники Ахмеда, сын его Хасан-Али и Султан Ахмед хан, убитый своим тестем в начале XVIII столетия в общих смятениях Дагестана и Ширвана. Малолетний сын и наследник Султан Ахмед хана, Хусейн-Али хан был увезен в горы, где и воспитан, а потом занял кубинский престол под покровительством славного Надира.»
В труде Березина мы узнаем то, что основателем ханской династии является Лезги-Ахмед который построил резиденцию в Худате. Хусейн-Али хан отец Фет-Али хана, будучи младенцем был увезен и воспитан в горах. Далее мы узнаем куда именно.
Мы ехали на запад к провинции Кулаганской позади уезда Токуспара называемого и езда была крайне трудная… Во время сего путешествия проезжали мы через пять деревень, из коих первая по наследству принадлежит Фет Али хану, а в прочих обитают подгорные дагестанцы. Они суть люди особливой породы, говорят языком лезгинским, однако разумеют при том и турецким, и хотя находятся в подданстве у кубинского хана, однако он над ними, яко народом диким, которой никакого начальства признавать не хочет, не великую власть иметь может.»
Гмелин направившись в лезгинские вольные общества самурской долины сообщает, что одна из деревень по наследству принадлежит Фет-Али хану, естественно по причине того, что его отец вырос и был воспитан в этой деревень. Из этого следует, что во время смут, наследственный лезгинский хан был увезен в лезгинскую деревню лезгинскими приближенными ханского двора. Будь хан другого происхождения, он был увезен в другое общество.
В труде И. Готлиба о народах проживающих в Российском государстве, Фет-Али хан упомянут в главе «Лезги».
«Казикумикские степи населяют Лезги и Кумики. Казикумикский хан обще с авар ханом почитается сильнейшим. Курельской и дербентской улусы принадлежат кубскому хану, который титулуется Фет-Али ханом.»
Все политические успехи Фет-Али хана достигнуты благодаря его лезгинской армии, этому свидетельствуют документы и дипломатические переписки.
Куба хан называемый, состоит не над большим владением, но, согласив к себе лезгинцов, овладел Дербент, Баку, Сальян и околичные места… Как и Сурхай оными владел, почему оной Куба хан, собрав горских лезгинцов, Шемахою и Ширваном завладел, потом на шекинского хана наступил и весьма победил.»
Так же важный факт, что Фет-Али хан чтобы расплатится со своим войском, вторгся в Карабах разграбив селения.
«Там и тут изыскивал он средство добыть денег, в которых нуждался для уплаты войскам жалованья. Неудовлетворенный в своих исканиях ни со стороны России, ни со стороны Турции, а между тем принужденный дать какое-либо занятие своему ополчению, Фет-Али хан ворвался в Карабах, где разорял и грабил селения. Только новое письмо П.С. Потемкина заставило его выйти из Карабаха, и воспользовавшись обстоятельствами, направить свою деятельность к стороне Гиляна.»
О приверженности Фет-Али хана к какой-либо конфессии мы можем рассуждать логическими фактами, а именно: жена Фет-Али хана была сестра кайтагского уцмия, исповедующих ислам сунны. Будь Фет-Али шиитом, то кайтагский уцмий не выдал бы свою сестру за врага. Следующий факт это то, что отец Фет-Али хана получил воспитание в лезгинском вольном обществе в среде суннитов, следовательно Фет-Али не мог вырасти на шиитских убеждениях. И третий факт это его опора или армия из лезгин. Фет-Али не смог бы склонить на свою сторону такое количество суннитов лезгин, которые буквально 30 лет назад восстали шиитской Персии.