Это – одна из главных святынь калмыцких буддистов.
📷 Извините за туманные фотографии, но других нет. И хотя художественной ценности такие снимки не имеют, зато отлично передают атмосферу путешествия.
Кочующий храм
Мы ехали со стороны Элисты. Свернули по указателю к Хар-Булуку и поехали по безлюдной степной дороге.
Единственными пешеходами были коровы, которых мы встретили у моста.
Посёлок Хар-Булук небольшой, в нём живёт меньше тысячи человек. Название произошло от калмыцкого «хар булг» – «чёрный родник» (ещё переводится как «горький родник»).
И действительно, здесь, в окрестностях посёлка, недалеко от священного тополя, бьют из-под земли источники, которые считаются целебными.
С посёлком связана удивительная история.
В 17 веке в Тибете основали монастырь «Раши Лхунбо». Потом он стал кочующим храмом, а затем был доставлен в бескрайние калмыцкие степи.
Кочующий храм представлял собой кибитку, где хранились священные реликвии: буддийские иконы, частички мощей, одеяния и грамоты тибетских лам, прочие реликвии.
К этому храму-кибитке стекались люди со всей округи.
Храм постоянно кочевал по калмыцким степям. И вот в конце 19 века обосновался там, где сейчас посёлок.
Последний его настоятель Пурдаш-багши Джунгруев дважды совершил паломничество к святыням Тибета. Второй раз он отправился в Тибет в феврале 1902 года и вернулся домой в декабре 1903-го.
Буддийский монах вёл дневники своих путешествий, которые до сих пор изучают монголоведы. Пурдаш-багши не упускал никаких деталей.
Его дневники содержат такие подробности как описания местностей, по которым он проезжал, сколько времени занимают те или иные отрезки пути, на каком виде транспорта лучше их преодолевать, сколько брать с собой воды, еды и прочих запасов.
Паломническая поездка калмыцкого монаха была нелёгкой.
Он описывал, что путники, преодолевавшие перевал Гончжинг-Хотол, заболевали только от одного ужаса при приближении к перевалу.
Дело в том, что там росла ядовитая трава и от её испарений абсолютно здоровые ещё вечером люди уже к полночи умирали…
Пурдаш-багши удостоился радушного приёма Далай-ламы. Во всех подробностях он описал и саму аудиенцию, и своё пребывание в монастыре Лхасы, обычаи, будни и праздники местных монахов…
Сведения о паломничестве в Тибет, о жизни закрытого от чужих глаз монастыря Лхасы были настолько уникальны и ценны, что за свои заметки о путешествиях буддийский монах Пурдаш-багши Джунгруев в 1905 году был награждён малой серебряной медалью Русского географического общества.
С именем этого человека и связано предание об Одиноком тополе.
Когда он вернулся из паломничества к тибетским святыням, то закопал на самой высокой возвышенности в окрестностях Хар-Булука свой посох. А на посохе, в его надрезе, были спрятаны семена священного тополя Лхасы.
Вскоре случилось чудо – семена проросли!
И, конечно же, настоящим чудом является то, что Одинокий тополь, выросший из посоха монаха, стоит и по сей день. Ведь посажен он в середине 19 века.
Одинокий тополь – святыня буддистов
Без точных координат мы бы долго плутали в пелене тумана в поисках священного дерева. Видимость плохая, а степь исчерчена дорогами вдоль и поперёк. Куда ехать, где искать путь в этом белом молоке?
И вот, наконец, вдали показался тот самый тополь.
Мы его сразу узнали. Да и как было не узнать? Во-первых, в степи не встретили ни одного другого дерева. Во-вторых, этот тополь просто огромен. И, в-третьих, он окружён ступами и молитвенными флажками.
Одинокий тополь – это не просто дерево, а памятник природы республиканского значения, священное для калмыков место.
Лавролистному тополю больше ста лет. Его высота – 20 метров, диаметр ствола – 1,5 метра.
Одинокий тополь стоит на возвышенности, с которой открывается прекрасная панорама на окрестности. Это место овеяно легендами. Его воспевают калмыцкие поэты и в сердце каждого калмыка оно священно.
Мы всего великолепия панорамы оценить не смогли из-за густого тумана.
Песни льда и ветра в степях Калмыкии
Зато мы застали у тополя необычайное явление. Весь тополь стоял словно хрустальный, обледенев от прошедшего накануне дождя.
И вот на ветру всё дерево звенело и пело песни ветра и льда. А во время особенно сильных порывов ветра – с веток осыпались льдинки, длиной с одну или даже две фаланги пальца руки.
Дети пришли в восторг от этой ледяной бомбардировки, а мне приходилось прятать лицо и объектив фотоаппарата.
Этот звон обледеневших ветвей и стук падающих льдинок до сих пор стоят у меня в ушах, когда я смотрю на эти фотографии.
Калмыкия была невероятно добра к нам, и всего лишь за 5 дней путешествия мы увидели так много чудес и природных явлений, от густого тумана до ледяного дождя, что я даже не жалею о том, что от них пострадало качество моих фотографий.
Основание тополя окружено невысоким забором. И забор сплошняком покрыт конями ветра.
У подножия тополя люди оставляют монетки. Мы тоже оставили свои. И теперь старый тополь шумит над ними…
Одинокий тополь – святыня всех калмыцких буддистов. Под ним совершают молебны и медитируют.
В тёплое время там почти всё время есть люди. А мы увидели там людей только, когда уже собрались уезжать.
Местные жители приехали к священному тополю на двух машинах. И мы были рады, что успели вдоволь нагуляться у тополя, и уже не мешали людям совершать обряды. Как и нам никто не мешал любоваться этим необычным местом.
Как найти Одинокий тополь. Он находится в степи, в 4 километрах юго-западнее посёлка Хар-Булук Целиннного района, в 14 км от Элисты.
Координаты: 46.28052, 44.01112.
Изумительное дерево, такой возраст и такая удивительная история. Если будете в Калмыкии, обязательно наведайтесь к нему.
📜 Все мои публикации о Калмыкии – в подборке КАЛМЫКИЯ: Восточная экзотика и буддизм в России.
👍ЛАЙК + 💕ПОДПИСКА = НОВЫЕ СТАТЬИ 😊ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ: