Яёи Кусама – одна из самых богатых художниц мира, ей 94 года. Она страдает серьёзным ментальным расстройством и уже более 40 лет живёт в психиатрической клинике. Она сотрудничает с Луи Виттон, её выставки проходят в крупнейших музеях по всему миру и ещё она одна из самых цитируемых в инстаграме художников на сегодняшний момент.
Яёи Кусама родилась в 1929 году в провинциальной, консервативной, богатой японской семье. Мать Яёи не одобряла желание дочери стать художницей и всячески «вставляла палки в колёса». По некоторым сведениям, мать обращалась с Яёи очень жёстко физически, может быть это и стало причиной её галлюцинаций. Отец присутствовал в жизни дочери не очень много, у него были отношения вне семьи. И самое страшное, мать посылала Яёи следить за отцом и там она видела весьма неприятные для детской психики вещи. С тех пор тема секса для неё - это тема чего то плохого, чего то запретного и пугающего.
Первая галлюцинация случается у Яёи в 10 лет. Она сидела за столом на котором была скатерть в цветочек и вдруг, цветочки стали заполонять всё пространство, стены, потолок, пол, и они стали её проглатывать. Навязчивые видения преследуют её и именно это даёт толчок её творчеству. В своих работах Кусама выплёскивает свои страхи наружу. Она зарисовывает свои видения и это её успокаивает.
В 1955 году Яёи Кусама пишет письмо американской художнице Джорджии О’Кифф: «... Я только вступаю на стезю сложной жизни художника. Будьте так любезны, укажите, как идти по этому пути?». О’Кифф ответила ей, посоветовав приехать в США и привезти с собой картины. В 1957 году Яёи Кусама прилетает в Нью-Йорк. Надо понимать, что это было время мужчин и женщинам художницам даже не разрешали делать персональные выставки, можно было участвовать только в коллективных. К тому же, мужчины художники частенько «заимствовали» идеи Кусамы. Энди Уорхол, увидев её композицию «скопление лодок», вскоре сделал обои с повторяющимися коровами.
Лукас Самарас, посмотрев «Бесконечную зеркальную комнату» Яёи, не делав раньше ничего подобного, выставляет свою «Зеркальную комнату».
Нет ничего плохого в том, что художники заимствуют идеи, но, мужчины художники выставлялись в галереях гораздо круче, о них больше говорили и они быстрее добивались успеха. Яёи Кусама впадала от всего этого в дипрессии и даже была попытка суицида.
В 1966 году, Яёи предложили сделать свою экспозицию на Венецианской биеннале. Она создала сад нарциссов, более 1500 зеркальных шаров, которые Кусама, одетая в традиционное японское кимоно, продавала как кусочек нарциссизма по 2$ за штуку, словно горячие пирожки. Администрация была в шоке и просила прекратить продажи. Это был протест против консервативных устоев биеннале, где хотят продавать только шедевры за огромные деньги и не разрешают делать ничего нового.
В 1973 году Яёи Кусама возвращается в Японию и на 20 лет выпадает из информационного поля. Она начинает жизнь заново. В Японии про неё почти никто не знал и она была гораздо менее популярна, чем в Европе и Америке. В 1993 году про неё вспомнили, как про художницу, олицетворяющую 60-е и предложили сделать ретроспективную выставку на 45-ой Венецианской биеннале. Оказалось, что у Яёи столько идей, которые по прежнему актуальны, что она начала становиться ещё более популярной. С ней стали сотрудничать модные бренды, появились персональные выставки. Яёи осуществила свою мечту – покорила весь мир.
В 2012 году мастерскую Яёи Кусама посетил креативный директор Луи Виттон – Марк Джейкобс. Он был в абсолютном восторге от Яёи. Кусама подарила ему сумку Луи Виттон, которую разрисовала горошком. Идея так понравилась Джейкобсу, что он решил сделать с ней коллаборацию.
Приехав в Японию и понимая, что у неё проблемы и их надо решать, Яёи сама пришла в психиатрическую клинику, нашла врача, заинтересованного в арт терапии. Они сделали студию, недалеко от клиники и она каждый день ходит туда работать. Яёи пишет картины, рассказы, стихи. И это в 94 года!
Яёи Кусама очень наглядный пример того, как зная свои особенности, направлять их в правильное русло.