Найти тему

Сыграть на кантеле и йоухикко. Как в России поселились карелы

История складывалась непросто. В годы шведского господства в приневских землях, в XVII веке, карелы покинули свою этническую территорию на Карельском перешейке, часть их осели между Ладожским и Онежским озерами, наибольшее число переселенцев оказались в районе Твери, впоследствии их стали именовать тверскими, или верхневолжскими, карелами. Еще один поток шел в сторону Тихвина, так появилась группа тихвинских карелов, живущих в пределах современной Ленинградской области. #INJECT_1# Любопытно, что по результатам всероссийской переписи населения 1897 года больше всего людей, указавших родным языком карельский, оказалось в Тверской губернии (более 100 тысяч человек). Ныне в России насчитываются более 60 тысяч карелов, причем около 75 процентов из них живут в Карелии. Тверская область — на втором месте. От Петербурга до Карелии нынче — рукой подать. «Ласточка» вмиг домчит до Сортавалы, откуда открываются уже все карельские красоты. Так что в нашем городе много людей, искренне любящих этот край. И существует не только карельское землячество, но и более широкая организация — «Карельское содружество», объединяющее земляков и друзей Карелии. — Мы проводим Дни культуры Карелии, участвуем в фестивале «Земля Калевалы», — говорит руководитель «Карельского содружества» Владимир Головачев, он же — художественный руководитель фестиваля «Земля Калевалы». — И хотя лично у меня нет карельских корней, я отношу себя к давним друзьям и ценителям Карелии. В этот край влюбилась моя бабушка, в 1930‑х годах работавшая учительницей в Петрозаводске, это чувство она передала и мне… На самом деле Карелии не очень повезло в сравнении с другими яркими национально-культурными регионами, как, например, той же Чувашии, где фактически в каждой семье есть носитель языка, из поколения в поколение передаются костюмы и на республиканском уровне празднуют день чувашской вышивки. Увы, в Карелии сегодня не очень много коренных жителей, владеющих карельским языком. И этот вопрос не остается без внимания. Как раз в этом году на территории Карелии, Ленинградской, Вологодской, Тверской и Мурманской областей впервые проводится марафон «Слушаю родной говор», нацеленный на сохранение карельского и вепсского языков. Задача — получить записи образцов речи от носителей языка. Проект осуществляется при поддержке Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН и Петрозаводского государственного университета. Ежегодный этнофестиваль «Земля Калевалы», главные события которого, по традиции, проходят в Петербурге, тоже старается привлечь внимание к карельскому языку. Начавшись как региональный, нынче фестиваль стал международным. — «Калевала» и ее культурное пространство охватывают так называемую Большую Карелию вне ее современных границ, — говорит Головачев. — Недаром стихотворные руны для «Калевалы» финский фольклорист Элиас Леннрот собирал не только в Карелии, но и на территории нынешней Ленинградской области. В «Калевале» даже упоминается река Нева. Так что Петербург по большому счету — тоже часть эпической земли Калевала… Карельская культура постоянно присутствует в жизни Петербурга. Хотя бы даже в виде любимых блюд местной кухни. Кому не знакомы калитки, которые считаются национальным карельским блюдом? Это маленькие открытые пирожки из пресного ржаного теста с грибами, рисом, картофелем, ягодами или творогом. Для Петербурга Карелия — это и каменное убранство многих старинных зданий, в первую очередь Мраморного дворца, атланты Нового Эрмитажа, оформление станций мет­ро. «Карельское содружество» даже разработало специальную экскурсию «Краски Карелии в архитектурной палитре Петербурга». Без преувеличения можно сказать, что наш город и Карелия с давних пор обогащают друг друга. В Карелии хорошо помнят заслуженного балетмейстера Мальми Хельми, постановщицу карельских танцев. Ее называли «наша бабушка Хельми». Казалось, она неотделима от Карелии, а ведь родом Хельми из нашего города. Родилась в 1911 году в Петербурге в семье рабочего-финна, в середине 1930‑х годов окончила в Ленинграде курсы танца, что определило не только ее собственную судьбу, но и творческое кредо ансамбля «Кантеле». Во время войны была артисткой фронтового эстрадного театра, выступала перед воинами Карельского и Ленинградского фронтов. В 1942 году ее зачислили артисткой балета в государственный национальный ансамбль песни и танца «Кантеле», с которым она уже никогда не расставалась… Звучит народная карельская музыка и в нашем городе. Одним из инструментов ее «продвижения» служит Центр коренных народов Ленинградской области. Шесть лет назад при областной библиотеке на Кирилловской улице он открыл школу игры на старинном инструменте коренных народов области — кантеле. На нем играли карелы, ижора, водь и финны. Профессиональные музыканты уверяют, что научиться игре на кантеле может любой желающий. По словам руководителя музыкальных проектов Центра коренных народов Елены Ведайко, руководителя фолк-группы «Корела», технически играть на кантеле несложно. Единственный вопрос: что именно играть? Можно импровизировать, как делали в древности, то есть перебирали ноты, можно слушать народные мелодии, песни, наигрыши и учить народные мелодии… — Корела — старинное название города Приозерска на Карельском перешейке. Там проживали местные карелы, потом пришли новгородцы, которые окали, бывали там и шведы, жили финны, теперь живут русские. Этим названием группы мы хотели показать, что играем самую разную музыку — карельскую, финскую, шведскую, а также и русскую, — говорит Ведайко. — Мы с Ильей Доброхотовым, участником нашей группы, превосходным исполнителем на карельских этнических инструментах, много лет прожили в Карелии. Просто невозможно было не увлечься местными традициями. Музыку участники группы записывают в экспедициях, но иногда исполняют и свои наигрыши и мелодии, близкие к народным. Среди инструментов, которыми они пользуются, — йоухикко. Это старинная смычковая лира, которую очень любили жители Карелии.