Каждое действие вызывает противодействие. Оказалось, что этот третий закон Ньютона — не только про механику. Он вообще про все.
— Хохлам надо дать более дальнобойные ракеты, — говорят из Вашингтона, Парижа и Берлина. — Хотя бы с дальностью 150 км. Чтобы стрелять вглубь территории России.
— Если они поставят ракеты с дальностью 150 км, следует отодвинуть линию фронта от Донбасса на 150 км, — считают в российском Генштабе. — Либо сразу отодвигать линию фронта на 300 км, на тот случай, если ракеты будут бить на 300 км…
«Следует безжалостно избавляться от любого намека на тоталитарное прошлое», — сказал в 2015 году министр культуры Украины Александр Ткаченко, бывший когда-то одним из советских активистов. И предложил тогда же создать совет по вопросам дерусификации, декоммунизации и деколонизации. После чего к сегодняшнему дню в стране заменили названия 50 тысяч улиц, переулков и площадей и более 900 населенных пунктов. Это если не считать сноса нескольких тысяч памятников.
— В целях восстановления исторической справедливости и сохранения истории региона следует вернуть все отмененные советские имена улицам, аллеям и паркам, — сказал в декабре прошлого года врио главы Запорожской области Евгений Балицкий, напомнив между делом, что украинские власти переименовали в регионе почти 600 улиц.
— С целью восстановления исторической справедливости следует также освободить от украинских националистов каждый населенный пункт, в котором те хоть что-то переименовали, — добавил врио главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин. — Чтобы вернуть прежнее название.
В любом случае цели СВО серьезно расширились и стали более понятны. Теперь это не только денацификация, но еще и восстановление отмененных советских топонимов.
Вы изменили название улицы? Тогда «Вагнер» идет к вам. Ну, или дальневосточные морпехи. Да хоть псковские десантники. Там без разницы. Главное — вернуть прежнее название. Улица Кобзарська? Что за ерунда! Надо вернуть прежнее — Островского. Чумацький шлях? Чума на вашу голову! Вернуть прежнее название — Котовского. А переулку Опрятному вернуть название Совхозный. Это в Запорожье.
На Херсонщине топонимические баталии были еще ожесточеннее. В 2020 году под маховик деколонизации и дерусификации попали даже лютеране.
Каждый, кто более или менее интересуется украинской палатой №6, должен помнить эту херсонскую активистку, сделавшую себе карьеру сначала на коррупции, позже — на «сепаратистах», еще позже вновь вернувшуюся к более выгодной борьбе с коррупцией. В общем, в июле 2018-го кто-то из коррупционеров облил ее концентрированной серной кислотой. После чего Екатерина перенесла 11 операций, а позже умерла в реанимации в Киеве. Но и после смерти Гандзюк ее имя продолжало будоражить херсонцев и херсонок. В честь Гандзюк назвали улицу, прежде носившую имя Лютеранская. Причем, что удивительно, переименование шло в рамках дерусификации и деколонизации. Лютеране обиделись. Мол, русских среди них нет и коммунистов тоже нет. Обратились в Верховный суд, и тот вернул лютеранам прежнее название улицы — Лютеранская. Так и должно быть: богу — богово, лютеранам — лютеранское.
Остальным 93-м топонимам Херсона повезло меньше: улица Комсомольская стала Старообрядской, ул. Войкова стала Еврейской (Войков и был евреем), ул. Буденного стала имени Полковника Кедровского (который боролся с Буденным).
Одним словом — справедливость восторжествовала (хотя здесь два слова).
И вот, спустя каких-то пять лет, вновь все возвращается на круги своя.
Но в любом случае в игре «отменить-восстановить» ведут пока украинцы. На этой неделе мэр Киева Виталий Кличко отчитался, что в прошлом году в украинской столице были переименованы более 40 улиц, переулков и площадей, названия которых были связаны с Россией. В этом году в городе собираются переименовать еще 95 улиц и окончательно деколонизировать Ивана Тургенева, Антона Чехова, Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Грибоедова, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Михаила Глинку, Климента Тимирязева, Константина Циолковского, Юрия Гагарина и Александра Пушкина.
Практически ноздря в ноздрю с Кличко о деколонизации отчиталась Полтавская область, где в 2022 году переименовали 90 улиц и площадей, отказавшись от «российских и советских» названий. Теперь, считают жители региона, у них пойдет уж музыка не та. С улицами, названными в честь Ивана Мазепы и Симона Петлюры, а также участников нацбатальона «Азов», у них запляшут лес и долы.
Еще бы. Мы не сомневаемся.
Но тут надо понимать. До 2014 года территория Украины включала 27 регионов: 24 области, Автономную Республику Крым и 2 города, имеющие специальный статус (Киев и Севастополь).
На сегодня от 27 регионов остался 21. Если не вдаваться в административные украинские тонкости, а апеллируя только к математике, можно утверждать: чтобы сравнять топонимический счет, России достаточно освободить еще максимум 7 регионов. Но в действительности значительно меньше.
Это сейчас возврат топонимов идет с юго-востока, в скором времени к процессу подключатся Польша и Венгрия.
Львов станет Лембергом, а вся Львовщина вернется к исконным польским либо австро-венгерским топонимам. А Ужгород уж давно готов вернуть название Унгвар…
Нравятся мне американцы. У них в основном названия — номерные. Вторая авеню. Третья. Четвертая стрит. Попробуй деколонизируй такое…
А пока украинцы требуют декоммунизировать названные в честь Юрия Гагарина улицы в Чехии, Германии, Польше, Венгрии, Франции и Уганде. Угандийцы и венгры укров послали куда подальше. А чехи, немцы, поляки и французы обещали подумать.
Я думаю, лучше им не менять. Иначе масштабы СВО распространятся и на их территории.
2213 городов, поселков, улиц, парков, площадей и прочих топонимов в рамках кампании по дерусификации переименовали на Украине только за прошлый год.
Автор: Владимир Орехов