Найти в Дзене

Интервью с музыкальным критиком.

Данная беседа будет проведена с творцом, чьи плоды творчества кажутся не столь значимыми в сравнении с тем, на чём они основываются, и мы постараемся устранить данное заблуждение. Беседовать будем с известным и авторитетным автором рецензий на музыкальные произведения и писателем Николаем Чувиковым [@moscowmeltdown] (далее Н.Ч.)

M.T.: - Николай, что сподвигло тебя начать писать о музыке, писать плодотворно и регулярно? Ведь это, на самом деле, немалый труд, не каждый меломан готов тратить время и силы на литературные описания личных впечатлений.

Н.Ч.: - Всем добрый день, очень рад буду пообщаться, да и вообще - ох, первое интервью в жизни. На самом деле, всё началось не с музыки, а с того, что я уже давно хочу стать писателем и пытаюсь написать книгу. То есть, сейчас она уже закончена и ожидает печати, но лет пять назад я ещё только начинал над ней работу, причём процесс написания шёл очень медленно. Так что, я решил немного разнообразить свою писательскую деятельность и написать что-то совершенно отличное от фантастики, которой я отдавал предпочтение. Так родилась серия рецензий The Best Albums In The Multiverse, в формате которой я выкладывал на свои страницы в VK и Facebook рецензии на свои любимые альбомы: Helloween - "The Dark Ride", Pain Of Salvation - "Be", Marillion - "Marbles" и иже с ними. Параллельно с этим я выкладывал различные статьи на тему коллекционирования музыки и жанровых войн. Отклик был не самый большой, но мои друзья хвалили мои рецензии, и для меня этого было достаточно, чтобы продолжать писать их и дальше. К сожалению, The Best Albums In The Multiverse я так и не довёл до конца - там должно было быть 30 рецензий, но я написал всего 25. И где-то на год я вообще забросил написание новых музыкальных заметок. Но именно отсюда всё и пошло.

M.T.: - Да, стимул творить весьма объективный. Ты мудро перенаправил усилия и только выиграл от этого. Расскажи, пожалуйста, подробнее о процессе написания рецензии: как это происходит? С какого прослушивания альбома возникают идеи? Бывало ли такое, что вообще не понимал, как описать то, что удалось почувствовать, или наоборот, писал то, что почувствовать не удалось, но чисто из уважения к творческому наследию любимой команды написал лестно?

Н.Ч.: - Очень разно всё всегда. Бывает, когда послушал альбом один раз и прямо слова сами начинают лезть. В особенности так бывает с критичными рецензиями - так было недавно с UDO и его альбомом "We Are One", где он с симфоническим оркестром выступил. У меня столько впечатлений было от записи, что я буквально за полчаса написал рецензию. Но иногда такой подход идёт во вред: послушав новый лонгплей от Pain Of Salvation - "Panther", я неправильно истолковал его концепцию и, соответственно, написал ложную в плане подачи информации рецензию. Так что обычно я предпочитаю взять недельку-две на прослушивание и только потом что-то писать. Насчёт лести классике - вот нет. Я всегда готов критиковать любую группу вне зависимости от её статуса - за что иногда получаю кучу злобных комментариев. Но я считаю, что если уж пишешь рецензии, то будь честен. Если уж каким-то группам я и делаю скидку, то это новичкам сцены, им я могу простить то, чего не простил бы каким-нибудь Uriah Heep.

M.T.: - Кстати, о лезущих словах. Полагаю, ты таким образом описал приступ вдохновения. Есть ли у тебя рецепт стимулирования вдохновения? Пишешь ли ты и тогда, когда "слова не лезут"? Есть ли ощущение "выжимания из себя" слов, когда "не пишется, но писать надо"? И вообще, присущ ли тебе принцип писать даже тогда, когда не пишется, или предпочитаешь ждать вдохновения, вызывать его, и тогда уже писать в полную силу?

Н.Ч.: - Этот принцип я больше к своей книге применяю - я её как раз писал очень долго именно из-за того, что старался попадать в моменты вдохновения. А вот рецензии я пишу почти каждый день и поэтому результат тоже разный получается. Просто нужно понимать, что для многих людей рецензия - это нечто стандартное и лишённое творческого потенциала: просто рекомендация и всё. Но я всегда любил смотреть и читать рецензии не только на музыку, но и на фильмы, и на видеоигры. И я ещё давно понял, что зачастую рецензия может быть более интересной и развлекающей, как сам её предмет. Так что, в свои лучшие рецензии я стараюсь вкладывать какую-то изюминку - что-то, над чем можно было бы задуматься, посмеяться, с чем можно было бы поспорить. Но да, бывают и искренне проходные моменты: вроде и сказать об альбоме нечего, но надо график соблюдать.

M.T.: - Случалось ли тебе писать рецензии на чуждые твоему восприятию произведения, например, из неприятных или непонятных тебе жанров?

Н.Ч.: - Постоянно. Я до сих пор не особенно могу выработать любовь к black metal, но при этом я часто к этому жанру возвращаюсь - хотя бы потому, что сейчас количество новых команд в этом стиле превышает все разумные нормы. Но я всегда стараюсь оценивать их сообразно моему восприятию: мелодика, аранжировки, оригинальность, общее звучание. Зачастую очень хочется написать рецензию на какую-нибудь новую попсу. Я хоть и и люблю всякий рокометалл, но не гнушаюсь послушать что-то более коммерческое. К примеру, меня так пробесил новый альбом Мадонны, что я просто мечтал о нём написать, но забросил эту идею, ибо неформат.

M.T.: - Думал ли заниматься рецензированием в коммерческих целях? Например, писать в печатные издания, либо для специализированных сайтов за гонорар?

Н.Ч.: - Ты знаешь, никогда намерено продвижением рецензий не занимался, именно денег ради. Но если мне предложат где-нибудь публиковаться, то я, конечно, не откажусь. А так, чтобы чем-то заниматься в коммерческих целях, то этому надо больше времени уделять. У меня же ещё есть и основная работа, книга и... личная жизнь! Да, про неё тоже не стоит забывать!

M.T.: - Как бы ты мог анонсировать свою книгу? Желательно, без спойлеров.

Н.Ч.: - По сути, это как если смешать Дугласа Адамса (а всё началось с подражания ему), Филипа Дика и Звёздные войны.

M.T.: - Подробнее, пожалуйста, о смешении. О чём книга в целом? Верно понимаю, что это не научная фантастика в классическом понимании, а "космическая опера"?

Н.Ч.: - У меня даже аннотация есть:

"Далёкое будущее. Управляемая твёрдой рукой Великого Межпланетного Объединения, Галактика погрязла в войнах, преступности и противоречиях, в то время как в изведанный человечеством космос проникают древние силы, чьи жестокие игры ставят под угрозу существование всего живого. На фоне этого разворачиваются истории шести, казалось бы, ничем не связанных людей, которые невольно оказываются в центре событий апокалиптического масштаба.

Разыскиваемый по всей Галактике мошенник, получивший в свои руки все силы космоса…

Отверженный обществом капитан космолёта с тёмным прошлым…

Прирождённая воровка с тяжёлой судьбой и тягой к чему-то большему…

Неунывающий искатель приключений, замахнувшийся на что-то, что оказалось ему не по зубам…

Бывшая королева далёкой планеты, понемногу теряющая свои ментальные силы…

Вечный неудачник, попавший в самую худшую ситуацию в своей жизни…

Шесть судеб. Шесть историй. Шесть изгоев, которым суждено привнести перемены в Галактику."

Просто исходно я прочитал «Автостопом по Галактике» и захотел написать нечто похожее - с антигероем, кучей умного абсурда и национальным юмором. Но потом, уже начав писать, понял, что хочу написать что-то в духе тех самых космических опер - с громкими названиями, приключениями и тому подобным. А потом внезапно начал вводить в книгу много сложных концепций и даже (ох!) смысла. В сюжет добавились телепаты (я их называю зрячими), наркотики, рассуждения насчёт восприятия реальности, религиозные темы... так что получился эдакий микс.

M.T.: - Здорово, любопытно. При написании книги какие ситуации сопутствовали вдохновению, какие приёмы использовались, для "призыва" вдохновения? Неслучайно повторяю вопрос, ибо тема весьма актуальна. Существует, например, подход Стивена Кинга, при котором надо писать планово и регулярно, независимо от наличия желания, идей, вдохновения. В результате, как мне кажется, он весьма плодотворно настрочил множество посредственных, мягко говоря, произведений. Либо есть другой подход, при котором надо писать только тогда, когда пишется, когда есть определённое стечение желания, вовлечённости, стремления выразить идею, но такой подход чреват нерегулярностью и большой продолжительностью процесса с непредсказуемым сроком достижения результата.

Н.Ч.: - Лучший стимул - развод! Ладно, шутки шутками, но на самом деле именно после развода я написал львиную долю самых интересных и удачных глав. Так что, наверное, вопрос здесь в определённых эмоциональных переживаниях - пишется всегда лучше именно в моменты каких то жизненных потрясений. Но этим вдохновение не ограничивается: бывает, что новые идеи возникают абсолютно спонтанно - в самолёте, в метро, во время совещания на работе... Просто вот в голове что-то всплывает, и ты понимаешь, что это очень хороший сюжетный поворот. Писать регулярно я пытался, но в итоге получалось что-то и правда очень посредственное. В итоге мне пришлось переписывать несколько глав, так как исходный вариант меня искренне пробесил. И да, на самом деле, я очень самокритичен. Кстати, похожий подход работает и в музыке: очень часто музыканты записывают свои лучшие альбомы во времена глубоких эмоциональных кризисов.

M.T.: - Верно подмечено насчёт музыкантов. Сильные потрясения либо вызывают потребность в выражении, и тогда могут появиться весьма драматичные вещи, либо в компенсации боли и заниженной самооценки путём творческого процесса. В данном контексте трудно не упомянуть Уильяма Берроуза, который начал писать всерьёз, борясь с призраками после того, как застрелил жену. Тебе ещё повезло, успел развестись, не доведя до трагедии.

Н.Ч.: - Ну, наверное, жена бы скорее застрелила меня.

M.T.: - Каким образом планируешь издавать книгу: печатным или электронным, комбинированным? Как собираешься её продвигать, рекламировать?

Н.Ч.: - Ну, пока иду путём издательств. Отправил рукопись в несколько мест и жду ответа. Если захотят публиковать, то обычно маркетинг ложится на их плечи. Пока предложили только в электроном формате издать, но мне это не особо интересно. Так что если не будет отклика, то издам за свой счёт на сайте по типу Ridero. Конечно, вложиться надо будет, но ведь омлет не пожаришь, не разбив яиц. Пока конкретных идей по рекламе не было, но были по поводу оформления.

M.T.: - Успехов тебе с изданием. Каков твой взгляд на взаимоотношения творчества и прокрастинации? Можно ли прокрастинировать любимое дело, или это в принципе невозможно? Если возможно, то почему? Какие тебе известны методы преодоления лени и откладывания дела на потом?

Н.Ч.: - Это вопрос мотивации. К примеру, мне нравится писать, что рецензии, что книгу, потому я рассматриваю это занятие как хобби и, соответственно, очень редко прокрастинирую. А если и ленюсь, то воспринимаю это как отсутствие вдохновения. Но вообще в плане рецензий помогает график: я знаю, что мне нужно успеть написать рецензию до восемнадцати часов - и вот как хочу, но надо писать.

M.T.: - Тебя посещала мысль о том, что ты пишешь для исчезающего поколения о музыке, стремительно теряющей ценность в силу исчезновения аудитории? Современному поколению, наверное, чужды и та музыка, и рецензии на неё, у них в фаворе рэп, электронные звучки под прямую бочку, современная эстрада. Если я заблуждаюсь, разубеди.

Н.Ч.: - Ты знаешь, сложно сказать, - у меня даже прямого ответа на вопрос нет. С одной стороны, я иду на концерт каких-нибудь Megadeth, и там молодежи оказывается так же много, как и тридцати- и сорокалетних мужиков. Это я не говорю о более коммерческих группах вроде Bring Me The Horizon, где я себя вообще стариком ощущал. Понятно, что это более доступная музыка для масс, но многие их этих ребят впоследствии, быть может, увлекутся и старичками, и вкусным прогом, и металлическим экстримом... Однако, с другой стороны, я смотрю статистику своего канала с рецензиями, и большинство моих читателей находится в диапазоне от 30 до 50 лет. Так что... не знаю. Думаю, что у рока всегда будут фанаты: вопрос лишь в том, какие группы переживут закат своей мейнстримовой популярности. На самом деле меня больше смущает закат физических носителей. Раньше (в мои-то годы) покупка диска была чем-то экстраординарным. Ещё до того, как пойти домой, я садился во дворике и распаковывал его, крутил в руках, изучал альбомчик, впитывал оформление, пытался по текстам понять, как будет звучать та или иная песня. Каждый диск был сокровищем, и я заслушивал его до дыр. Сейчас же всё доступно - дёшево и в любом количестве. Может я прозвучу как брюзга, но это обесценивает музыку.

M.T.: - Насчёт дёшево и доступно - не соглашусь. Диски сейчас стоят как треть-половина билета на концерт. И купить диски как раньше - прийти в магазин, выбрать, послушать, уже нельзя.

Н.Ч.: - Неее, я про то, что никто эти диски и пластинки почти не покупает. Все пользуются стримингом, iTunes, торрентами. Всё тут - на ладони, почти бесконечный выбор музыки. В моей коллекции можно от силы альбомов десять найти, которые фактически невозможно скачать. А так - переизбыток выбора.

M.T.: - Тут и беда, и благо. С одной стороны, доступность разнообразной музыки приводит к пресыщению, усложняет выбор, ослабляет внимание, с другой же, без такой доступности мы бы до сих пор многого не знали и не могли бы услышать.

Н.Ч.: - Конечно. Если бы не онлайн, то я бы никогда не услышал, к примеру, Oceans Of Slumber, которые, к слову, чертовски хороши. Диски же и пластинки сейчас... Да, если хочешь что поинтереснее, то придётся раскошелиться, а более раскрученные группы можно купить и по доллару. Ну, только за доставку ещё придётся доплатить.

M.T.: - Принципиально ситуация мало отличается от той, которая была во времена обмена пластинками, переписывания их на плёнки, копирования плёнок, переписывания кассет и дисков. Только глобальнее.

Н.Ч.: - Ну, может у меня такое чувство - пресыщения. Мне сейчас очень сложно найти альбом, который мне бы правда понравился. Я в год от силы десять набираю из тех, что от начала и до конца готов серьезно слушать. И я считаю, что дело как раз в пресыщении. Когда я в студенческом возрасте в течение недели откладывал деньги, чтобы купить диск, то он казался мне чем-то экстраординарным. Сейчас я могу покупать их сколько захочу, но теперь они для меня как рассыпанная крупа. С он-лайном так же, но ещё хуже: пропадает понятие альбома, музыка по-другому совсем воспринимается... Но может это лишь я. Я даже для приставки игры на картридже покупаю.

M.T.: - Может быть, мы стареем? Наше восприятие уже зачерствело и нас уже гораздо труднее удивить или увлечь, как раньше?

Н.Ч.: - Я думал об этом. Но ведь есть альбомы и группы, которые всё-таки захватывают с головой. В прошлом году я прямо бал в восторге от ”Pitfalls” группы Leprous, а вот только на прошлой неделе мы с моим другом сходили с ума от Toehider - группы, которую мы абсолютно случайно нашли на на Bandcamp. Так что, как мне кажется, возраст не при чём - тем более, что я стараюсь впитывать в себя и новые музыкальные веяния.

M.T.: - Ну что ж, постараемся не стареть и продолжать искать, находить и радоваться находкам. Надеюсь, в скором времени смогу прочесть твою книгу.

Н.Ч.: - Тебе спасибо, было интересно. Насчёт книги сам надеюсь, но придётся ещё подождать.

Следить за рецензиями Николая Чувикова можно по ссылкам:

https://dzen.ru/moscowmeltdown
https://vk.com/moscowmeltdown
https://t.me/s/moscowmeltdown
https://www.instagram.com/moscowmeltdown/