В коллекции настоятеля Сен-Дени была и вот такая замечательная ваза из порфира, в которой соединилось искусство древнего Египта и европейского средневековья.
Продолжаю рассказ об удивительных предметах, хранившихся в сокровищнице французского аббата Сугерия, которому мы обязаны созданием архитектурного ансамбля монастыря Сен Дени, а также рождением готического стиля. Первый и второй посты можно почитать по ссылкам.
Сегодня наш разговор пойдет еще о двух произведениях. Начнем с орла, уж больно хорош.
Аббат Сугерий был человеком с фантазией: в его сундуке много лет лежала отлично сохранившаяся порфировая ваза, и однажды он обратил на нее внимание и решил придать ей лоск. Аббат превратил вазу в орла, заказав оправу из серебра и золота, с тем чтобы использовать вазу в богослужениях и впечатлять еще больше свою парижскую паству. Посмотрите, какая тонкая работа!
Великолепные голову, крылья и лапы орла делал, вне всякого сомнения, выдающийся мастер кузнечного дела. Исследователи предполагают, что он был из региона Иль-де-Франс.
На основании вазы можно прочитать слова самого Сугерия: «Этот камень заслуживает быть оправленным в золото и драгоценные камни». Кто мы такие, чтобы спорить с Сугерием?
Сама порфировая ваза была создана в Египте примерно во 2 веке нашей эры, а вот обрамление действительно разработано целиком аббатом и создано около середины 12 века. Высота вазы 41 сантиметр.
Почему аббат выбрал именно орла? Тут все просто: орел был символом Христа. Кубок с орлом можно заметить на гравюре, изображающей коллекцию аббата. Этот лист создан Мишелем Фелибьеном в 1706 году – он описал коллекцию Сен Дени, которая хранилась в семи специальных шкафах и сделал зарисовки для истории.
Еще один предмет из той коллекции – византийская ваза из сардоникса. Ее Сугерий тоже не мог оставить как есть – заказал ювелирную оправу с жемчугом и драгоценными камнями. Так ваза, созданная в Византии примерно в 7 веке, стала изысканным кувшином.
На основании его надпись, строгая и торжественная, соответствующая всему духу средневековья: «Поскольку мы должны приносить жертвы Богу в золоте и драгоценных камнях, я, Сугерий, подношу эту вазу Господу».
Все пять предметов, о которых я вам рассказывала ранее, объединяет то, что они сделаны из полудрагоценных камней, имеют ювелирное обрамление и три из них имеют надписи, сделанные Сугерием, ну или хотя бы по его заказу – но, главное состоит в том, что во всех этих случаях аббат соединил древние артефакты с современным ему видением и стал использовать их в литургии. В эпоху Ренессанса мастера будут активно использовать античные мотивы, а в эпоху средневековья не чурались видоизменять сами античные произведения.