Найти тему
Хроника христианина

Человек, взорвавший христианский мир Запада

Протестантизм – одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением в Европе. Вопреки общепринятому мнению протестант - это не протестующий человек, а свидетель, несущий истину ("pro" – быть за что-то, быть согласным с чем-то, "testari" – нести свидетельство).

Сын каменотеса Мартин Лютер, ученый монах и человек живой религиозной совести (осуществивший перевод Священного Писания на немецкий язык), оказался очевидцем крайней распущенности и развращенности папского двора и римского духовенства. Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения ругают "на чём свет стоит" представителей католической церкви, то понимаешь, что для этого у них были серьезные причины. Хотя критика римского клира началась значительно ранее.

"Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам "ради денег делаться сводниками проституток", но все напрасно. Монахини читают "Декамерон" и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики... Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен. Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей, а за год до своего вступления на папский престол, будучи 60 летним стариком, вступил в сожительство с 17-летней Д.Фарнезе, от которой вскоре имел дочь. Имели незаконных детей также и папа Пий II, и Павел III, и Иннокентий VIII, и Юлий, и Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи. Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет. В это время пышным цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология.

Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ" (см. А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. "Мысль". С. 122-136)

Но, пожалуй, наибольший цинизм Ватикан достиг в раздаче направо и налево папских индульгенций.

СПРАВКА:

"Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими".
"Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи". Индульгенции могут применяться к живым или к умершим"
(см. подробнее Индульгенция).

В итоге, доведенный до крайнего возмущения, 31 октября 1517 г., Лютер прибивает к дверям Виттенбергского храма известные 95 тезисов, в которых развил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и доказывал духовный вред от продажи и покупки индульгенций. Кстати, тоже самое (против индульгенций) писал "князь гуманистов" Эразм Роттердамский, не столь популярный как Мартин Лютер.

-2

В 1520 г. Лютера отлучили от Церкви. Только заступничество светской власти спасло его от смерти. С другой стороны, многие западные государи увидели в религиозном движении к чистоте первохристианских общин, возможность получить политическую независимость от гегемонии Рима.

Лютера поддержали в Германии многие профессора, князья, священники. Начался религиозный Раскол западного христианства, а вслед за ним последовали религиозные войны.

Движение в пользу очищения Церкви не ограничилось Германией. По тем же причинам, как и в Германии, начал движение в пользу церковных реформ в Цюрихе Цвингли. Однако подлинным вождем швейцарских протестантов стал Кальвин. Кальвин пошел в богословии дальше Лютера, развивая учение о предопределение от вечности одних - к спасению, других- к гибели. Интересный факт - одному из известнейших мистиков эпохи Просвещения Сведенборгу было видение, как Кальвин сидит в аду и пишет свою книгу о предопределении. Когда остается последняя страница, ветер подхватывает книгу и все начинается сначала. Голос сказал: "Так он будет писать до пришествия Христова".

Протестантская реформа, при английском короле Генрихе VIII (1509-1547), проникла в Англию. Это привело в 1534 г. к формальной автокефалии английской Церкви. Отныне ее главой являлся король, а, следовательно, независимость от папы была гарантированна.

Реформация и последовавшая за ней жестокая религиозная война не могла не подготовить "эпоху сомнений" и новых поисков истины. Тридцатилетняя война (1618 – 1648) явила первый беспрецедентный случай невероятной жестокости, двигателем которой был религиозный фанатизм. А фанатизм, тем более за "Истину и Христа", всегда страшен! Вот тогда по-настоящему начали взывать к разуму.

Положение Европы к концу XVII в. по свидетельствам очевидцев было ужасным. Война прекратилась только вследствие того, что разоренное население Франции и бесчисленных немецких "государств – карликов" стало вымирать от голода. По всей Европе пылали контрреформационные костры инквизиции, на которых жгли еретиков и ведьм. Бельгия и Голландия, так же как и все остальные государства Европы, были переполнены нищими бродягами и разбойниками. В одном из германских городов все женщины были сожжены по обвинению в том, что они ведьмы. "Какова была законность в «просвещенной и культурной» Европе того времени и ранее, хорошо показывает деятельность саксонского судьи Карпцофа. Он в одной только крошечной Саксонии ухитрился за свою жизнь казнить 20 000 человек. В Испании, где свирепствовала инквизиция, дело было еще хуже. Хуан Анетонио Льоренте, который сам в конце XVIII века был секретарем Трибунала инквизиции в Мадриде, а потом стал первым серьезным историком Инквизиции, приводит такие данные: при великом инквизиторе Томасе де Торквемаде были сожжены заживо 8 800 человек, вместо других 6 500, осужденных заочно, сожжены их соломенные чучела, арестованы и подвергнуты пыткам 27 000 человек. "Его злоупотребление своими безмерными полномочиями должно было бы заставить отказаться от мысли дать ему преемника и даже уничтожить кровавый трибунал, столь несовместимый с евангельской кротостью", – пишет Льоренте.

Томмазо де Торквемада
Томмазо де Торквемада

Тридцатилетняя война убедила всех, что ни протестантов, ни католиков победить нельзя. Для этого нужно полностью истребить представителей другой конфессии, причем, поскольку они будут сопротивляться, это будет сделать весьма непросто. Поэтому пошедшие на применение стороны, решили отбросить, идею фикс средневековья - надежду создать единство веры. Это резко увеличило личностную свободу и число людей способных и могущих самостоятельно думать даже о доктринальных вопросах религии, что явилось началом размывания фундамента средневековой религиозно-политической, мировоззренческой мифологемы. Да, и еще усталость, явившаяся следствием религиозных войн, привела к возрастанию веротерпимости, что и было одним из источников направления развившегося впоследствии в либерализм XVIII - XIX веков. Различие между вероучениями в разных странах дало возможность избегать преследований проживающих за границей. Отвращение к религиозным войнам привело к тому, что внимание наиболее способных и образованных людей все больше привлекали светские знания, особенно математика и естественные науки.

P/S. Я бы хотел чуть-чуть заострить внимание на двух крайне любопытных моментах из тёмных глубин души "отца Реформации", которые позволяют посмотреть на него как на живого, мятущегося в поисках Бога-Любви человека, а не на мистифицированного и романтизированного символа бескомпромиссного борца с Ватиканом.

В одном из писем (июнь 1522 г.) Лютер утверждал: "О моем учении не вправе судить ни люди, ни ангелы. Тот, кто не признал моего учения, не спасется" (см. Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей» т. 3. гл. 308).
Ключевая мысль: "кто не признал
моего учения". Вот так! Ни много ни мало.

Есть любопытный документ, это один отрывок из мемуаров М. Лютера (написанные им самим, переведенные и упорядоченные М. Мишле):

"Я не мог выносить этого слова – "правосудие Божие", я не любил этого Бога Справедливого и Святого, Который наказывает грешника. Я тайно негодовал на Него, ненавидел Его за то, что, не довольствуясь запугиванием законом и бедствиями жизни нас, Его бедных творений, уже сгубленных первородным грехом, Он увеличивал наши страдания еще Евангелием".

Такие вот мысли посещали необычного человека, взорвавшего единый христианский мир католического Запада.

фото к статье из открытых источников сети-интернет