Alquin
Несмотря на отсутствие хитов, группа “Alquin” считается одной из самых сильных и уважаемых голландских групп семидесятых. Начав как прогрессивная рок-группа с часто затянутыми композициями, полными элементов джаза, фолка и классической музыки, демонстрируя элементы “Canned Heath”, “It's A Beautiful Day”, “Santana”, “Soft Machine”, “Curved Air”, “Pink Floyd” и “Jefferson Airplane”, группа после двух выпущенных альбомов меняет курс на более короткие песни и подход, более похожий на фанк-рок.
“Alquin” была образована в начале семидесятых в Делфте из группы “Threshold Fear”, ядро которой состоит из трех студентов Технической школы: саксофониста Ronald Ottenhoff, клавишника Dick Franssen и певца/саксофониста Job Tarenskeen. Все участники группы, за исключением басиста Хайна Марса, изучали архитектуру в тогдашнем TH Delft, и группа репетировала в KSS Alcuin, обществе студенческой ассоциации KSV Sanctus Virgilius в бывшем монастыре Святой Варвары.
После того, как состав пополнился гитаристом Ferdinand Bakker, коллектив “Threshold Fear” дебютирует с Negram в 1971 году.
Состав:
Bass, Vocals – Hein Mars
Drums, Vocals – Paul Westrate
Guitar, Vocals, Piano, Violin, Synthesizer [Arp] – Ferdinand Bakker
Organ, Piano, Electric Piano – Dick Franssen
Soprano Saxophone, Alto Saxophone, Tenor Saxophone, Flute – Ronald Ottenhoff
Vocals, Alto Saxophone, Tenor Saxophone, Sopranino Saxophone, Percussion, Words By – Job Tarenskeen
Вскоре после этого они сменили свой курс с R&B на прогрессивный рок в стиле таких имен, как “Soft Machine” и “It's a Beautiful day”. Название группы меняется на “Alquin”, в честь английского ученого-медиевиста, который является тезкой Общества Делфтского католического студенческого корпуса, базирующегося в бывшем монастыре, где также практикует группа.
Демо записи и выступления в “Paradiso”, приводят к заключению контракта на запись с “Polydor”. В конце 1972 года выходит дебютный альбом “Marks”, в котором сразу ощущаются ведущие роли саксофона и скрипки. Этот альбом был спродюсирован Hans Van Oosterhout, который уже вывел на международный уровень другой коллектив “Supersister”.
Альбом также выпущен в Великобритании, где, благодаря успеху “Focus”, существует необходимый интерес к прогрессивным рок-группам из Нидерландов. Результатом стало турне и приглашение на музыкальную программу “The Old Grey Whistle Test” на телевидении BBC.
Влияние Santana очень хорошо ощущается на треке “Soft Royce”, а также на протяжении всего альбома видны гармонии “It's A Beautiful Day”, использование же скрипки Ferdinand Bakker придало композициям более фолковое звучание, ну а красивые вокальные партии, а также произвольные импровизации в которых много саксофона и которые больше тяготеют к фанку и рок-н-роллу, имеют определенную связь с “Canned Heat”. Вообще этот их первый релиз, в основном инструментальный с очень джазовой атмосферой. Довольно универсальный, он включает фрагменты калипсо, цирковой музыки, диксиленд и (самое главное!) музыки кантри.
После успешного выступления на “Pinkpop” группа уезжает в Англию и записывает второй альбом “The Mountain Queen” 1973 года. Чтобы увеличить свою популярность и международное признание, группа выступает в Германии и Великобритании с другим очень известным коллективом “Golden Earring”. Этот выпущенный альбом, по мнению критиков, считается их лучшей прогрессивной работой (думаю первый ничем не уступает). В нем представлены красивые, разнообразные, можно сказать выдающиеся импровизации соло-гитары, которые по ощущениям будут длиться вечно, виртуозное гармоничное исполнение двух конкурирующих саксофонов, которое дополняется шикарной работой Ferdinand Bakker на электро-скрипке. Стоит также выделить клавишника Dick Franssen и его фееричные органные пассажи на органе Хаммонд, который создает фон волшебства и загадочности, и запоминающимися вокальные партии в слегка кентерберийском стиле.
В начале 1974 года Alquin колесит с турне по Германии и Англии, выступает во Франции на разогреве “The Who”. В том же году они решили почти полностью изменить свой стиль, когда Michel van Dijk присоединяется к группе в качестве вокалиста, а Job Tarenskeen занимает место за барабанами. В 1975 году был выпущен альбом “Nobody Can Wait Forever”, который координально отличается от предыдущих двух. Содержание песен стало более талантливое, вокальные партии прямолинейнее, вот только музыка стала очень сильно менять направление в сторону более легкого коммерческого фанк-рока. Что разочаровало многих поклонников прог- и джаз-рока.
Спустя год группа решила видно еще больше разочаровать поклонников прогрессива и выпустила свой четвертый студийный альбом “Best Keeped Secret”, в котором все больше виден крен в сторону упрощения музыкального содержания и появление небольшой попсовости. Конечно в альбоме 1976 года есть пара длинных треков где неплохие мелодии с красивыми флейтовыми вставками и солидное соло на электрогитаре дополняется шикарной духовой секцией на саксофоне и кларнете. Но всеже они кажутся какими-то шаблонными, нет в них изюминки как на предыдущих двух первых альбомах.
Затем коллектив продолжил новые туры по голландским сценам, на основании которых была выпущена концертная запись, и после чего группа распадается. Баккер и Таренскин присоединяются к восходящему панку и новой волне Wave и основывают the Meteors в 1977 году.
Altona
“Altona” была довольно недолговечной немецкой группой, которая выпустила два студийных альбома в период своей активной деятельности в середине 70-х и фактически были продолжением краут-рок-группы “Thrice Mice”, основанной в 1972 году, так как всего через четыре месяца после распада этой группы, они вновь собрались, пригласили новых исполнителей и расширенным составом решили продолжить творчество с новым названием “Altona”. Они очень мудро выбрали это новое название (Альтона - город на окраине Гамбурга).
И сразу же стало видно, что они выбрали жесткий, энергичный джаз-рок в стиле, похожем на другие группы Kraut fusion, такие как “Moira”, “Missus Beastly” и “Release Music Orchestra”. Ну а жесткие и грубые вокальные партии Karl-Heinz «Carlo» Blumenberg в блюзовой манере, сразу погружают нас в атмосферу начала 1970-х годов, когда процветали группы Германии и Англии, работающие в аналогичном жанре.
Состав:
Klaus Gerlach — guitar
Karl-Heinz «Carlo» Blumenberg — vocals, soprano sax
Karl-Heinz Gossler — drums
Fritz Kahl— bass
Werner von Gosen— guitar
Wolfgang Wülff — tenor sax
Michael von Rönn — tenor sax
В 1974 году группа выпускает одноименную виниловую пластинку с оригинальной обложкой, который по мнению многих специалистов была “настоящей жемчужиной”. С первых психоделических нот слышится драйвовый джаз-рок на манер “Blodwyn Pig” с доминирующими партиями саксофона, который часто дублирует динамичные тяжелые риффы гитары. В альбоме сохраняется хорошая согласованность между частями музыкального материала, прослеживается тема, заложенная музыкантами, и несмотря на отсутствие клавишных, стиль стал более ритмичным с ведущими соло на саксофоне и отличным голосом Karl-Heinz «Carlo» Blumenberg. Временами начинают зажигать партии из двух саксофонов, в которых чувствуется экспрессия и динамизм, и динамичный дуэт бас-гитаристов Fritz Kahl и Werner von Gosen дополняет эту очаровательную картину.
К выпуску второго и последнего альбома “Chickenfarm” 1975 года к группе присоединился Bernd Michael Rosenberger (клавишные, перкуссия), а продюсером выступил Klaus Bohlmann. Музыкальный материал не шел ни в какое сравнение: произошло «размывание» стиля в сторону духового джаз-рока с элементами фанка, блюза и соул.