Найти в Дзене

«Праведник»: новый фильм Урсуляка

Оглавление

Как красноармеец вывел товарищей евреев из немецкой оккупации

В прокат выходит новая картина Сергея Урсуляка, режиссёра «Ликвидации» и «Тихого Дона». Он любит снимать Маковецкого, Ткачука и некоторых других талантливых актёров.

Фильм, полагаю, соберёт неплохую кассу: крепкий, ладно снятый, с хорошей актёрской игрой, с военным нервом, немцами и их жестокостями в Белоруссии в 1942 году.

Кстати, в Белоруссии команда фильма работала именно в тех местах, где разворачивались исторические события.

Но режиссёр не упивается зверствами, которые могли бы привлечь современного зрителя – здесь фокус на страхе, на храбрости, на предательстве, а в центре – еврейский… колорит и товарищ Киселёв, которого блестяще сыграл Александр Яценко.

Актёр Александр Яценко. Источник: "Кинопоиск"
Актёр Александр Яценко. Источник: "Кинопоиск"

– Зачем они поют?

– Они молятся, встречают субботу!

– Скажите, что скоро выходим – хватит встречать субботу.

– Они делают это 2000 лет.

На таком культурном конфликте строится начало фильма.

Впрочем, в центре скорее интернациональная история о подвиге Николая Киселёва, который во время войны вывел из белорусского села Долгиново за линию фронта более 200 стариков, детей и женщин еврейской национальности. Под командованием Киселёва и в сопровождении нескольких партизан люди прошли более 1500 км.

Источник: "Кинопоиск"
Источник: "Кинопоиск"
Сергей Маковецкий во время съёмок рассказал, как ему позвонил Урсуляк: «Серёжа, ты играл у меня еврея, ты был у меня хромым, ты был у меня немытым и нечёсаным. Есть возможность соединить три в одном».

Партизанскую войну в России обычно удачно снимают, и зритель хорошо принимает. Но в фильме есть и второй временной план: 2005 год, Израиль, где пожилой мужчина со скверным характером отказывается говорить о 1942-м – о том, как Киселёв спас евреев и среди них его, 17-летнего тогда мальчишку. Но на это молчание у парня были причины.

Израильский эпизод. Скрин автора --)
Израильский эпизод. Скрин автора --)

🤔 При просмотре появилась пара вопросов:

первый – к осовремененному языку: например, «в гетто была акция» или «я – экономист»;

второй – к странной сцене, когда молодая женщина поливает водой, моет, уже взрослого парня. Его, кстати, играет Марк Эйдельштейн – наш Тимоти Шаламе. Вы могли слышать о его роли в скандальном сериале «Монастырь» с Ивлеевой.

Актёр Марк Эйдельштейн. Источник: "Кинопоиск"
Актёр Марк Эйдельштейн. Источник: "Кинопоиск"

Кадр из сериала "Монастырь"
Кадр из сериала "Монастырь"

Многострадальный еврейский народ. Как сказал герой Добронравова, «ничего не производящая масса людей», которых нужно вывести из немецкой оккупации. Такими их видят офицеры Красной Армии – людьми, которых неудобно спасать. «Я хочу, чтобы они ели всё подряд, ели из любой посуды… Чтобы ползали, могли работать в субботу», – говорит Киселёв.

С августа по октябрь 1942-го он и несколько других партизан ведут евреев по лесам, устраивают засады немцам – и бОльшая часть народа спасается.

Почему фильм назван «Праведник»?

Это мостик к еврейскому Саду праведников: в 2005 г. израильский Международный институт по изучению Холокоста Яд ва-Шем присвоил Николаю Киселёву звание Праведник народов мира, его имя занесено на стену почёта в Саду праведников. Потомки спасённых людей ежегодно собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить его память.

Сергей Урсуляк на съёмках: «Ещё недавно были живы люди, которые пережили это. Пока спасённые не заговорили об этом, никто не знал о Киселёве. Главное – это новые жизни, которые появились в результате этой истории, это потрясает».

Источник: "Кинопоиск"
Источник: "Кинопоиск"

В фильме Урсуляка хорошо показано, насколько разными могут быть традиции и верования, но при этом насколько они значимы для человека любой нации, особенно во время войны: одни евреи – хасиды – молятся с тфилин, другие, немецкие, делают регулярную зарядку, кто-то из бойцов совершает намаз.

Кстати, хасиды – это вообще отдельная история внутри еврейского народа, о чём далеко не все помнят. Некоторые источники пишут, что в 19 веке примерно половина восточноевропейских евреев были хасидами, ну а в 20-м, во время Холокоста, была убита большая их часть.

«Я людей по национальности не различаю – мне главное, чтобы немцев били», – произносит Киселёв.

Если хотите знать о чём фильм – он об этом. Немцы по-прежнему хуже диких зверей, как говорит одна героиня. Добавлю: особенно те немцы, которые фотографируют страдания и смерть, при этом цитируя Пушкина.

Кстати, не пропустите шутку о том, что Пушкин был евреем и коммунистом.

В картине есть, конечно, и любовная линия, даже две.

Мария Золотухина и Евгений Ткачук. Фото автора
Мария Золотухина и Евгений Ткачук. Фото автора

В общем, посмотреть – да, если вам нравятся военные фильмы и предыдущие работы Сергея Урсуляка и симпатична игра Ткачука, Яценко и Маковецкого.