До начала прямого столкновения с Западом, многие в России были уверены в том, что Китай поддержит Россию в ее «священной» борьбе против Запада. И не будь у некоторых такого убеждения, возможно все было бы сейчас совсем иначе. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что многие рассуждали о Китае с точки зрения своей логики, но Китай как всегда действует в рамках собственной концепции.
В конечном итоге что-то пошло не так, и Россия оказалась в затруднительном положении. В свое время могучий СССР не выдержал чрезмерной нагрузки. Выдержит ли РФ — скоро узнаем. Но почему все-таки Китай не позарился на перспективу разделить мировой трон с Российской империей, и не встал против общего западного врага единым фронтом? На то есть целый ряд причин, далее рассмотрим некоторые из них.
1. Экономическая составляющая. Вот примерные цифры годового экспорта Китая в долларах: экспорт в США — 419 млрд, в Германию — 80 млрд, Нидерланды — 74 млрд, Великобритания — 62 млрд, в Канаду — 37 млрд, Францию — 33 млрд, Испания — 27 млрд, Польша — 24 млрд. Теперь сравним это с годовым экспортом Китая в Россию. По данным «Московского комсомольца» экспорт товаров из Китая в Россию в 2022 году вырос больше обычного, и составил 76,12 млрд долларов. То есть торговля с одной только Америкой приносит Китаю в 5 раз больше выгоды, чем торговля с Россией. А если рассмотреть весь коллективный запад, то экспорт товаров в Россию — это капля в море, по сравнению с экспортом Китая в западные страны. Таким образом, Россия не может тягаться в торговом плане ни с Америкой, ни тем более с коллективным западом, который может дружно наложить санкции на Китай. России особо нечего предложить Китаю в торговой сфере кроме дешевой нефти. Но дешевую нефть Китай получит от России в любом случае. А если Россия проиграет свои позиции на международной арене, то без поддержки Китая ей придется совсем туго, и тогда очень дешевые ресурсы для Китая гарантированы надолго. Поэтому, в экономическом плане Китаю даже выгодней, чтобы Россия уступила в противостоянии Западу: тогда Китай получит сырье, доминирование на континенте, и сохранит свои торговые отношения с Западом. Все довольны, все сыты, кроме России.
Статистика экспорта — это только лишь один пример экономических показателей. Если рассматривать экономику в целом, то Россия не является индустриальной или экономически развитой страной, а потому сотрудничество с ней не сулит больших перспектив экономического роста для Китайской империи. Особенность же Китая такова, что его жесткая централизация может устоять только при хорошем финансировании. Чтобы кормить свое огромное население, ему требуется финансовая стабильность и сильная экономика, иначе все это рухнет. Для примера, недавняя вспышка народных протестов в связи антиковидными ограничениями показала, что в случае кризиса китайская нация способна подняться и отстоять свои права. Поэтому если денег не будет хватать, китайцы не станут бессмысленно терпеть местную «вертикаль», это факт.
2. Технологическая составляющая. Производство электроники и техники — один из фундаментальных столпов экономики Китая. Но дело тут явно не только в деньгах. Китай испытывает искренние и глубокие симпатии к прогрессивным технологиям и всякого рода электронике. Но большинство передовых разработок исходит в основном от коллективного Запада, а лидером в области научно-технического прогресса являются США. Россия же, с ее подводными таксами Рогозина и чехлами для смартфонов от Чубайса, не может предложить Китаю ничего сопоставимого в этом направлении. Поэтому если Китай поссорится со всем миром и замкнется на России, то его неизбежно ждет технологический упадок.
3. Освоение космоса. Еще одной особенностью Китая является его интерес к космическим программам. Можно долго спорить о том, чья космонавтика лучше — СССР или США, но сейчас все идет к тому, что будущее космонавтики останется за Китаем и США. А это значит, что им будет выгодно сотрудничать в космических исследованиях. Любые технологически сложные проекты эффективнее и проще реализовывать в сообществе, а не в замкнутой системе. Поэтому, хотя Россия и обладает космическими технологиями, но на данный момент уступает по своей эффективности западу, и в перспективе является нестабильным партнером. Поэтому Китай может иметь тактические, ситуативные выгоды от сотрудничества с Россией, но стратегически для Китая важнее партнерство с Западом, ведь именно за ним будущее космонавтики.
4. Вопрос выживания. Китай — очень древняя цивилизация, которая мыслит прежде всего стратегически. Сиюминутные соблазны и пустые лозунги не слишком интересуют Китайскую империю. Оценивая расклады сил и всевозможные перспективы, китайцы, безусловно, понимают, что вступить в прямой конфликт с Западом — это очень большой риск потерпеть поражение. Подобное поражение приведет как минимум к тотальному откату Китая в средние века, но высока вероятность и распада всей империи. И даже союз с ядерной и ресурсной Россией не дает гарантии победы. А потому, подобные действия Китай рассматривает как непредсказуемую авантюру. Такие шаги не являются характерными для Китая. Бросить на кон существование своей империи — это концепция не для него.
5. Несовместимость Китая и РФ. Прежде всего, не следует делать обобщения между китайской и российской цивилизацией на основе поверхностных или внешних атрибутов. Например, «коммунизм» в Китае - это не тоже самое, что «коммунизм» в России. Или ценности Китая по своему РЕАЛЬНОМУ (а не декларируемому) содержанию совсем не идентичны ценностям России в той степени, чтобы называться «одним народом». Есть, конечно, что-то общее, но и отличий тоже достаточно много.
Кроме того, Китай осознает, что жажда тотального доминирования не покидает российскую ментальность. Это становится очевидно для всего мира, когда, например, РФ демонстрирует свою риторику по вопросам бывших республик СССР, создает модели взаимоотношений с Западом, или выстраивает риторику по историческим вопросам и тп. Китай же, будучи сам централизованным государством, не может согласиться с таким положением дел, а потому в альянсе с Россией для Китая есть риск внутреннего конфликта. Китай — это вовсе не скромная Беларусь, и роль "младшего брата" его точно не устроит. А потому в долгосрочных перспективах может случиться всякое. Поэтому в такой ситуации Китаю проще идти своим путем, и гарантированно получить статус «мирового полюса» оставаясь в умеренной конфронтации с Америкой, нежели оказаться уязвимым для скрытой угрозы от нестабильного партнера. Как гласит китайская пословица «Взаимное доверие — основа дружбы». Есть ли у Китая доверие к РФ — вопрос, надо понимать, риторический.
Таковы основные причины, по которым Китай не захотел стать открытым союзником РФ и вступить в прямое столкновение с Западом. Впрочем, этот список может быть дополнен другими аргументами. Например, активизация Запада, его переход от пассивных стратегий к активным и усиление взаимодействия между западными странами также имеет свое влияние. И если в начале 2022 года еще могли быть какие-то сомнения, то теперь уже очевидно, что Китай не видит в России стратегически значимого партнера, а прямой конфликт с коллективным западом не соответствует его интересам.