Найти тему
Журнал Фактов

Российский ракетный двигатель РД-180 сыграл ключевую роль в американской космонавтике

Российский двигатель РД-180, установленный на американскую ракету Atlas V в версии без боковых твердотопливных ускорителей. Взято из открытых источников
Российский двигатель РД-180, установленный на американскую ракету Atlas V в версии без боковых твердотопливных ускорителей. Взято из открытых источников

Казалось бы, на первой, представленной в данном материале фотографии нет ничего особенного. Но это так кажется лишь на первый взгляд. На самом деле, на данной фотографии запечатлен запуск американской ракеты-носителя тяжелого класса - Atlas V (Атлас 5). Эта ракета-носитель была создана в начале 2000-х гг. американской корпорациями Lockheed Martin и Boeing, которые представлены совместным оператором United Launch Alliance (ULA). И самым примечательным тут является то, что на первую ступень данной ракеты устанавливается российский жидкостный ракетный двигатель РД-180, имеющий две камеры сгорания и два сопла.

Это тот самый ракетный двигатель, про который так любят писать, что он не российский, а американский. Что является полным абсурдом. Двигатель РД-180 был полностью разработан в России в 1990-е гг. на основе мощнейшего советского ракетного двигателя РД-170. Кроме того, скажем, что РД-180 полностью и целиком разработан в России российскими, то есть вчера еще советскими учеными, например напомним, что руководил проектом выдающийся советский конструктор Б. И. Каторгин. Также, не нужно забывать, что производится двигатель в России производственными мощностями "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко".

Российский ракетный двигатель РД-180. Взято из открытых источников
Российский ракетный двигатель РД-180. Взято из открытых источников

Возможно и этого мало, ведь в интернет пространстве могут утверждать, что двигатель не российский, а американский, так как был заказан на деньги США. Но ту есть несостыковка. Дело в том, что в середине 1990-х гг., когда в России были проблемы в экономической и промышленной сферах, а предприятия, буквально, "простаивали" без заказов, "НПО Энергомаш" стало победителем конкурса на разработку и поставку в США двигателя для первой ступени модернизированной американской ракеты-носителя Atlas (Атлас). Двигатель был создан в столь сжатые сроки, что уже в конце 1996 года было проведено первое огневое испытание прототипа двигателя РД-180, а в апреле 1997 года - уже штатного, полноценного двигателя.

В США данный двигатель был успешно испытан в составе ракеты-носителя в 1997-1998 гг. В 1999 году РД-180 прошел сертификацию для ракеты-носителя Atlas III, а летом 2011 года прошел сертификацию для работы на ракете-носителе Atlas V. Конечно, на данный момент двигатель США уже не закупают у России двигатели РД-180. Кроме того, есть информация, что в США успешно сумели скопировать наши РД-180. То есть наш двигатель РД-180 воплощен в двигателе ВЕ-4, который создан компанией Blue Origin, основателем которой является Джеф Безос. Кроме того, Джефф Безом - основатель компании небезызвестной компании Amazon. Но дело в том, что ракеты "Atlas V" на российском двигателе РД-180 успешно стартуют уже два десятилетия, а BE-4 - прошел успешные испытания и только ждет первого старта в составе ракеты-носителя Vulcan.

Ракета Atlas V c марсоходом Perseverance. 2020 год. Взято из открытых источников
Ракета Atlas V c марсоходом Perseverance. 2020 год. Взято из открытых источников

Конечно, скорее всего, обе ракеты полетят и будут использоваться, речь идет о ракетах Vulcan (которая заменит Atlas V) и New Glenn. Но это, тем не менее, нисколько не убавит вклад нашей страны, как бы это парадоксально не звучало, в развитие именно американской космонавтики. Так как, именно, на ракете Atlas V за последние почти 20 лет было запущено огромное количество американских спутников на околоземную орбиту, а также такие важные для развития американской космонавтики миссии: миссия "Новые горизонты" для исследования планет-гигантов, Плутона и пояса Койпера, американский сверхсекретный космический самолет "X-37B", а также марсоходы "Curiosity" и "Perseverance". Если бы Россия не разработала для США РД-180, то эти миссии были бы или невозможны, или сдвинуты на более поздние сроки.

Кто-то скажет, что значение РД-180 в американской космонавтике 2000-2010-х гг. через чур завышены, но будут неправы, так как ракета-носитель Atlas V с момента ее первого запуска в 2002 году - произвела, в общей сложности, 93 пуска, которые все признаны успешными. Да и у ракеты Atlas III все шесть песков прошли успешно. Да и, вообще, первая ступень, на которой стоит двигатель РД-180 является основной, так как благодаря РД-180 и проходит отрыв от земли всей ракеты: ее начальной массы с полезной нагрузкой и топливом. Справедливости ради скажем, что в зависимости от модификации ракеты Atlas V, двигателю помогают боковые твердотопливные ускорители, которых на ракете может быть до пяти штук. Поэтому, российский двигатель РД-180 можно без преувеличения назвать вершиной мирового ракетного двигателестроения.

Запуск ракеты Atlas V c марсоходом Perseverance. 2020 год. Взято из открытых источников
Запуск ракеты Atlas V c марсоходом Perseverance. 2020 год. Взято из открытых источников

В конце добавим, что ракетный двигатель РД-180 полностью российский и принадлежит "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко". Патентное же право на него действует только на территории США. В общем, кому интересно, тот всегда найдет правдивую информацию в открытых источниках, где все объяснено по порядку. Кстати, вы не поверите, но даже в западных источниках так и написано, что владельцем двигателя РД-180 является именно России, а вернее, указанное выше "НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко". Тем более, как мы понимаем, западные источники могли запросто записать в "истинных настоящих владельцев" двигателя РД-180 - Соединенные Штаты, а именно такие компании как Lockheed Martin и Boeing. Ведь, если точно верить определенным "мантрам", то на Западе никогда не врут и говорят только, что ни на есть настоящую правду.

Все это значит только одно, что согласно данной методичке, мы можем констатировать точный факт того, что двигатели именно российские. И теперь, по этой причине, думаю, что нет никакого смысла обсуждать дальше данную тему. На сегодня у меня всё.

Если Вам понравилась статья - поставьте лайк. Будем рады вашей подписке на наши каналы в Телеграм, Паблико, ВК, ОК, Youtube и Дзен. Для тех, кто хочет поддержать канал материально, можно это сделать перейдя по ссылке: https://sobe.ru/na/na_razvitie_kanala_f7s0

-5
Авто
5,66 млн интересуются