В рамках педагогической деятельности работники образования часто сталкиваются с ситуацией, когда личностные особенности учащихся оказываются таковы, что трудным может стать нахождение универсального эффективного и доверительного подхода к детям, что не идет на пользу репутации педагога и его личной профессиональной компетентности в рамках указанной деятельности. Вклад в решение данной проблемы способна сделать Эннеаграмма (или Эннеаграмма личности), которую мы в рабочем контексте определим как психологическую модель подсознательной мотивации человека, направленную на его личностный рост и содержащую в своей структуре девять личностных типов — Эннеатипов — соединенных строго заданными системными связями. Эннеаграмма Личности в ее современном виде была разработана в 70х гг. ХХ века боливийским антропологом и философом О. Ичазо, а также К. Наранхо — психиатром, гештальт-терапевтом родом из Чили, учеником основателя гештальт-терапии Ф. Перлза (который, в свою очередь, является учеником К. Хорни — американского психоаналитика, ученицы З. Фрейда [1, с. 71]. Многолетняя работа К. Наранхо в рамках Эннеаграммы личности привела его к созданию специализированного курса SAT, который проходят педагоги, психотерапевты и многие другие категории специалистов по всему миру, в том числе в рамках министерских программ по реформе образования. По мнению Наранхо, должна произойти переориентация традиционных патриархальных ценностей на достижение гармонии мужского, женского и детского начал в культуре. Свои доводы он подкрепляет конкретными инструкциями о том, как именно нужно менять современное образование — институт, от которого впрямую зависит будущее человечества [2, с. 85–222]. В последние десятилетия модель Эннеаграммы получила дальнейшее развитие, поскольку ведущие семинаров и авторы книг по Эннеаграмме, в частности Хелен Палмер, Дон Рисо, Расс Хадсон и др., интегрировали в нее идеи и разработки современной психологии. Изначально же Эннеаграмма была обнаружена в одном из суфийских монастырей тариката Накшбандия в Центральной Азии в начале XX века русским философом и эзотериком Г. И. Гурджиевым [3, с. 6–7]. Главным понятием в рамках модели Эннеаграммы является понятие Эннеатипа, представляющего собой внутреннюю глубинную стратегию взаимодействия человека с окружающей средой. Р. Тэллон и М. Сикора отмечают, что «стратегии описывают внутренние мотивации и применимы ко всем представителям определенного типа личности. Стратегии могут считаться тем, что определяет тип личности» [4, с. 23]. Каждый человек имеет доступ к той или иной стратегии поведения, но на уровне автоматических реакций обычно отдает предпочтение той, с помощью которой удобнее всего решать свои задачи в актуальный момент, и которая лучше всего работала в детстве [5, с. 14]. Таким образом, формирование Эннеатипа личности начинается в раннем детстве. Работы швейцарского психолога Ж. Пиаже дают подсказку насчет того возраста, когда может проявиться тип личности ребенка. Интерпретируя его взгляды относительно Эннеаграммы, заметим, что Эннеатип становится заметен в стадии конкретных операций (7–11 лет) [6, с. 429–430]. Исходя из этих данных, мы можем наблюдать яркое проявление типа личности ребенка уже в начальной школе. Отметим, что в рамках данной статьи мы подробно не рассматриваем вопросы происхождения Эннеатипов, поскольку данный блок имеет второстепенное отношение к педагогике и относится скорее к вопросам психологии развития и образования, а также к психоаналитическим теориям (в частности, культурно-антропологическая интерпретация неврозов в лице К. Хорни, Г. Рохейма и др.).
27