Найти тему

Туристический бизнес в России: организация и направления

Оглавление

Туризм внутри страны развивается быстрыми темпами. Какие направления и отели популярны, как открыть и начать с нуля туристический бизнес, расскажем в статье для тех, кто планирует запускать гостиницу, хостел, кемпинг.

Людям нравится путешествовать, это приносит счастье. Эту потребность нельзя отменить, и поэтому туризм всегда будет приносить прибыль
Людям нравится путешествовать, это приносит счастье. Эту потребность нельзя отменить, и поэтому туризм всегда будет приносить прибыль

Тенденции и популярные направления

К 2023 году российский турбизнес уже переориентирован на внутренний рынок. Туристический поток многих российских городов вернулся в «допандемийные» времена. Согласно исследованию ВЦИОМ, россияне сейчас отдыхают внутри страны:

  • гуляют по узким улочкам Москвы
  • отправляются в Санкт-Петербург или в Калининград «за глотком Европы»
  • отдыхают на море в Краснодарском крае
  • летают за яркими впечатлениями на Байкал и Камчатку
  • ездят на машине на выходные в ближайшие города

По данным ВЦИОМ и других исследований, сейчас в туризме прослеживаются такие тенденции:

  1. Люди стали четко понимать, зачем им ехать куда-то, что даст поездка и во сколько она обойдется
  2. Появились нетипичные варианты размещения — например, глэмпинги
  3. Во многих городах взялись за облагораживание улиц, повышение качества сервиса, разработку интересных маршрутов. Например, Тула в топ-10 городов для отдыха по версии Forbes

Люди хотят сменить обстановку, отдавая предпочтение отдыху в сельской местности или аутентичным турам по изучению другой культуры, где можно полакомиться с новыми блюдами, побывать в других местах, например, на Камчатке. Творческим людям подойдет фестивальный туризм: можно проводить активный отдых и общаться на природе.

Классические обзорные экскурсии уже не актуальны. Популярными становятся экскурсии-квесты или театрализованные экскурсии с актерами.

По данным ВЦИОМ, путешествия по России привлекают россиян в возрасте от 18 до 34 лет. Сегодня 94% россиян не обращаются в турагентства и самостоятельно организуют свой отдых
По данным ВЦИОМ, путешествия по России привлекают россиян в возрасте от 18 до 34 лет. Сегодня 94% россиян не обращаются в турагентства и самостоятельно организуют свой отдых

Стало меньше «бюджетных» туристов, которые покупали дешевые туры по скидкам. В целом туристических направлений стало меньше, но вырос средний чек. Теперь туристы, которые раньше ездили за границу, покупают туры по России. Плюс бизнесмены получают всяческую поддержку государства и гранты на развитие внутреннего туризма. В прошлом году выделено около 10 млн рублей фермерам на развитие агротуризма. На полученные средства можно было сделать ремонт или построить здание, оборудовать его, обустроить инфраструктуру.

Люди теперь чаще выбирают автомобильные поездки, глэмпинги, санатории, туры выходного дня. Также больше предпочитают самостоятельные путешествия на машине, а не пакетные туры.

Как развиваются авторские туры и кому подходит «дикий» отдых

Екатерина Уварова путешествует по России и делится личным опытом:

В моей жизни было два вида туризма: «цивилизованный» и «аборигенский». В студенчестве объехала половину российских городов, участвуя и организовывая мероприятия. Помню каждую улицу, которую прошла, каждый музей, который посетила. Забавно, но практически любой город нашей страны можно описать в три локации: Арбат, улица или проспект Ленина и ЦУМ.

10 лет назад, когда только начинала узнавать страну, катаясь по Сибири, я видела разбитые дороги, обшарпанные памятники истории и отсутствие заинтересованности местных властей в развитии городов. Я видела мертвые деревни и деревни, в которых было всего два жилых дома. Видела стариков, которых «забыли» и единственная радость для них — простое человеческое общение.

Сейчас таких мест становится меньше с каждым годом, и я это вижу. Мне есть с чем сравнить. Многие города я посещала несколько раз, и изменения разительны, некоторые застряли в прошлом и потихоньку исчезают.

Недавно приехала на Камчатку и была поражена: такой огромный туристический центр и такой упадок. В год через Петропавловск-Камчатский проходит порядка 4 млн туристов, и у каждого второго возникают трудности с жильем. Гостиничный бизнес развит очень слабо и в большинстве своем представлен микро-хостелами.

Весь туризм на Камчатке держится на частниках, которые поколениями работают гидами. В походе мы встретили женщину, которая приехала в качестве повара вместе с группой. Муж большую часть времени проводит в море, а трое детей в сезон работают гидами.

И, стоит отметить, что уровень услуг, которые оказывают местные гиды, намного выше, чем у приезжих. И это касается всего: маршрутов, оснащения, отношения к работе. У «местных» две цели — развитие региона и развитие собственного бренда. Они стремятся «выпустить в свет» максимальное количество довольных туристов. В отличие от приезжих, которые стремятся, в первую очередь, отбить стоимость тура и получить максимальную прибыль.

Другая ситуация на Кавказе. Возможно, сказывается близость к Москве и столице курортного бизнеса — Сочи. Инфраструктура туристического бизнеса развивается максимально быстро. Если 5 лет назад я с трудом могла найти хорошую компанию, которая водит туры по диким местам республик Кавказа, то сейчас выбор поражает многообразием: треккинги, джип-туры, этнические туры, восхождения и т.д. Я уже несколько лет хожу с командой «Страна ветров». У них большой выбор туров как по России, так и зарубеж, собственный прокат снаряжения, сертифицированная команда гидов. Такой подход я встречала только на Кавказе и на Алтае.

Если говорить про Алтай, то тут больше «глэм-туризм» развит. Большое количество туристических баз на любой запрос и достаток. Но это только в «преддверии» Алтая — для тех, кто хочет познакомиться с регионом и комфортно провести отпуск. Для «дикарей» тут немного другая история. В основном тут также развит частный сектор, представленный местными гидами. Но редко встретишь человека, имеющего сертификаты. Здесь все завязано на опыте.

Туризм в России, если смотреть глобально, — это не развития отрасль. Она функционирует на двух категориях людей: коммерсанты и активисты. Если к ним подключить государство, то есть возможность выйти на принципиально новый уровень качества оказываемых услуг и развития туристических регионов.

3 шага, чтобы открыть отель

Сегодня для отельеров открываются большие возможности. Расскажем об особенностях этого бизнеса в России для бизнесменов, которые задумали открыть гостиницу, хостел или кемпинг. На начало 2022 года в России насчитывалось более 21 тысячи отелей с номерным фондом в 753 500 номеров, большинство из которых расположено в больших городах и на курортах.

1. Выбрать место

Сначала стоит выбрать место для нового отеля: мегаполис, курорт или необычная локация.

Крупный город: плюсом является налаженная инфраструктура для открытия и работы отеля и большой поток туристов. Стоит обратить внимание на большие нестоличные города: Казань, Калининград, Екатеринбург, куда едут для работы и развлечений. Можно привлечь внимание особенным интерьером, необычным набором услуг или хорошим рестораном.

Курортная зона: плюсом станет хорошая транспортная доступность от аэропорта до автодорог и организация трансфера от аэропорта или ж/д вокзала до отеля, сам курорт будет привлекать большой поток людей; минусом будет то, что туристический поток будет уменьшаться в низкий сезон. Сюда можно отнести Сочи и Краснодарский край, Дальний Восток, Байкал, Алтай. Для этого варианта подумайте, как сделать отель интересным для несезонного заезда (например, новогодних программ).

Нестандартное место: плюсом станет сам факт новизны — не раскрученное место привлекает туристов, плюс низкая конкуренция сыграет вам на руку, ведь можно будет открыть первый или вообще единственный отель в необычном месте на многие километры. Но минусом будут дополнительные вложения в маркетинг и рекламу, которые будут окупаться медленнее, чем обычно в популярных местах. В нестандартных местах можно открыть модный глэмпинг в лесах, горное шале, стилизованную усадьбу, отель в виде древнерусской избы, космической капсулы, домика Хоббитов, отель в старинных заводах, мельницах, замках и дворцах, как например, ставший очень популярным замок-отель Нессельбек в Калининграде и т.д.

Открыть новый отель в развитых и популярных туристических районах легче и проще, но и конкуренция здесь большая, а цена ошибки может быть очень высокой. Можно открыть отель в активно развивающихся неосвоенных регионах, отельный рынок которых еще не перенасыщен предложениями.

  • Обратите внимание на популярные среди молодежи и богатые на достопримечательности и развлечения Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Красноярск.
  • Нетронутые северные пейзажи Карелии подойдут для экотуризма или модного глэмпинга.
  • В Нижнем Новгороде, Удмуртии, Калуге и Твери часто проводят фестивали.
  • Кавказ и Камчатка привлекут спортсменов и ценителей хайкинга, а также красивых нетронутых пейзажей и редких видов животных.

2. Выбрать тип отеля

Сегодня старые форматы гостиниц не работают, а новые только приживаются.

  • Бизнес-отели рассчитаны на деловые поездки и подходят для бизнесменов, располагаются чаще всего в городах-миллионниках с аэропортом. Отличаются наличием переговорных конференц-залов, офисной техники, мебели, и прачечной. То же самое можно сказать и про бутик-отели
  • Мини-отели подходят для демократичных, камерных и непродолжительных поездок и остановок
  • Апарт-отели предлагают гостям домашнюю обстановку без встреч с персоналом; апартаменты в центре мегаполиса или курорта отличаются быстрой окупаемостью и относятся к надежным вариантам инвестирования
  • Хостелы — это бюджетные отели в формате общежития, в которых останавливаются молодежь и автобусные путешественники. Требуют минимальных вложений и быстро запускаются
  • Гестхаусы располагаются в небольших уютных домах семейного типа особым шармом, где постояльцы как будто приезжают в гости, также не требуют больших инвестиций и быстро окупаются
  • Курортные отели отличаются друг от друга местоположением курортной зоны, набором услуг и развлечений (спорт, детские зоны, аквапарки и т. д.) и предназначены исключительно для отдыха
Курортный отель можно открыть там, где красивый вид: например, на берегах Байкала или на Алтае
Курортный отель можно открыть там, где красивый вид: например, на берегах Байкала или на Алтае

3. Составить бизнес-план

Что в него входит:
1. Определение рентабельности в зависимости от занимаемой ниши
2. Поиск инвесторов и инвестиций
3. Выбор направления, региона, места, типа отеля и т. д.
4. Подготовка проектов и прогнозирование их прибыльности
5. Подача заявки на кредит в банке, если он необходим
6. Проверка отдачи по инвестициям, к которой привлекают специалистов по аудиту

Как развивать отельный бизнес

Когда бизнес-план уже составлен, вы выбрали место и определенный формат отеля, средства получены и вложены, отель открыт и теперь вам нужно настроить его работу и развить бизнес. Это можно сделать собственными силами вручную, а можно доверить типовые процессы профессионалам и специальным сервисам.

Что важно в развитии отельного бизнеса:

1) грамотное управление отелем

2) конкурентный анализ: сколько гостей выбрали отель, сколько денег каждый из них приносит. Это поможет занять определенное место на рынке и собственную нишу

3) работа с интернет-площадками для бронирования отелей для увеличения продаж и поиска заказов с помощью агрегаторов отельных предложений, упорядочите это направление и собирайте данные о бронировании вашего отеля со всех площадок, в том числе с собственного сайта, и переносите сведения в единую таблицу данных

4) автоматизация рутинных задач от регистрации гостей, управления номерным фондом и услугами, расчета курортного сбора до высчитывания основных показателей для отчетности и аналитики и т. д.

5) отслеживание заказов, всех номеров, услуг и т. д. в одном окне

6) отчетность в МВД

7) работа службы номерного фонда и обслуживание номерного фонда

8) использование электронных замков для отелей

9) решение вопроса оплаты курортного сбора и т. д.

Перспективы и окупаемость бизнеса

Согласно аналитике, рентабельность среднего отеля равна 20–30%. При удачном развитии событий вложения в открытие нового отеля окупятся приблизительно за 5–6 лет. Окупаемость у хостелов и мини-отелей происходит быстрее за счет меньших вложений, а бутик-отель строится на десятилетия вперед.

Господдержка внутреннего туризма

Сегодня бизнесмены могут получить гранты. Государство сейчас активно поддерживает внутренний рынок туризма и предпринимателей, работающих в этом направлении.

Запросы путешественников выросли, продавать одинаковые пакетные туры уже не получится — клиентам нужны авторские. Люди ищут новые форматы и направления отдыха. Как раньше, уже не получится, и чтобы стабильно получать прибыль, бизнесу в сфере туризма придется соответствовать и вкладываться в развитие, в том числе в создание доступной среды и развитой инфраструктуры в союзе с местными властями и развитием регионов.

Истории успеха

Проект инвестиционных загородных отелей

Сегодня популярны загородные коттеджи и глэмпинги: такие небольшие уютные домики в окружении природы вдали от города стали отличным местом для людей, желающих отдохнуть от городской суеты. Для инвесторов они также интересны. Полина Приходько, директор гостиничной девелоперской компании Dewis, открыла свой проект инвестиционных загородных отелей под брендом «VIEW GA» в июле 2022 года.

Проект отелей под брендом «VIEW GA» привлекает инвесторов с небольшим капиталом, которые хотят получать пассивный доход от сферы гостиничного бизнеса
Проект отелей под брендом «VIEW GA» привлекает инвесторов с небольшим капиталом, которые хотят получать пассивный доход от сферы гостиничного бизнеса

Компания создала «коробочное» решение для инвесторов — проект с выгодными условиями инвестирования в загородные гостиничные комплексы и высокой доходностью до 35% годовых. Это заинтересовало владельцев малого бизнеса из других сфер.

Первый пятизвездочный отель в Смоленске

Пятизвездочный отель «Гранд-отель «Мегаполис» в Смоленске должен открыться в январе 2023 года. Проектом и строительством гостиницы занимается «Мегаполис-Смоленск», эту компанию выбрали власти региона и подписали соглашение на инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года.

Сумма вложений составила 1,3 млрд рублей. В отеле планируется создать 208 номеров, включая категорию для лиц с ОВЗ, конференц-зал, два ресторана, СПА и бассейн
Сумма вложений составила 1,3 млрд рублей. В отеле планируется создать 208 номеров, включая категорию для лиц с ОВЗ, конференц-зал, два ресторана, СПА и бассейн

Модульные отели в экопарке «Озера на Снежной» в Иркутской области

Экопарк популярен круглый год. Даже зимой здесь много отдыхающих и гостей, которые наполняются энергией природы, активно отдыхают и заряжаются положительными эмоциями. Поэтому модульные отели в таких местах стали важной частью правильной и гармоничной туристической инфраструктуры и отлично вписались в природный ландшафт, дополнив его. Модульные отели в экопарке уже готовы к приему гостей.

Некапитальный отель «Изумрудное» состоит из 12 отдельно стоящих модулей для проживания гостей. Второй некапитальный отель «Папоротник» состоит из 10 отдельно стоящих модулей для проживания
Некапитальный отель «Изумрудное» состоит из 12 отдельно стоящих модулей для проживания гостей. Второй некапитальный отель «Папоротник» состоит из 10 отдельно стоящих модулей для проживания

В каждом номере отеля в экопарке есть душ и другие удобства. Туристы могут наслаждаться комфортным отдыхом вдали от цивилизации. Перед каждым домиком — мангальная зона. Также планируется обустроить пирс вдоль берега, чтобы комфортно отдыхать у воды, и для спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов и SUP-бордов.

Первый модульный отель «Тайга» на Байкале

В Бурятии открылся первый из 19 модульных отелей на Байкале, на строительство которых выделено 300 миллионов рублей из резервного фонда правительства России.

Отель «Тайга» построили также при поддержке федеральной субсидии
Отель «Тайга» построили также при поддержке федеральной субсидии

Он начал работу в Баргузинском районе в новогодние праздники. Скоро свои двери для туристов откроют новые домики еще в двух местах Баргузинского района, а также в Заиграевском, Кабанском, Закаменском и Тункинском районах.

Комплекс «Лапландская деревня» в Мурманской области

Этот проект создатели реализовали под слоганом «На Севере — жить». Под этот проект были выделены субсидии по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства».

Под строительство «Лапландской деревни» были выделены субсидии
Под строительство «Лапландской деревни» были выделены субсидии

В деревне для гостей есть масса активностей: квест-экскурсия, походы на снегоступах, снегоходное сафари, аттракцион с бананом. Жить можно в коттедже, есть беседки и глэмпинг: 16 купольных шатров с панорамным видом.

Сейчас самое время, чтобы запустить свой отель или другой туристический бизнес в России. Заручитесь поддержкой надежного партнера — мы в банке «Открытие» всегда поможем начинающим предпринимателям из разных регионов России.

Чтобы не пропускать важную информацию, советы по развитию бизнеса и лайфхаки для предпринимателей, подпишитесь на наш канал.