Недавно прошел юбилей Леонида Гайдая, транслировались все комедии, можно было опять получить от них заряд положительных эмоций. Я остановлюсь на одном фильме «Бриллиантовая рука», очень уж о нем много можно сказать отзывов.
Федя! Дичь!
У меня даже сохранилось такое воспоминание о фильме, как Юрий Никулин приезжал, снимаясь в данной картине на съемках в Адлере к нам в пионерский лагерь на встречу. Память уносит к тем годам, когда вышел на экраны это замечательный фильм.
Мне в ту пору было лет тринадцать, и мы, школьники из Сибири отдыхали на черноморском побережье. Я был впечатлен от встречи с настоящим живым артистом, да таким известным, как Юрий Никулин. В память о нашей встрече, артист обещал нам подмигнуть в какой-нибудь сцене.
Когда я в первый раз смотрел в кинотеатре этот фильм, то все время хотел увидеть, сцену с Никулиным, где он обещал нам подмигнуть, но так её и не увидел, от этого картина не стала менее интересной. Как оказалось, в ней очень много фактов, которые предполагались и задумывались первоначально иначе, а потом все изменилось.
Взять хотя бы песню о зайцах, которая так легко исполняется. Как вспоминал композитор Зацепин, он споткнулся на припеве, который у него не складывался. В последний день, собираясь сказать, что у него ничего не получилось, чтобы успокоиться, решил побриться, как вдруг в жужжании машинки услышал тот самый кусочек мелодии, с гордостью потом представляя всю её на суд публики.
косят зайцы траву
Поэту Дербеневу было дано задание, сочинить песенный текст, про обычного советского гражданина, что он и сделал, но слова получились, вообще ироническими над простым человеком и Зацепину пришлось уговорить поэта переписать слова, увещевая на то, что песня должна уйти в народ.
Новый текст был готов, но веселые и простецкие строки не могли пойти на запись без оценки цензоров. Случился новый коллапс отражаемый отсутствием политической нотки, никто не мог понять, как могли эти зайцы с косами стоять и что за траву они косили.
Но режиссер сумел отвоевать песню в изначальном варианте, тоже и сцену в кафе, когда пьяный герой Никулина громит зал, напевая про шальных зайцев. Исполнили песен в фильме Андрей Миронов, Юрий Никулин и Аида Ведищева.
Все лето перед съемкой фильма сценаристы Слободской и Костюковский писали литературный сценарий, позже к ним присоединился Леонид Гайдай. Поскольку с троицей в лице Балбеса, Труса и Бывалого было решено покончить раз и навсегда, в новом сценарии была придумана другая троица, Граф, Механик и Малыш. Сценарий назывался "Контрабандист", идея его пришла в голову авторам после прочтения серии статей, посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей в гипсе.
Простой советский человек Семен Семенович Павлик, потом Тимошкин, а к выходу фильма уже Горбунков, отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но были и замечания. Рекомендовалось сократить сцены с участием управдомом Плющ, сделать более весомой роль милиции и сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.
Семен Семенович с Гешей
Главная роль Семена Семеновича Горбункова предназначалась Юрию Никулину. Ему даже в "Союзгосцирке" дали специальный отпуск сроком на полгода. Сыграть Гешу Козодоева режиссер собирался позвать Георгия Вицина, но, решив, что в его исполнении горе-контрабандист получится двойником Труса из "Приключений Шурика", рискнул отдать роль Андрею Миронову.
Среди претендентов на роль бандита Лелика наиболее вероятными кандидатами были Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Совместным решением режиссера и худсовета в картину был приглашен Папанов.
На роль сексуальной Анны Сергеевны, соблазняющей Горбункова в номере гостиницы "Атлантика", Гайдай сначала пригласил Клару Лучко, а после ее отказа, ему пришлось выбирать из трех актрис, выбрали Светличную, которая была "чересчур соблазнительной."
Шефом могли стать три артиста, но режиссер предпочел им Николая Романова. На роль Нины Горбунковой претендовали Нина Гребешкова и Ия Саввина. Гайдай решил отдать роль своей жене, и Нина Гребешкова в который раз не подвела мужа, с честью справившись с не самой большой, но ответственной ролью. Контрабандиста-аптекаря сыграл Леонид Каневский, которому удалось на этапе кинопроб обойти своего главного соперника Спартака Мишулина
Во время съемок по Адлеру с быстротой молнии распространились слухи о том, что Юрий Никулин умер. Сам артист, вспоминал так этот случай, когда актеров и членов съемочной группы разместили в гостинице, в подвале которой отвели место под костюмерную и реквизиторскую.
В реквизиторской хранили двойника Никулина, из папье-маше лежала фигура Семена Семеновича Горбункова. Ее должны были сбросить с высоты пятисот метров при съемке эпизода, где Семен Семенович выпадает из багажника москвича, подвешенного к вертолету. Чтобы фигура не пылилась, ее прикрыли простыней, она и лежала на ящиках.
Любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и обнаружила мертвого артиста Никулина. Вероятно, подумав, что он погиб на съемках, и его спрятали в подвал, она с воплем бросилась прочь. Через час о смерти знали не только в Адлере, но и в других городах нашей страны, потому что уборщица по совместительству работала еще в аэропорту.
Узнав о своей смерти, Никулин немедленно позвонил в Москву маме, так как её уже спрашивали о подробностях гибели сына. Это шутка, а серьезным был факт, когда Юрий Никулин и Андрей Миронов чудом не пострадали. Снимали сцену в ресторане "Плакучая ива", где Никулин пел свою знаменитую песню о зайцах, а потом начинается потасовка.
черт побери
По сценарию Никулин и Миронов в обнимку разбивают огромное стекло и вываливаются на улицу. Только они выпрыгнули, как сверху, словно гильотина, рухнула верхняя оставшаяся часть стекла. И если артисты прошли секундой позже, страшно представить, что бы произошло. Гайдай сказал, что больше дубля не будет, все нужно сломать.
Ещё Никулину досталось в концовке фильма, когда крюк подъёмного крана ударил наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена, артист действительно получил болезненный удар, но сдержался и поджал губы. Он получил даже сотрясение мозга, с которым и доиграл сцену.
Ранее в сценарии не жена будит пьяного Семена Семеновича будильником, а на него падает и повисает на шее картина, но идея с будильником возникла после серии неудачных дублей, когда картина красиво не вешалась на шею Никулина. Песня о зайцах первоначально исполнялась на пароходе, потом ее заменили на песню «Остров невезения». Песню о зайцах исполнили в ресторане.
Роль мальчика, которому Миронов дал пинок под зад, исполнил сын Никулина. Эта сцена долго не получалась, так как мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а Гайдай шепнул Миронову, чтобы быстро приложился хорошенько и дубль получился, хоть пацан и обиделся на Миронова. На Гешины естественные вопли, «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями, но в фильме звук был вырезан.
А вот Андрею Миронову съёмки в Баку, где предполагалась заграница и встреча с контрабандистами, дались очень тяжело. Причиной этого была тяжелая болезнь, нервная экзема, приносившая жестокие страдания артисту. Но при слове "Мотор!" Миронов забывал все свои недомогания и становился лучезарным человеком.
Интересный факт, как поскользнувшись, падал Никулин. Под это дело закупили несколько килограммов дефицитных по тем временам бананов и хранили их в холодильнике. Но на банановой кожуре Никулину поскользнуться не удавалось, тогда купили арбуз, но наступить на арбузную корку он никак удачно не мог.
На помощь пришел Леонид Каневский, на которого надели брюки Никулина, и он мастерски поскользнулся, поэтому нога в кадре его. Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист, герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит», а Березина фамилия супруги Каневского.
Лучший портной "Мосфильма" сшил Каневскому роскошный серый костюм с искрой. Он надел его с белой рубашкой и вышел. Гайдаю понравилось, но он сказал, что красиво, но тела не видно, пришлось снять этот роскошный костюм, надеть белые брюки и получился почти голый наряд, Гайдай был в восторге.
Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной, что-то там не ладилось, и приходилось снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на ассистента, "Идиот! И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину.
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева. Светличная была очень обижена за то, что Гайдай не дал ей спеть. Меж тем, в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а единственная фраза, которую Светличная произнесла сама: «Не виноватая я!»
управдомом Плющ
Персонаж и сама Нонна Мордюкова не нравилась всем худсовету, Гайдаю, Миронову. Худсовет счел, что Мордюкова играет не правильно, её Плющ, безумная, одержимая пошлость. Гайдай снимал и переснимал дубли с Мордюковой и в итоге, смонтировал все так, что её героиня стала одной из самых запоминающихся в ее биографии.
У Андрея Миронова с Мордюковой была давняя неприязнь. Актриса считала его баловнем, а Миронов за это мстил и постоянно давал ей советы, как нужно играть, что сильно злило актрису. В монологе управдома Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».
В роли мрачного типа, от встречи с которым Горбунков потерял дар речи, снялся журналист журнала "Смена" Леонид Плешаков, который познакомился с Никулиным за чашкой кофе. Реплика, «Ты что, глухонемой?» «Да!» За столом Юрий Владимирович спросил, есть ли на груди у него волосы. Тот ответил, что есть и показал, на что Никулин посмотрел и ответил, что достаточно.
Собеседник не понимая, вновь спросил, что достаточно. Никулин поведал, что Леонид Гайдай снимает комедию, где в одном эпизоде герой сталкивается с огромным человеком, на груди которого висит череп. Герой задает невинный вопрос, но заметив череп, пугается до немоты. Сами понимаете, череп лучше смотрится на волосатой груди. Журналист согласился сняться в фильме, в обмен на интервью с Никулиным.
не виноватая я, он сам пришел
Теплоход, где снимался фильм Гайдаем был назван «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. Фактически теплоход назывался «Победа», но Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день. Позже начальник морского флота распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Кстати, мороженое, которым мальчик попадает Графу в лицо, вовсе не мороженое, а смесь творога с молоком. Кидал его в актера ассистент режиссера, причем, было сделано восемь дублей, которые Миронов стоически вытерпел.
В финале фильма эпизод, где подъемный кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего Никулин бьется о крюк головой, запланирован не был. Никулин ударился по-настоящему, и именно этот эпизод вошел в фильм.
В том же финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину уже зеленая. Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде, в юбке, а внутри базы он уже в штанах и в майке.
В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы. В сцене, где Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается серым!
Для Анатолия Папанова тоже изготовили копию, но уменьшенную во много раз, так как некоторые водные сцены с Леликом снимали в луже, ассистент двигал фигурку в воде, а оператор снимал с «берега» так, чтобы возникал «подводный» эффект. Играть Лелика без трусов Папанов отказался категорически и на эпизод, где с Лелика стягивают трусы в воде, пришлось приглашать дублера.
Семен Семенович!
К этому замечательному фильму было много претензий у высоких комиссий. Могли и совсем не пропустить или сильно порезать. Гайдай для предохранения от этого придумал специальный "эпизод для вырезания".
Фильм заканчивался взрывом. Естественно, все пропускавшие вцепились в этот эпизод, проголосовали за то, что его следует вырезать, а ко всему остальному содержанию, принимающие оказались более благосклонными и фильм был спасен.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.