Всемирный потоп практически уничтожил человечество, заставил его стать единым народом, но не заставил отречься от мысли о достижении Бога. Так люди построили город Вавилон и стали возводить башню, чтобы достичь Его. Но Бог заставил говорить людей на разных языках и тем самым прервал строительство башни, а люди, теперь уже разобщённые, разошлись по миру. Так было согласно библейскому преданию. Быль это или ложь каждый решит для себя сам, но и по сей день мир остаётся разобщённым.
Поделённым на нации, поделённым между собой границами государств. Разобщённость зачастую приводит к разногласиям и конфликтам. Разумеется, в отличие от длинной истории кровопролитных войн, сейчас политики и лидеры государств стараются урегулировать межнациональные отношения дипломатическим путём. Но фактом остаётся то, что война как инструмент дипломатии никуда не ушла. И в крайних случаях она разгорается по самым разным, порой даже абсурдным, причинам. Нехватка ресурсов, несогласие религиозных конфессий, расширение влияния. Имеет место быть и желание поставить свою нацию выше всех остальных, притесняя, а иногда и вовсе пытаясь уничтожить другие народы. Всё это, даже спустя две Мировых войны, имеет место быть в нашем мире.
МИР «КОДА ГИАССА»
«Код Гиасс» – аниме, сыскавшее любовь своих фанатов, очень актуальное в наше время. Оно, несмотря на свой яркий стиль и моменты фансервиса, выполненное в фантастическом жанре меха, отражает войну и то, как её ведут политики, ведомые своими убеждениями. Войну, которая позволяет дипломатам разменивать тысячи человеческих жизней ради собственных целей.
Если ранняя мировая история в «Код Гиасс» ещё похожа на нашу, реальную, то в новейшей истории расхождения видны сразу. Восстание североамериканских колоний в, отличие от нашего с нами мира, было подавлено, и они остались в составе Британнии. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо в 1821 году и его последующей смерти подвергло всю монархию в Европе ликвидации во всех государствах. Вместо неё были заложены первые основы ЕвроСоюза. Часть территорий Европы была захвачена Британнией, они были присоединены к Священной Британнской Империи, а в последующем Британния начала активную экспансию. Захваченные провинции превращались в Зоны, а их покоренные жители - в нумерованных. Впрочем, у них оставалась возможность получить почти все права и свободы урожденных британнцев в случае признания жалованными британнцами.
Место действия в аниме «Код Гиасс» – Япония. Зрителю рассказывают о том, как эта страна стала колонией Священной Британнской Империи. А началось всё с "Восточного Инцидента", когда премьер-министр Японии Куруруги Генбу принял решение поддержать экономическую блокаду Британнии, организованную ЕвроСоюзом и Китайской Федерацией. В ответ Британния начала вторжение на острова и развенула в бою первые боевые машины, найтмер-фреймы. Япония была разгромлена за месяц, но окончательно лишилась суверенитета после смерти премьер-министра, без которого правительство не смогло взять под контроль страну. Так Япония пала и стала Зоной 11.
Главный герой аниме – британский студент Лелуш Ламперуж, отличающийся поразительным умом и любовью к шахматам, в которых может утереть нос даже зазнавшимся аристократам. Живёт он в Токийском Поселении – столице Зоны 11. Само по себе Поселение – это многоуровневый высокотехнологичный город, где имеются все блага цивилизации. В нём же расположены государственные и административные учреждения. Однако жить в нём могут только чистокровные британцы, либо те из нумерованных, которые заслужили себе статус жалованного. Те, кто не пожелал прогнуться под британской системой, влачат жалкое существование в разрушенных войной гетто.
В целом, Лелуш ведёт спокойную жизнь обычного японского... Простите, британского школьника. Но инцидент на дороге, который приводит к сходу с магистрали грузовика, всё кардинально меняет.
Попадая в конфликт между террористами, желающими возродить Японию и войсками Британнии, Лелуш уже готов расстаться с жизнью, однако вызволенная из заточения девушка спасает его. Более того, она заключает с ним контракт и дарует Силу Короля – способность, которая позволяет Лелушу подчинять других своей воле. Казалось бы, для школьника такая сила непомерна и находится за гранью фантастики, но не для нашего героя. После обретения новой способности, он заставляет окруживших его гвардейцев покончить жизнь самоубийством и раскрывает свою настоящую личность Лелуша Британнского – одного из наследников Императора.
После этого события стремительно набирают обороты. Обретя силу Лелуш стремится лишь к одной цели – уничтожению Британнии и её нынешнего императора Чарльза. Желание отомстить императорскому роду за смерть матери. Для этого наш Король, не мешкая, решает воспользоваться силами террористов и берёт командование их группой на себя. Он же раздаёт им роли и двигает по полю боя, как на шахматной доске.
Лелуш раскрывает перед зрителями свои таланты стратега, который видит поле боя прямо перед собой и способен предугадывать ходы своего соперника. Даже террористы, которые только лишь слышали его голос по радиосвязи, лишь немного мешкаются прежде чем принять нового командира.
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ ЖАНРА МЕХА
И тут может возникнуть вопрос: а чем же отличается «Код Гиасс» от всех остальных произведений в жанре меха? От того же «Гандама»? Ведь и «Гандам» зачастую показывает события в глобальных масштабах – конфликты между государствами и группировками, политику и, естественно, боевых роботов. Отличается он, пожалуй, проработкой персонажей, как главных, так и второстепенных. Благодаря глубине раскрытия всех персонажей они становятся запоминающимися, и даже принц Кловис, появившийся в аниме на пару серий, хорошо запоминается. Что уж говорить, даже фанатичный командир гвардейцев, угрожавший смертью главному герою, откладывается в памяти.
Но если бы этим всё ограничивалось, то аниме бы не вошло в историю и не обрело столько фанатов. «Код Гиасс» позволяет взглянуть на вещи под разными углами. В нём нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев. Да, Лелуш Ламперуж избрал путь сражений, но он стремится покончить с гегемонией Британнии, пусть и ради своих целей. А его друг, позднее ставший его соперником, Судзаку Куруруги избрал иной путь – изменить Британнию изнутри, ради чего вступил в ряды её армии. Армии, которая не гнушается проводить политику геноцида в отношении нумерованных и участвует в новых завоеваниях. Кто из них прав – решает зритель. Конечно, фанатов у Лелуша больше – в конце концов создатели не пожалели сил на создание харизматичного и беспринципного героя, которому, правда, не чужды сострадание и любовь. Но я более чем уверен, что и у Куруруги вполне достаточно фанатов.
Именно прописанные персонажи позволяют оценивать данный тайтл не только с точки зрения экшн-меха, но и с точки зрения психологии. Взаимоотношения персонажей здесь играют большую роль и им уделено достаточно экранного времени. Внутренние диллеммы, поиск решений, сопереживание врагам и отречение от друзей, и родных – всё это сопровождает практически каждого персонажа.
Отметить стоит и графику. Дизайн персонажей здесь, скажем, специфичный. Худощавые персонажи с тонкими руками и ногами, нестандартная цветовая гамма волос, гламурные мальчики и чрезмерно миловидные девочки. Вместе с тем каждый персонаж отлично проработан и хорошо запоминается зрителю. Отметить стоит и анимацию. В частности, анимацию сражений – они великолепно срежиссированы, а аниматоры вложили всю душу в их создание. И это, вдумайтесь, в аниме 2006 года.
ПЕРСОНАЖИ
Сюжет вращается вокруг упомянутого Лелуша. Многие фанаты аниме считают его лучшим персонажем за всю историю что, разумеется, является преувеличением. Но есть в этом и зерно истины. На фоне многих главных героев, представленных в других тайтлах, Лелуш достаточно уверен в себе и всегда готов взять ответственность в свои руки. «Пока ход не сделает король, пешки за ним не последуют», «Ты можешь убить, только если сам готов принять смерть». Согласитесь, редко от главного героя можно услышать подобные фразы. И им британский студент соответствует.
Он способен принимать хладнокровные решения, которые, порой, имеют весьма печальные последствия не только для народа, но и для самого Лелуша. Но он не железный и переживает свои неудачи, смерть близких людей и всенародные трагедии так, как их переживает обычный человек. Он может метаться из стороны в сторону, желать бросить все свои начинания, плакать. И это тоже делает его замечательным персонажем.
Его противоположность – Сузаку Куруруги. В аниме он предстаёт «воином света», положительным героем, «паладином». Но все мы знаем, что японцы во многих тайтлах заставляют сопереживать именно отрицательным героям. И здесь они сделали точно такой же ход. Создатели попытались сделать так, чтобы Сузаку был неприятен зрителю. Может, это было ненарочно, но у них это вышло. Редкий зритель будет сопереживать Куруруги, преисполненному чувством справедливости, представляющим доброту и благодетель. Да, в другом тайтле он был бы главным героем. Вот только мы в жестоком мире «Код Гиаса».
Тем не менее, лютого отвращения Сузаку не вызывает. Да, мы его недолюбливаем, но его сюжетная ветка достаточно неплоха и интересна.
Си-Цу, вайфу не только многих фанатов «Код Гиаса», но и вообще любителей аниме в целом. Она сопровождает Лелуша везде и во всём, вот только ней мало что известно. Лишь по мере развития сюжета отрывками раскрывается её история. Несмотря на свою второстепенную роль, она значительно влияет на Лелуша и тем самым двигает сюжет. Перед зрителем она предстаёт почти безэмоциональной девушкой, которой движет лишь желание сопровождать главного героя для достижения собственных целей. Но впоследствии ситуация меняется, а вместе с ней и персонаж.
Каллен Кодзуки – главный конкурент Си-Цу на роль главной вайфу. Она ведёт двойную жизнь – притворяясь больной и слабой школьницей, на самом деле она вполне здорова и физически развита. Кроме того, она является пилотом-асом в рядах террористов. Впоследствии она игрет важную роль в планах Лелуша и демонстрирует невероятные боевые способности. Если с замкнутой Си-Цу всё загадочно и непонятно, то с Каллен всё куда проще – понимаешь, когда ей весело, когда грустно, когда она влюблена и когда её захлёстывают негативные эмоции. Несмотря на это, простота – её главная отличительная черта от остальных персонажей и именно это выделяет её на фоне других.
Остальные герои второго плана тоже могут быть интересны, но также найдутся и банальные. Но все они хоть и второстепенны, они чувствуются нам живыми: каждый со своей историей, своими целями, идеалами. Разумеется, цели их разнятся: кто-то мечтает прославить имя главного террориста Зеро на весь мир, а кто-то просто хочет работать журналистом по окончанию школы. И именно второстепенные сюжетные линии складывают приятную общую картину всего аниме.
СЮЖЕТ И ПАФОС. МНОГО ПАФОСА
Пафос. Ах, как же «Код Гиас» им пропитан. Разумеется, до пафоса ДжоДжо или Гуррен Лаганна этому тайтлу далеко. Но его здесь всё равно немало. Пылкие и пафосные речи Императора под пафосный гимн Британнии, пафосные речи Зеро в пафосных и асбурдных позах, пафосные возгласы солдат, пафосные города, найтмеры, одежда... Но самое интересное в этом то, что пафос не раздражает, а наоборот приукрашивает общую картину. Думаю, будь его меньше, аниме бы вряд ли вошло в разряд «классики» у фанатов.
Сюжет в аниме развивается динамично, заскучать при просмотре не придётся, это точно. Он также включил в себя множество жанров: встречаются и элементы комичности как средство своеобразной разрядки для зрителя, и драмы, которая значительно преобладает во втором сезоне аниме и является неотъемлемой частью «Код Гиаса». Есть место и для романтических переживаний героев, хотя на фоне общей картины они очень незначительны – когда в твоих руках судьба мира, на мелочи вроде любви просто нет времени.
Нашлось место и для философских вопросов: мироздания, порядка, жертвенности, добре и зле. Действительно, когда герои вершат судьбы миллиардов людей, судьбы целых государств, такие вопросы возникают. Приправьте это мистикой и оккультизмом – только не переборщите – и получите удивительный симбиоз, когда высокие технологии рука об руку идут с мистикой.
Не забудем, что это меха. И для этого жанра отличительная черта, в большинстве своём – экшн. А его в аниме действительно много. Здесь и локальные стычки человекоподобных роботов один на один, и военные операции в отдельных локациях, и эпичные массовые сражения с применением оружия массового уничтожения. Каждая битва захватывает дух.
Но мёду без дёгтя не обойтись. В аниме есть слабые места, и их предостаточно. Тайтл не избежал клише – тут вам и амнезия одного из героев в самый неподходящий, но заведомо срежиссированный момент. Совпадения, которые, порой, вместо придания драматичности сцене вызывают лёгкий смешок. Нелогичность действий некоторых персонажей, да и даже отдельных групп лиц... Хотя, если бы мы любили жанр аниме за логичность, мы бы смогли осилить лишь пару тайтлов. С роялями в кустах знатно перестарались.
ЗВУКОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Композиторами выступили Котаро Накагава и Хитоми Куроиши. И им удалось создать весьма потрясный саундтрек для тайтла. Композиции созданы под стать пафосу самого аниме. Они разнообразны, но выполнены в едином ключе, отчего переходы между сценами звучат органично, а музыка всегда соответствует демонстрируемому видеоряду. Простые по своему музыкальному и дизайнерскому исполнению цепляют и запоминаются. Нельзя сказать, что они обрели популярность, но они, честно говоря, выбиваются из самого аниме, а оттого притягивают своим контрастом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Код Гиас» – яркий тайтл во всех смыслах этого слова. И дизайном, и музыкой, и пафосом, и своим сюжетом. Это есть изюминка этого аниме, но это же и отторгает – непропорциональная рисовка, всё тот же пафос и местами дырявый сюжет. Можно много разглагольствовать на тему неидеальности «Код Гиаса», но давайте подумаем – а какое аниме вообще можно назвать идеальным? Такого, я вам скажу, просто не существует. В каждом произведении есть огрехи, которые одним кажутся столь незначительными, что их просто не замечают, в то время как для других подобные ошибки – крах.
Оценки каждый ставит для себя сам. Но если вы ещё не посмотрели «Код Гиас» – бегом смотреть! Неравнодушным он вас точно не оставит.