Найти тему
AFTERSHOCK

История в фотографиях. 159

Автор - Reyders #

История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.

Сестры О'Халлоран — Энни, Гонория и Сара жили со своей матерью Харриет и братьями Патриком и Фрэнком в местечке Лисбарин, к юго-​западу от деревни Бодик. Они были арендаторами земли у полковника Джона О'Каллагана. Несколькими годами ранее он повысил им арендную плату до 33 фунтов стерлингов. О'Халлораны обратились в суд. Земельный суд на основании принятого 1881 году Второго ирландского земельного закона, который давал арендаторам земли большие поблажки, возможность снижать арендную плату, гарантии не повышения аренды в течение 15 лет, а, в некоторых случаях, и право выкупить землю в собственность, постановил — уменьшить плату до 22 фунтов и 10 шиллингов. Но, по утверждению семьи, сумма все еще была несправедливой, поскольку до того, как полковник поднял ее, арендная плата составляла 13 фунтов и 10 шиллингов.
Несмотря на это сокращение долга, О'Халлораны остались должны арендную плату за два года. Этих денег у них не было, из-за строительства нового двухэтажного дома с крышей покрытой шифером и надворных построек. На которые в течение многих лет они потратили в общей сложности 220 фунтов стерлингов.
Семья О'Халлоран жила в этом месте из поколения в поколение, поэтому, когда пришло время выселения, они твердо решили защищать его любой ценой. В течение нескольких недель, предшествовавших выселению, семья соорудила земляные валы рядом с домом, вырыла траншею по периметру, забаррикадировала окна и двери и проделала бойницы в стратегических точках дома. Они также запаслись вилами, деревянными шестами и мешками с песком.
2 июня прибыла группа выселения, состоящая из исполняющего обязанности шерифа, агента полковника О'Каллагана, магистрата-​резидента, полицейских из 2-го Королевского Уэльского полка, судебных приставов, 14 пожарных и огромная толпа зевак. Группа выселения пробирается сквозь толпу в Бодике. 1887 год.
Утром семья занялась кипячением смеси из грязной воды и муки, а когда судебные приставы подошли к дому, сестры О'Халлоран стали плескать в них эту смесь через бойницы. Полиция пригрозила стрелять, но три сестры продолжали плескать кипяток. Одному полицейскому по приставной лестнице удалось забраться в окно на втором этаже, но он был встречен Гонорией, крепко схватившейся за штык его ружья, и пока они боролись, ее брат Фрэнк нокаутировал полицейского.
Гонория схватила оружие и бросилась к окну, увидев у нее в руках винтовку, полиция стала отходить. Тем временем, Фрэнк схватил шест и столкнул вместе с лестницей еще одного полицейского, который лез в другое окно. Из толпы раздались аплодисменты и крики. Других полицейских ждала та же участь. В пылу боя они решили выкинуть из окна оглушенного полицейского, но местный священник Хэннон подбежал к дому и закричал: «Не выбрасывайте его, Фрэнк!» Тот послушался.
К тому времени, полицейским удалось проделать пролом в стене, но войти они не решались, тогда туда первым шагнул отец Хэннон, который схватил в объятия Фрэнка и крепко держал. Один из вошедших следом полицейских ударил мать Фрэнка - Харриет.
— Отец Хэннон, — закричал Фрэнк, — вы собираетесь держать меня, пока они бьют мою мать?
Когда священник отпустил его, Фрэнк прыгнул вперед и нанес полицейскому удар кулаком, сбив того с ног. В этот момент дом наполнился полицейскими, и они скрутили Фрэнка. Всех взяли под стражу, чтобы отправить в тюрьму, а отец Хэннон добился разрешения сопровождать туда женщин.
Отвага, смелость и неповиновение, проявленные в тот день семьей О'Халлоран, были отмечены во многих местных газетных публикациях. Дело по этому случаю состоялось 20 июня 1887 года. Братья Фрэнк и Патрик были приговорены к трем месяцам тюремного заключения и каторжным работам, Гонория и Энни к одному месяцу тюрьмы с каторжными работами; Сара и Харриет не были наказаны. Это событие очень воодушевило ирландский народ, после чего подобные встречи полиции в каком-​то смысле вошли в традицию. Во время переписи 1911 года некоторые члены семьи О'Халлоран все еще проживали в Лисбарине, в том числе Харриет, которая уже числилась землевладелицей. На фото сестры О'Халлоран и их мать.
Сестры О'Халлоран — Энни, Гонория и Сара жили со своей матерью Харриет и братьями Патриком и Фрэнком в местечке Лисбарин, к юго-​западу от деревни Бодик. Они были арендаторами земли у полковника Джона О'Каллагана. Несколькими годами ранее он повысил им арендную плату до 33 фунтов стерлингов. О'Халлораны обратились в суд. Земельный суд на основании принятого 1881 году Второго ирландского земельного закона, который давал арендаторам земли большие поблажки, возможность снижать арендную плату, гарантии не повышения аренды в течение 15 лет, а, в некоторых случаях, и право выкупить землю в собственность, постановил — уменьшить плату до 22 фунтов и 10 шиллингов. Но, по утверждению семьи, сумма все еще была несправедливой, поскольку до того, как полковник поднял ее, арендная плата составляла 13 фунтов и 10 шиллингов. Несмотря на это сокращение долга, О'Халлораны остались должны арендную плату за два года. Этих денег у них не было, из-за строительства нового двухэтажного дома с крышей покрытой шифером и надворных построек. На которые в течение многих лет они потратили в общей сложности 220 фунтов стерлингов. Семья О'Халлоран жила в этом месте из поколения в поколение, поэтому, когда пришло время выселения, они твердо решили защищать его любой ценой. В течение нескольких недель, предшествовавших выселению, семья соорудила земляные валы рядом с домом, вырыла траншею по периметру, забаррикадировала окна и двери и проделала бойницы в стратегических точках дома. Они также запаслись вилами, деревянными шестами и мешками с песком. 2 июня прибыла группа выселения, состоящая из исполняющего обязанности шерифа, агента полковника О'Каллагана, магистрата-​резидента, полицейских из 2-го Королевского Уэльского полка, судебных приставов, 14 пожарных и огромная толпа зевак. Группа выселения пробирается сквозь толпу в Бодике. 1887 год. Утром семья занялась кипячением смеси из грязной воды и муки, а когда судебные приставы подошли к дому, сестры О'Халлоран стали плескать в них эту смесь через бойницы. Полиция пригрозила стрелять, но три сестры продолжали плескать кипяток. Одному полицейскому по приставной лестнице удалось забраться в окно на втором этаже, но он был встречен Гонорией, крепко схватившейся за штык его ружья, и пока они боролись, ее брат Фрэнк нокаутировал полицейского. Гонория схватила оружие и бросилась к окну, увидев у нее в руках винтовку, полиция стала отходить. Тем временем, Фрэнк схватил шест и столкнул вместе с лестницей еще одного полицейского, который лез в другое окно. Из толпы раздались аплодисменты и крики. Других полицейских ждала та же участь. В пылу боя они решили выкинуть из окна оглушенного полицейского, но местный священник Хэннон подбежал к дому и закричал: «Не выбрасывайте его, Фрэнк!» Тот послушался. К тому времени, полицейским удалось проделать пролом в стене, но войти они не решались, тогда туда первым шагнул отец Хэннон, который схватил в объятия Фрэнка и крепко держал. Один из вошедших следом полицейских ударил мать Фрэнка - Харриет. — Отец Хэннон, — закричал Фрэнк, — вы собираетесь держать меня, пока они бьют мою мать? Когда священник отпустил его, Фрэнк прыгнул вперед и нанес полицейскому удар кулаком, сбив того с ног. В этот момент дом наполнился полицейскими, и они скрутили Фрэнка. Всех взяли под стражу, чтобы отправить в тюрьму, а отец Хэннон добился разрешения сопровождать туда женщин. Отвага, смелость и неповиновение, проявленные в тот день семьей О'Халлоран, были отмечены во многих местных газетных публикациях. Дело по этому случаю состоялось 20 июня 1887 года. Братья Фрэнк и Патрик были приговорены к трем месяцам тюремного заключения и каторжным работам, Гонория и Энни к одному месяцу тюрьмы с каторжными работами; Сара и Харриет не были наказаны. Это событие очень воодушевило ирландский народ, после чего подобные встречи полиции в каком-​то смысле вошли в традицию. Во время переписи 1911 года некоторые члены семьи О'Халлоран все еще проживали в Лисбарине, в том числе Харриет, которая уже числилась землевладелицей. На фото сестры О'Халлоран и их мать.
Мост Риальто. Венеция, Италия. Фотохромная открытка. 1890 год.
Мост Риальто. Венеция, Италия. Фотохромная открытка. 1890 год.
Цех печатного отделения «Экспедиции заготовления государственных бумаг» 1900 год. Фотография ателье К. Буллы. Адрес дома: наб. Фонтанки, дом 144А.
Цех печатного отделения «Экспедиции заготовления государственных бумаг» 1900 год. Фотография ателье К. Буллы. Адрес дома: наб. Фонтанки, дом 144А.
«Типи того, кто делает закат солнца». У входа стоит внучка знахаря. Лагерь черноногих индейцев. Начало 1900-х, фотограф Вальтер МакКлинток.
«Типи того, кто делает закат солнца». У входа стоит внучка знахаря. Лагерь черноногих индейцев. Начало 1900-х, фотограф Вальтер МакКлинток.
Молодой шведский джентльмен на педальных роликовых коньках Эдварда Петрини, 1911 год.
Молодой шведский джентльмен на педальных роликовых коньках Эдварда Петрини, 1911 год.
Многие почему-​то убеждены, что во время Первой мировой войны с пленными российскими солдатами, и тем более офицерами противник обходился крайне гуманно. Но на самом деле это не так. Пусть зверства еще и не носят тотальный характер, как во Вторую мировую войну, но уже достаточно показательны. Пленным в лагерях отрезали части тела, подвешивали их в калечащих тело позах, избивали, связывали колючей проволокой, надевали колодки, в которых невозможно было спать, травили собаками и многое другое.
Вот один из многочисленных способов заковать пленного и оставить его на улице. «Снимокъ № 27 показываетъ намъ способъ заковыванія въ кандалы рукъ и ногъ плѣннаго. Снимокъ сдѣланъ съ ефрейтора 10 гусарскаго, Ингерманландскаго полка Алексѣя Давыдова, изъявившаго желаніе показать наглядно этотъ способъ». Так над ним издевались в германском лагере для военнопленных. 1915 год.
Многие почему-​то убеждены, что во время Первой мировой войны с пленными российскими солдатами, и тем более офицерами противник обходился крайне гуманно. Но на самом деле это не так. Пусть зверства еще и не носят тотальный характер, как во Вторую мировую войну, но уже достаточно показательны. Пленным в лагерях отрезали части тела, подвешивали их в калечащих тело позах, избивали, связывали колючей проволокой, надевали колодки, в которых невозможно было спать, травили собаками и многое другое. Вот один из многочисленных способов заковать пленного и оставить его на улице. «Снимокъ № 27 показываетъ намъ способъ заковыванія въ кандалы рукъ и ногъ плѣннаго. Снимокъ сдѣланъ съ ефрейтора 10 гусарскаго, Ингерманландскаго полка Алексѣя Давыдова, изъявившаго желаніе показать наглядно этотъ способъ». Так над ним издевались в германском лагере для военнопленных. 1915 год.
Улица Сеула 20-х годов. Корея. Фотограф James Dearden Holmes.
Улица Сеула 20-х годов. Корея. Фотограф James Dearden Holmes.
Делегация американских пионеров, которые присутствовали на первом международном пионерском съезде в Москве, 1929 г.
Делегация американских пионеров, которые присутствовали на первом международном пионерском съезде в Москве, 1929 г.
Мужчину на пляже Хемскерка, Нидерланды, штрафуют за слишком откровенный купальный костюм, 1931 г.
Мужчину на пляже Хемскерка, Нидерланды, штрафуют за слишком откровенный купальный костюм, 1931 г.
Пиво, подаваемое во время Октоберфеста, по традиции должно быть сварено в Мюнхене. 1935 год.
Пиво, подаваемое во время Октоберфеста, по традиции должно быть сварено в Мюнхене. 1935 год.
Урок для горнолыжников. Лондон. 1938 год.
Урок для горнолыжников. Лондон. 1938 год.
Демонстрация трудящихся города Риги, требующих присоединения Латвии к СССР, июль 1940 года
Демонстрация трудящихся города Риги, требующих присоединения Латвии к СССР, июль 1940 года
Чемпионат лесорубов в поселке Тилламук, штат Орегон, США, 1941 год.
Чемпионат лесорубов в поселке Тилламук, штат Орегон, США, 1941 год.
Пересказ данной истории (убедительная просьба, не читать эту историю эмоциональным и впечатлительным людям) составлен на основе книги Евгения Лоренца - Раритеты «Рушанских ворот» (Душанбе: «Мир полиграфии», 2011. – 104 с) и статьи Олега Блоцкого «Обречённая», написанной при участии посольства Республики Таджикистан в Москве и лично Роушана Рахимова.
Они, в свою очередь, расспрашивали старейших работников аэропорта о местах аварии самолётов Р-5, ветеран Тихомиров Н.К. рассказал об ужасной катастрофе в районе перевала Одуди. Его рассказ подтверждается письмом Гвоздева, бывшего работника МВД из г. Хорога, ныне он живёт в Москве.
16 февраля 1942 года тридцатилетняя Анна Гуреева вместе с детьми — десятилетним Сашей (сыном мужа от первого брака) и общим ребенком шестимесячным Валерой — летела к мужу в Хорог. Супруга недавно назначили начальником горного аэропорта. Примерно в полдень самолет «ПР-5» Л-3316 вылетел из Сталинабада (Душанбе) и взял курс на райцентр. Этим же бортом летели:
Пилот Княжниченко Василий
Начальник Памирского погранотряда майор Масловский Андрей
Работник Наркомата НКВД СССР капитан Вихров Михаил.
Работник Наркомата НКВД Таджикской ССР Жуковский Александр.
Гуреева Анна с 2-мя детьми – жена и дети хорогского начальника аэропорта.
Через час-​полтора самолет вошел в ущелье. Памирские горы настолько высоки, что машина летела между пиками. Около 15-00, обходя облачность в районе Рушанских Ворот (перевал Одуди), пилот свернул в боковое ущелье, пытаясь слева облететь вершины 5200 и 5100 (ныне пик Аэрофлота), и зацепился за край скалы. Пилот потерял управление, произошел резкий сильный бросок и самолет врезался в снежный сугроб почти на вершине горы. Самолёт и пассажиры остались целыми, но возможности взлететь не было. Целой осталась и кабина пилота. Люди оказались на высоте 4400 метров, в тяжелых условиях: разреженный воздух – учащается сердцебиение, одышка, организм обезвоживается, резкий перепад дневных и ночных температур, морозы, снегопады.
Надо было срочно искать дорогу к ближайшему кишлаку. Мужчины отправились на разведку, но через час вернулись. Вокруг глубокий снег — не пройти. Решили не тратить силы впустую и ждать помощи. Ведь через час-​другой в аэропорту назначения должны были забить тревогу. Пилот предложил все спокойно обсудить. Прикинули, что имеется из еды. Нашли полкило масла, килограмм колбасы, почти столько же сыра, банку крабов и три бутылки водки. Не густо, но хоть какая-​то еда. Можно продержаться несколько дней, пока придет помощь. Пограничник предложил питаться один раз в день и лично поделил продукты.
Но помощь не пришла ни на следующий день, ни через трое суток. Мужчины вновь решили поискать проход. Ушли рано утром, прошли по глубокому снегу несколько километров, но вернулись обратно. Все усталые и злые.  Фото самолета «ПР-5» бортовым номером Л-3316 в полете.
Наступила пятая ночь. Температура опустилась до минус 30. Сидеть в холодном фюзеляже было невыносимо, и тогда все забрались в тесную кабину, предназначенную для двоих пилотов, и просидели там до утра почти друг у друга на коленях. Но это было единственное теплое место. Все время хотелось пить. Сначала ели снег, но им нельзя было утолить жажду. Решили растопить снег. Кое-​как набрали несколько стаканов воды. Сразу же их выпили. Это хоть немного утолило жажду.
Следующей ночью им показалось, что рядом стреляют. Мужчины вышли из кабины, но в округе стояла мертвая тишина. Утром Анна решила вести дневник, записывая все события в бортовой пилотский журнал. Он-то потом и стал главным свидетелем всех тех трагических событий.
23 февраля умер Валера. Анна проплакала весь день, а к вечеру закутала тело в материю и положила в самый конец фюзеляжа. В этот день случилась еще одна неприятность — закончилась еда. Вечером мужчины приняли решение больше не ждать спасателей, а утром идти искать дорогу. Анне и ее сыну предложили остаться. Они пообещали, что, как только дойдут до ближайшего населенного пункта, то обязательно сообщат о ней и придет помощь. Проводив их, Анна с Сашей утеплили кабину и стали ждать.
Наступили страшные и томительные дни и ночи. Поочередно они выглядывали из кабины, надеясь, что вот-​вот за ними придут. Единственной отдушиной в этом замкнутом мире стали письма, которые Анна писала своему супругу (потом они тоже будут приобщены к делу). Через три дня у них закончились вода и спички. Как назло, испортилась погода. Несколько дней был сильный снегопад. Самолет полностью засыпало снегом. Как только стихия угомонилась, они принялись откапывать кабину.
С каждым днем все больше хотелось есть. Уже не было сил терпеть. Тогда Анна предложила съесть мертвого Валеру. Саша отказался. Но она отрезала по кусочку. Мясо не лезло в горло, но голод победил. Так постепенно каждый день они отрезали по кусочку мяса и кушали. За полмесяца они съели все тело (об этом записано в дневнике).
К 20 марта их вновь стал одолевать голод. Талая вода опротивела. Саша начал просить сладкого чаю. Анна как могла старалась отвлечь его от еды. Играла с ним в домино, заставляла что-​нибудь рисовать. Но мальчик с каждым днем становился все слабее. Тогда Анна проткнула иголкой вену на руке, набрала полстакана крови и дала ему выпить. Саша немного успокоился и даже заснул. Но через несколько часов проснулся, ему стало плохо. Он начал бредить, звать отца. Бред не проходил на протяжении нескольких дней. Как-​то он сказал, что больше не увидит ни папу, ни старшего брата. Он поблагодарил Анну за все, что она ему сделала. Попросил, что если она выберется из этого ада, то пусть напечет пирогов с кишмишом и раздаст их всей родне, мол, пусть помянут меня.
22 марта Саши не стало. Анна осталась одна. Хотела задушить себя, но не получилось. И вновь хотелось страшно есть. Но тело решила не трогать. Продержалась еще три дня. А потом отрезала половину его руки. Порезала на маленькие кусочки и положила их на солнце. Когда мясо подсохло, она его съела.
После смерти Саши по ночам к самолету стали наведываться снежные барсы. Видимо, почувствовали запах человеческого мяса. Анна не спала все эти ночи. Но прогнать снежных кошек она боялась. Под утро звери сами уходили. Тогда она выбиралась из самолета, ложилась на пригретую солнышком плоскость крыла и дремала. Прошел еще один страшный месяц снежного ада. От тела Саши практически ничего не осталось. А спасателей все не было. В дневнике она в тот день написала, что сегодня уже 70 суток, как я жду, но никто за мной не идет. Хотя бы знать, что творится на фронте. Анна стала понимать, что, скорее всего, о ней забыли, и принялась писать прощальные письма. Последующие дни голод стал просто невыносим. Она решила, что если до 15 мая не придет экспедиция, то она отрежет два своих пальца и съест. Памир в районе вынужденной посадки самолёта ПР-5.
Мужчины долго пытались найти хороший спуск, но единственный спуск по реке был невозможен — очень крутые скальные сбросы глубиной 200-250 метров. (без применения альпснаряжения он был невозможен). Во время поисков выхода Жуковский свалился в расщелину. Через 5 дней остальных обнаружили местные жители в районе Ванча. Доставленные в Ванч пилот и пограничники сообщили, что Гуреева и дети умерли. Масловскому и Вихрову ампутировали отмороженные ноги. Княжниченко повезло больше, ведь, он был пилотом, и ему полагались унты.  
В начале мая 1942 года в Сталинабад из Москвы пришла шифротелеграмма, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5, снять с них двигатели и направить в ВВС. Для фронта.
В состав группы из 14 добровольцев входил Тихомиров Н.К. рассказавший эту историю и начальник аэропорта Хорог — Иван Гуреев, который хотел спустить тела бывшей жены и детей. К тому времени он уже месяц как был женат на другой женщине, видимо, своей любовнице.
8 мая они двинулись в путь. Несколько суток понадобилось спасателям, чтобы добраться до места катастрофы. Пока шли в одной из расщелин обнаружили тело погибшего Жуковского. Вокруг него лежало много разбросанных гильз. Видимо, он звал на помощь, стрелял вверх, но никто его не спас. Лишь на четвертые сутки пути экспедиция вышла к предполагаемому месту падения. По координатам и описанию местности все совпадало, но самолета не было. Решили перебраться через хребет. Только поднялись наверх, как застыли на месте. В нескольких метрах от них лежал черный фюзеляж самолета, а на нем сидела женщина, вернее скелет, обтянутый кожей. Женщина повернула голову, и оцепеневшие мужчины в мертвенной тишине ясно услышали ее вопрос:
«Ваня, а ты уже, наверное, женился?!»
- А где сын? — спросил Иван – где Саша?
Анна указала рукой на лежащий рядом череп.
Было возбуждено уголовное дело по факту оставления в беде женщины с детьми и неоказании помощи. Княжиченко, Масловский и Вихров получили разные сроки заключения, при этом пилот был направлен на фронт в штрафной батальон. Свой проступок младший лейтенант Василий Княжиченко искупил ценой жизни — в ночь на 12 октября 1943 года, пилотируемый им ЛИ-2 110-го дальнебомбардировочного авиаполка не вернулся с боевого задания по бомбардировке вражеских объектов. Дальнейшая судьба Масловского и Вихрова неизвестна.
Гуреева обследовалась в Сталинабадской (Душанбинской с 1961 г.) клинике, у неё никаких психических отклонений не обнаружили. После выздоровления она работала медсестрой в Ванчской больнице. В конце 70-х её видели в городе Душанбе, она вышла замуж и родила детей.
В 1985 году отправили экспедицию на Памир для снятия оставшихся обломков самолётов, потерпевших крушения в 40-е годы. Подробно об этом написано в книге участника экспедиции, мастера спорта по альпинизму, Евгения Олеговича Лоренца - «Раритеты "Рушанских Ворот"»
В июле 1985 года забрали обломки самолёта лётчика Кабанова, который потерпел аварию в феврале 1941 г., не дотянув до перевальной точки всего 30 м. (по вертикали). При аварии летчик получил перелом обеих ног. Через несколько дней, увидев пролетающий мимо самолёт, он поджег свой Р-5 и дымом дал сигнал бедствия. Через 10 дней Кабанов был снят с места аварии, но сильно обморозил ноги и их пришлось ампутировать. В августе, спустили обломки самолёта лётчика Княжниченко, их отвезли в Таджикистан, где из двух самолетов собрали один, в армейском варианте. В 1992 году он был перевезен в Россию. Сейчас самолет находится в музее Российских военно-​воздушных сил в Монино, и мало кто знает, какая трагическая история с ним связана.
Пересказ данной истории (убедительная просьба, не читать эту историю эмоциональным и впечатлительным людям) составлен на основе книги Евгения Лоренца - Раритеты «Рушанских ворот» (Душанбе: «Мир полиграфии», 2011. – 104 с) и статьи Олега Блоцкого «Обречённая», написанной при участии посольства Республики Таджикистан в Москве и лично Роушана Рахимова. Они, в свою очередь, расспрашивали старейших работников аэропорта о местах аварии самолётов Р-5, ветеран Тихомиров Н.К. рассказал об ужасной катастрофе в районе перевала Одуди. Его рассказ подтверждается письмом Гвоздева, бывшего работника МВД из г. Хорога, ныне он живёт в Москве. 16 февраля 1942 года тридцатилетняя Анна Гуреева вместе с детьми — десятилетним Сашей (сыном мужа от первого брака) и общим ребенком шестимесячным Валерой — летела к мужу в Хорог. Супруга недавно назначили начальником горного аэропорта. Примерно в полдень самолет «ПР-5» Л-3316 вылетел из Сталинабада (Душанбе) и взял курс на райцентр. Этим же бортом летели: Пилот Княжниченко Василий Начальник Памирского погранотряда майор Масловский Андрей Работник Наркомата НКВД СССР капитан Вихров Михаил. Работник Наркомата НКВД Таджикской ССР Жуковский Александр. Гуреева Анна с 2-мя детьми – жена и дети хорогского начальника аэропорта. Через час-​полтора самолет вошел в ущелье. Памирские горы настолько высоки, что машина летела между пиками. Около 15-00, обходя облачность в районе Рушанских Ворот (перевал Одуди), пилот свернул в боковое ущелье, пытаясь слева облететь вершины 5200 и 5100 (ныне пик Аэрофлота), и зацепился за край скалы. Пилот потерял управление, произошел резкий сильный бросок и самолет врезался в снежный сугроб почти на вершине горы. Самолёт и пассажиры остались целыми, но возможности взлететь не было. Целой осталась и кабина пилота. Люди оказались на высоте 4400 метров, в тяжелых условиях: разреженный воздух – учащается сердцебиение, одышка, организм обезвоживается, резкий перепад дневных и ночных температур, морозы, снегопады. Надо было срочно искать дорогу к ближайшему кишлаку. Мужчины отправились на разведку, но через час вернулись. Вокруг глубокий снег — не пройти. Решили не тратить силы впустую и ждать помощи. Ведь через час-​другой в аэропорту назначения должны были забить тревогу. Пилот предложил все спокойно обсудить. Прикинули, что имеется из еды. Нашли полкило масла, килограмм колбасы, почти столько же сыра, банку крабов и три бутылки водки. Не густо, но хоть какая-​то еда. Можно продержаться несколько дней, пока придет помощь. Пограничник предложил питаться один раз в день и лично поделил продукты. Но помощь не пришла ни на следующий день, ни через трое суток. Мужчины вновь решили поискать проход. Ушли рано утром, прошли по глубокому снегу несколько километров, но вернулись обратно. Все усталые и злые. Фото самолета «ПР-5» бортовым номером Л-3316 в полете. Наступила пятая ночь. Температура опустилась до минус 30. Сидеть в холодном фюзеляже было невыносимо, и тогда все забрались в тесную кабину, предназначенную для двоих пилотов, и просидели там до утра почти друг у друга на коленях. Но это было единственное теплое место. Все время хотелось пить. Сначала ели снег, но им нельзя было утолить жажду. Решили растопить снег. Кое-​как набрали несколько стаканов воды. Сразу же их выпили. Это хоть немного утолило жажду. Следующей ночью им показалось, что рядом стреляют. Мужчины вышли из кабины, но в округе стояла мертвая тишина. Утром Анна решила вести дневник, записывая все события в бортовой пилотский журнал. Он-то потом и стал главным свидетелем всех тех трагических событий. 23 февраля умер Валера. Анна проплакала весь день, а к вечеру закутала тело в материю и положила в самый конец фюзеляжа. В этот день случилась еще одна неприятность — закончилась еда. Вечером мужчины приняли решение больше не ждать спасателей, а утром идти искать дорогу. Анне и ее сыну предложили остаться. Они пообещали, что, как только дойдут до ближайшего населенного пункта, то обязательно сообщат о ней и придет помощь. Проводив их, Анна с Сашей утеплили кабину и стали ждать. Наступили страшные и томительные дни и ночи. Поочередно они выглядывали из кабины, надеясь, что вот-​вот за ними придут. Единственной отдушиной в этом замкнутом мире стали письма, которые Анна писала своему супругу (потом они тоже будут приобщены к делу). Через три дня у них закончились вода и спички. Как назло, испортилась погода. Несколько дней был сильный снегопад. Самолет полностью засыпало снегом. Как только стихия угомонилась, они принялись откапывать кабину. С каждым днем все больше хотелось есть. Уже не было сил терпеть. Тогда Анна предложила съесть мертвого Валеру. Саша отказался. Но она отрезала по кусочку. Мясо не лезло в горло, но голод победил. Так постепенно каждый день они отрезали по кусочку мяса и кушали. За полмесяца они съели все тело (об этом записано в дневнике). К 20 марта их вновь стал одолевать голод. Талая вода опротивела. Саша начал просить сладкого чаю. Анна как могла старалась отвлечь его от еды. Играла с ним в домино, заставляла что-​нибудь рисовать. Но мальчик с каждым днем становился все слабее. Тогда Анна проткнула иголкой вену на руке, набрала полстакана крови и дала ему выпить. Саша немного успокоился и даже заснул. Но через несколько часов проснулся, ему стало плохо. Он начал бредить, звать отца. Бред не проходил на протяжении нескольких дней. Как-​то он сказал, что больше не увидит ни папу, ни старшего брата. Он поблагодарил Анну за все, что она ему сделала. Попросил, что если она выберется из этого ада, то пусть напечет пирогов с кишмишом и раздаст их всей родне, мол, пусть помянут меня. 22 марта Саши не стало. Анна осталась одна. Хотела задушить себя, но не получилось. И вновь хотелось страшно есть. Но тело решила не трогать. Продержалась еще три дня. А потом отрезала половину его руки. Порезала на маленькие кусочки и положила их на солнце. Когда мясо подсохло, она его съела. После смерти Саши по ночам к самолету стали наведываться снежные барсы. Видимо, почувствовали запах человеческого мяса. Анна не спала все эти ночи. Но прогнать снежных кошек она боялась. Под утро звери сами уходили. Тогда она выбиралась из самолета, ложилась на пригретую солнышком плоскость крыла и дремала. Прошел еще один страшный месяц снежного ада. От тела Саши практически ничего не осталось. А спасателей все не было. В дневнике она в тот день написала, что сегодня уже 70 суток, как я жду, но никто за мной не идет. Хотя бы знать, что творится на фронте. Анна стала понимать, что, скорее всего, о ней забыли, и принялась писать прощальные письма. Последующие дни голод стал просто невыносим. Она решила, что если до 15 мая не придет экспедиция, то она отрежет два своих пальца и съест. Памир в районе вынужденной посадки самолёта ПР-5. Мужчины долго пытались найти хороший спуск, но единственный спуск по реке был невозможен — очень крутые скальные сбросы глубиной 200-250 метров. (без применения альпснаряжения он был невозможен). Во время поисков выхода Жуковский свалился в расщелину. Через 5 дней остальных обнаружили местные жители в районе Ванча. Доставленные в Ванч пилот и пограничники сообщили, что Гуреева и дети умерли. Масловскому и Вихрову ампутировали отмороженные ноги. Княжниченко повезло больше, ведь, он был пилотом, и ему полагались унты. В начале мая 1942 года в Сталинабад из Москвы пришла шифротелеграмма, которая предписывала найти все разбившиеся до этого времени Р-5, снять с них двигатели и направить в ВВС. Для фронта. В состав группы из 14 добровольцев входил Тихомиров Н.К. рассказавший эту историю и начальник аэропорта Хорог — Иван Гуреев, который хотел спустить тела бывшей жены и детей. К тому времени он уже месяц как был женат на другой женщине, видимо, своей любовнице. 8 мая они двинулись в путь. Несколько суток понадобилось спасателям, чтобы добраться до места катастрофы. Пока шли в одной из расщелин обнаружили тело погибшего Жуковского. Вокруг него лежало много разбросанных гильз. Видимо, он звал на помощь, стрелял вверх, но никто его не спас. Лишь на четвертые сутки пути экспедиция вышла к предполагаемому месту падения. По координатам и описанию местности все совпадало, но самолета не было. Решили перебраться через хребет. Только поднялись наверх, как застыли на месте. В нескольких метрах от них лежал черный фюзеляж самолета, а на нем сидела женщина, вернее скелет, обтянутый кожей. Женщина повернула голову, и оцепеневшие мужчины в мертвенной тишине ясно услышали ее вопрос: «Ваня, а ты уже, наверное, женился?!» - А где сын? — спросил Иван – где Саша? Анна указала рукой на лежащий рядом череп. Было возбуждено уголовное дело по факту оставления в беде женщины с детьми и неоказании помощи. Княжиченко, Масловский и Вихров получили разные сроки заключения, при этом пилот был направлен на фронт в штрафной батальон. Свой проступок младший лейтенант Василий Княжиченко искупил ценой жизни — в ночь на 12 октября 1943 года, пилотируемый им ЛИ-2 110-го дальнебомбардировочного авиаполка не вернулся с боевого задания по бомбардировке вражеских объектов. Дальнейшая судьба Масловского и Вихрова неизвестна. Гуреева обследовалась в Сталинабадской (Душанбинской с 1961 г.) клинике, у неё никаких психических отклонений не обнаружили. После выздоровления она работала медсестрой в Ванчской больнице. В конце 70-х её видели в городе Душанбе, она вышла замуж и родила детей. В 1985 году отправили экспедицию на Памир для снятия оставшихся обломков самолётов, потерпевших крушения в 40-е годы. Подробно об этом написано в книге участника экспедиции, мастера спорта по альпинизму, Евгения Олеговича Лоренца - «Раритеты "Рушанских Ворот"» В июле 1985 года забрали обломки самолёта лётчика Кабанова, который потерпел аварию в феврале 1941 г., не дотянув до перевальной точки всего 30 м. (по вертикали). При аварии летчик получил перелом обеих ног. Через несколько дней, увидев пролетающий мимо самолёт, он поджег свой Р-5 и дымом дал сигнал бедствия. Через 10 дней Кабанов был снят с места аварии, но сильно обморозил ноги и их пришлось ампутировать. В августе, спустили обломки самолёта лётчика Княжниченко, их отвезли в Таджикистан, где из двух самолетов собрали один, в армейском варианте. В 1992 году он был перевезен в Россию. Сейчас самолет находится в музее Российских военно-​воздушных сил в Монино, и мало кто знает, какая трагическая история с ним связана.
Погрузка саней и снаряжения немецкой ягдкоманды на железнодорожные платформы на станции Дерюгино. Курская область. 25.01.1943. Ягдкоманда (Jagdkommando, Zerstrungskommando, «охотничьи команды») – специальное подразделение вермахта численностью 50-80 человек для борьбы с партизанами. Такие команды предназначались для продолжительных рейдов в отрыве от основных сил с целью выслеживания партизанских групп, перекрытия маршрутов их движения, организации неожиданных нападений, вскрытия системы тайников и т. п. В случае перехвата партизанских связных или взятия пленных ведение процедуры дознания не ограничивалось ничем, жесткий допрос и после получения нужного объёма информации пленные ликвидировались. Точно так же поступали и с местными жителями, которые оказывались случайными свидетелями действий ягдкоманды во время «охоты».
Погрузка саней и снаряжения немецкой ягдкоманды на железнодорожные платформы на станции Дерюгино. Курская область. 25.01.1943. Ягдкоманда (Jagdkommando, Zerstrungskommando, «охотничьи команды») – специальное подразделение вермахта численностью 50-80 человек для борьбы с партизанами. Такие команды предназначались для продолжительных рейдов в отрыве от основных сил с целью выслеживания партизанских групп, перекрытия маршрутов их движения, организации неожиданных нападений, вскрытия системы тайников и т. п. В случае перехвата партизанских связных или взятия пленных ведение процедуры дознания не ограничивалось ничем, жесткий допрос и после получения нужного объёма информации пленные ликвидировались. Точно так же поступали и с местными жителями, которые оказывались случайными свидетелями действий ягдкоманды во время «охоты».
Фотокорреспондент Наталья Боде в Сталинграде. 1943 г.
Фотокорреспондент Наталья Боде в Сталинграде. 1943 г.
На фото портрет слесаря-​монтажника 75-й подвижной танкоремонтной бригады Бахтияра (Бориса) Абдулахатовича Абдулгужина. Он родился в деревне Верхний Муйнак Зианчуринского района Башкирской АССР. На фронте с 1942 г. Отличился во время Берлинской операции, был награжден медалью «За боевые заслуги». Фото 1945 года.
Жительница Берлина Дора Насс, которой в 1945 г. было 18 лет, рассказала в интервью о том, как она встретилась с красноармейцем Абдулгужиным в первый день после капитуляции берлинского гарнизона: «... Тогда мы искали крышу над головой и поселились в полуразрушенном доме. Устроившись там кое-​как, вышли из дома и сели на траву. И вдруг мы заметили вдалеке повозку. Сомнений не было: это русские солдаты! Я, конечно, ужасно испугалась, когда повозка остановилась и в нашу сторону пошел советский солдат. И вдруг он заговорил по-​немецки! На очень хорошем немецком языке! Так для меня начался мир. Он сел рядом с нами, и мы говорили очень долго. Он рассказал мне о своей семье, я ему о своей. И мы оба были так рады, что больше нет войны! Не было ненависти, даже не было страха перед русским солдатом. Я подарила ему свою фотографию, и он мне подарил свою. На фотографии был написан его почтовый фронтовой номер. Три дня он жил с нами. И повесил на доме, где мы жили, небольшое объявление: «Занято танкистами». Так он спас нам жилье, а может быть, и жизнь. Потому что нас бы выгнали из пригодного для жизни дома, и совершенно неизвестно, что было бы с нами дальше. Встречу с ним я вспоминаю как чудо. Он оказался человеком в это бесчеловечное время».
На фото портрет слесаря-​монтажника 75-й подвижной танкоремонтной бригады Бахтияра (Бориса) Абдулахатовича Абдулгужина. Он родился в деревне Верхний Муйнак Зианчуринского района Башкирской АССР. На фронте с 1942 г. Отличился во время Берлинской операции, был награжден медалью «За боевые заслуги». Фото 1945 года. Жительница Берлина Дора Насс, которой в 1945 г. было 18 лет, рассказала в интервью о том, как она встретилась с красноармейцем Абдулгужиным в первый день после капитуляции берлинского гарнизона: «... Тогда мы искали крышу над головой и поселились в полуразрушенном доме. Устроившись там кое-​как, вышли из дома и сели на траву. И вдруг мы заметили вдалеке повозку. Сомнений не было: это русские солдаты! Я, конечно, ужасно испугалась, когда повозка остановилась и в нашу сторону пошел советский солдат. И вдруг он заговорил по-​немецки! На очень хорошем немецком языке! Так для меня начался мир. Он сел рядом с нами, и мы говорили очень долго. Он рассказал мне о своей семье, я ему о своей. И мы оба были так рады, что больше нет войны! Не было ненависти, даже не было страха перед русским солдатом. Я подарила ему свою фотографию, и он мне подарил свою. На фотографии был написан его почтовый фронтовой номер. Три дня он жил с нами. И повесил на доме, где мы жили, небольшое объявление: «Занято танкистами». Так он спас нам жилье, а может быть, и жизнь. Потому что нас бы выгнали из пригодного для жизни дома, и совершенно неизвестно, что было бы с нами дальше. Встречу с ним я вспоминаю как чудо. Он оказался человеком в это бесчеловечное время».
Мужчина закуривающий сигарету. Париж, 1950 год.
Мужчина закуривающий сигарету. Париж, 1950 год.
88 футбольных полей в одном месте, Лондон, 1951 г.
88 футбольных полей в одном месте, Лондон, 1951 г.
На деревенской улице, ведущей к рынку. Перу, 1954 год. Фотограф Вернер Бишоф.
На деревенской улице, ведущей к рынку. Перу, 1954 год. Фотограф Вернер Бишоф.
Джанет Пилгрим, мисс Октябрь. Плейбой. 1956 год.  Добавьте описание
Джанет Пилгрим, мисс Октябрь. Плейбой. 1956 год. Добавьте описание

В магазине "Кинолюбитель", 1960 год, Фотограф Виктор Ахломов.
В магазине "Кинолюбитель", 1960 год, Фотограф Виктор Ахломов.
На фото главная улица города Эдинбурга (Шотландия) — Принцесс-​стрит в 1961 году. Пять лет назад с этой улицы убрали трамваи, чтобы вернуть их туда уже в XXI веке. Улица широкая, по ней ходит много общественного транспорта, куча магазинов.
На фото главная улица города Эдинбурга (Шотландия) — Принцесс-​стрит в 1961 году. Пять лет назад с этой улицы убрали трамваи, чтобы вернуть их туда уже в XXI веке. Улица широкая, по ней ходит много общественного транспорта, куча магазинов.
Женщина подметает Нью-​Йорк. Город в масштабе 1-1200 на Всемирной выставке 1964 года.
Женщина подметает Нью-​Йорк. Город в масштабе 1-1200 на Всемирной выставке 1964 года.
На Москва-​реке в Филёвском парке, 1968 год.
На Москва-​реке в Филёвском парке, 1968 год.
Джон Леннон и Йоко Оно во время съемок фильма «Imagine» в Титтенхерст-​парке в Аскоте, Англия. 1971 год.
Джон Леннон и Йоко Оно во время съемок фильма «Imagine» в Титтенхерст-​парке в Аскоте, Англия. 1971 год.
Персонал студии Уолта Диснея со всего мира стоит возле замка Золушки перед торжественным открытием развлекательного парка. Крупнейший и самый посещаемый развлекательный парк в мире, Walt Disney World был открыт 1 октября 1971 года.
Персонал студии Уолта Диснея со всего мира стоит возле замка Золушки перед торжественным открытием развлекательного парка. Крупнейший и самый посещаемый развлекательный парк в мире, Walt Disney World был открыт 1 октября 1971 года.
Советский военный специалист обучает ангольских коммунистов приёмам рукопашного боя. Война в Анголе, 1976 год.
Советский военный специалист обучает ангольских коммунистов приёмам рукопашного боя. Война в Анголе, 1976 год.
Влюблённые в Париже во время наводнения, 1978 г.
Влюблённые в Париже во время наводнения, 1978 г.
Успех самолета Ан-124 "Руслан" вдохновил советских авиаконструкторов на разработку еще более крупного транспортного самолета, предназначенного для обеспечения советской космической программы. Такой самолет был построен и получил звучное имя "Мрiя" ("Мечта").
Ан-225 способен перевозить груз на 50% большей массы, чем Ан-124. Конструктивно оба самолета имеют много общего, но на Ан-225 усилена конструкция фюзеляжа, увеличен размах крыла, установлены еще два двигателя Д-18Т (всего - шесть). От огромного вертикального оперения Ан-124 конструкторы отказались в пользу двух разнесенных по концам огромного стабилизатора килей с рулями направления. Ан-225 предназначался, прежде всего, для перевозки над фюзеляжем орбитального корабля "Буран" и блоков ракеты-​носителя "Энергия".
Шасси Ан-225 также отличается от шасси Ан-124 - семь вместо пяти пар колес у каждой основной опоры. Ан-225 стал первым самолетом в мире, поднявшимся в воздух с массой более 453600 кг. Максимальная масса самолета составляет 600 тонн! Перевозка грузов возможна внутри фюзеляжа, длина грузовой кабины - 70 м, масса перевозимого груза - 250 т. Торжественное собрание по поводу демонстрации готового самолета.
Было заказано два самолета Ан-225, первый из которых (UR-82060) поднялся в воздух 21 декабря 1988 года, а 13 мая 1989 года он взлетел уже с "Бураном" на фюзеляже. В такой конфигурации самолет произвел фурор на нескольких авиасалонах, в Париже в 1989 году и в Фарнборо в 1990 году. В полетах, выполненных в марте 1989 года, самолет установил 106 мировых рекордов.
Распад СССР поставил точку на развитии программы Ан-225 - единственный построенный самолет поставили на консервацию, сняли двигатели, которые использовали для поддержания в летном состоянии самолетов Ан-124. Второй Ан-225 остался недостроенным из-за отсутствия финансирования.
Ситуация изменилась в конце 1990-х годов, когда потребовался самолет большей, чем Ан-124, грузоподъемности. Ан-225 вернули в пригодное к полетам состояние, он стал эксплуатироваться авиакомпанией "Antonov Airlines".
Коммерческая эксплуатация Ан-225 началась в январе 2002 года. С тех пор самолет неоднократно перевозил очень тяжелые грузы, ранее не перевозившиеся воздушным транспортом в принципе. Было принято решение о достройке второго самолета, первый полет которого намечен на 2010 год. Церемония выкатки Ан-225. 1988 год.
Успех самолета Ан-124 "Руслан" вдохновил советских авиаконструкторов на разработку еще более крупного транспортного самолета, предназначенного для обеспечения советской космической программы. Такой самолет был построен и получил звучное имя "Мрiя" ("Мечта"). Ан-225 способен перевозить груз на 50% большей массы, чем Ан-124. Конструктивно оба самолета имеют много общего, но на Ан-225 усилена конструкция фюзеляжа, увеличен размах крыла, установлены еще два двигателя Д-18Т (всего - шесть). От огромного вертикального оперения Ан-124 конструкторы отказались в пользу двух разнесенных по концам огромного стабилизатора килей с рулями направления. Ан-225 предназначался, прежде всего, для перевозки над фюзеляжем орбитального корабля "Буран" и блоков ракеты-​носителя "Энергия". Шасси Ан-225 также отличается от шасси Ан-124 - семь вместо пяти пар колес у каждой основной опоры. Ан-225 стал первым самолетом в мире, поднявшимся в воздух с массой более 453600 кг. Максимальная масса самолета составляет 600 тонн! Перевозка грузов возможна внутри фюзеляжа, длина грузовой кабины - 70 м, масса перевозимого груза - 250 т. Торжественное собрание по поводу демонстрации готового самолета. Было заказано два самолета Ан-225, первый из которых (UR-82060) поднялся в воздух 21 декабря 1988 года, а 13 мая 1989 года он взлетел уже с "Бураном" на фюзеляже. В такой конфигурации самолет произвел фурор на нескольких авиасалонах, в Париже в 1989 году и в Фарнборо в 1990 году. В полетах, выполненных в марте 1989 года, самолет установил 106 мировых рекордов. Распад СССР поставил точку на развитии программы Ан-225 - единственный построенный самолет поставили на консервацию, сняли двигатели, которые использовали для поддержания в летном состоянии самолетов Ан-124. Второй Ан-225 остался недостроенным из-за отсутствия финансирования. Ситуация изменилась в конце 1990-х годов, когда потребовался самолет большей, чем Ан-124, грузоподъемности. Ан-225 вернули в пригодное к полетам состояние, он стал эксплуатироваться авиакомпанией "Antonov Airlines". Коммерческая эксплуатация Ан-225 началась в январе 2002 года. С тех пор самолет неоднократно перевозил очень тяжелые грузы, ранее не перевозившиеся воздушным транспортом в принципе. Было принято решение о достройке второго самолета, первый полет которого намечен на 2010 год. Церемония выкатки Ан-225. 1988 год.
Дети работают на маковом поле в Бадахшане, Афганистан. Фото Steve McCurry 1992 год
Дети работают на маковом поле в Бадахшане, Афганистан. Фото Steve McCurry 1992 год
Семнадцатилетняя официантка Сара Вудс в своем городке Чагрин Фолс, что в Огайо, в 1992 году подружилась с Биллом Кракстоном, который частенько захаживал в кафе, где она работала официанткой. Он был вдовцом, а она потеряла своего отца в возрасте 10 лет, и это их сблизило. Вудс часто помогала старику по дому, делала мелкую уборку и прочее. Кракстон, в свою очередь, говорил, что представлял себе своих детей именно такими, как Сара. Он скончался на 82 году жизни от сердечного приступа. Уже в больнице, перед самой смертью, он указал номер телефона Вудс как близкого родственника и назвал ее своей наследницей. Таким образом, у нее внезапно появилось 500000 долларов, дом и две машины. Вудс потратила деньги на учебу.
Семнадцатилетняя официантка Сара Вудс в своем городке Чагрин Фолс, что в Огайо, в 1992 году подружилась с Биллом Кракстоном, который частенько захаживал в кафе, где она работала официанткой. Он был вдовцом, а она потеряла своего отца в возрасте 10 лет, и это их сблизило. Вудс часто помогала старику по дому, делала мелкую уборку и прочее. Кракстон, в свою очередь, говорил, что представлял себе своих детей именно такими, как Сара. Он скончался на 82 году жизни от сердечного приступа. Уже в больнице, перед самой смертью, он указал номер телефона Вудс как близкого родственника и назвал ее своей наследницей. Таким образом, у нее внезапно появилось 500000 долларов, дом и две машины. Вудс потратила деньги на учебу.
Люди с зеркалами на протестах на Украине. Фотограф Сергей Чузавкок. 2014 год.
Люди с зеркалами на протестах на Украине. Фотограф Сергей Чузавкок. 2014 год.
Семья смотрит телевизор в ожидании, когда сойдёт вода, во время прилива в Читтагонге, Бангладеш. В последние несколько лет уровень моря значительно поднялся, и приливные волны стали затапливать прибрежные дома. 2015 год.
Семья смотрит телевизор в ожидании, когда сойдёт вода, во время прилива в Читтагонге, Бангладеш. В последние несколько лет уровень моря значительно поднялся, и приливные волны стали затапливать прибрежные дома. 2015 год.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).