Внутренние советские аэропорты 50-летней давности ничем не отличались от обычных автовокзалов. Ни тебе металлоискателей, ни рентгеновских установок. Обычное здание с кассой, за ним летное поле. Благопристойность пассажиров оценивали исключительно по внешнему виду, а оружие пилотам массово еще не выдавали.
Выстрел в салоне
2 ноября 1973 года рейс "Москва – Брянск" не сулил никаких неожиданностей. Полетное время 50 минут, количество пассажиров на борту 30 человек. Самолет взлетел из столичного аэропорта Быково штатно, так же без происшествий проходил полет. Когда до места оставалось 10 минут, и Як уже начал снижение, в дверь кабины пилотов раздался стук и зазвучали громкие голоса. Бортмеханик Николай Никитин посмотрел в глазок.
— Воду они там что ли не поделили, — вопросительно бросил он через плечо командиру корабля, открывая дверь.
В эту самую минуту в щель неожиданно просунулся ружейный ствол. Никитин инстинктивно схватился за оружие, чтобы отвести его от себя и захлопнуть дверь, но раздался выстрел. Пуля угадила в подлокотник кресла. Бортмеханик выскочил в узенький коридор салона, прикрыв собой проход в кабину. На него смотрели трое юнцов, совсем еще подростков. Все это было совсем нереально, но два ружья в руках у угонщиков выглядели вполне реалистично. Никитин не растерялся, а с голыми руками двинулся на самого старшего. Завязалась борьба.
— Стреляй, чё стоишь?! — крикнул старший из угонщиков пареньку со слегка раскосыми глазами и редкой порослью начинающих пробиваться усиков.
Тот стоял держа в руках обрез, не решаясь нажать на курок. Окрик старшего вывел его из оцепенения. Прозвучал выстрел, Никитин, раненый в живот, грузно осел на пол. Командир экипажа Иван Кашин тем временем успел закрыть дверь и для верности подпер ее металлической жлыгой. При помощи секретной кнопки он подал сигнал о захвате воздушного судна. Диспетчер сначала не поверил, но лишь когда получил подтверждение по радиосвязи, стал готовить полосу для приема. Но посадить самолет Кашину не удалось — выстрел из обреза разнес вдребезги хлипкий замок кабины.
— Поднимай самолет, — хрипло приказал главарь. — Иначе взорву и перестреляю всех пассажиров.
Из-за его спины выглядывали два подростка, испуганно моргая глазами...
Спасти индейцев Америки
Их было четверо. Главарю Виктору Романову только исполнился 21 год. Он был родом из простой московской семьи, но всегда мечтал о красивой жизни. Поступал в МГИМО, провалился, отслужил в армии и нигде не работал. Его мечтой было побывать на концерте группы Led Zeppelin, а для этого нужно было оказаться за границей.
Второму шел 17 год. Владимир Жалнин был другом Романова и соседом по подъезду. Учился в техникуме и мечтал о какой-нибудь авантюре. Однажды друзья прочли в газете о попытке угона самолета в Праге. Идея пришла сама собой...
К двум участникам будущей банды присоединился третий — хиппарь Петр Бондарев, одногруппник Жалнина. Ему было все равно чем заниматься, а перспектива улететь в Америку оказалась самой подходящей.
И четвертым стал 16-летний Саша Никифоров, который учился в том же самом техникуме, только в параллельной группе. Он обожал зарубежные фильмы и всей душой переживал за угнетенных американских индейцев. В записке, которую Никифоров оставил родным, он нарисовал голову индейца, и буднично сообщил, что "уезжает в Америку".
Оружие они достали легко. Одно ружье Романов купил у своей знакомой, а два других ствола Бондарев стащил из сейфа у отца-охотника. "Стрелять не придется, — авторитетно говорил Романов притихшим помощникам, — это только попугать пассажиров, чтоб под ногами не путались".
Рейс Москва – Брянск угонщики выбрали только потому, что на него продавались самые дешевые билеты на которые у них хватило денег. Пронести стволы на борт оказалось легко — превращенное в обрезы оружие угонщики засунули за пояс штанов. Никто, разумеется, их не досматривал.
Три миллиона в потертом портфеле
У бандитов стали сдавать нервы — попытавшего их остановить пассажира они ранили, а потом еще сделали несколько выстрелов поверх голов людей. Як-40 меж тем, подчиняясь требованию, прекратил снижение, и взял курс обратно на Москву, как и приказывали террористы. Летчики прекрасно видели, что юнцы на взводе — одно неверное слово или резкое движение, и на борту может случиться непоправимое. Кашин попытался заговорить террористов — предложил им озвучить требования и согласился передать их на землю. Требования оказались на удивление "скромными" — три миллиона долларов наличными и беспрепятственный вылет в Швецию.
В Москве о захвате воздушного судна уже знали. Информацию получил первый зампред КГБ СССР Семен Цвигун, который взял руководство операцией на себя. Ни о какой Швеции и речи не могло быть — самолет решили брать штурмом во Внуково. Антитеррористической группы на тот момент еще не существовала ("Альфу" создадут только через полгода), поэтому для штурма решили задействовать сотрудников МВД и КГБ.
Когда самолету разрешили посадку, угонщики воспряли духом — по их мнению, самое сложное было позади, и коли самолет садится, то значит власти готовы выполнить их требования. Самый младший Никифоров, бывший далеким от техники, вдруг неожиданно заметил, что на одной заправке им до Швеции не долететь. Романов тут же скорректировал планы — он отпускает часть заложников и раненых в обмен на половину суммы и полные баки. Вторая дозаправка должна произойти в Ленинграде. Там Романов пообещал отпустить остальных и забрать вторую половину выкупа.
Но ни первой, ни второй частей денег преступникам никто давать не собирался. Более того, самолет даже не стали заправлять, а лишь сымитировали процесс — подогнали к борту заправщик и достали шланги. Но сообразительный Никифоров догадался, что это обман. Романов рассвирепел:
— Или вы включаете насосы, или мы начнем расстреливать пассажиров, — передал он через пилотов.
— Отпустите раненых, иначе никакой заправки вам не будет, — ответили с земли.
В конце концов, бортинженера Никитина и пассажира Гапоненко освободили. Перед тем, как увести их на скорой, с ранеными побеседовал лично Цвигун. И только убедившись, что никакой взрывчатки на борту нет, а террористы — это испуганные юнцы с тремя обрезами, он дал приказ о начале штурма.
К тому времени во Внуково привезли муляж долларов. Но их оказалось крайне мало по количеству. Цвигуну пришлось искать портфель, набивать его бумагами и укладывать сверху купюры.
Штурм
К самолету подъехал бронетранспортер, из которого вышел переодетый в сотрудника аэропорта милиционер, держа в руках внушительный пузатый портфель. Параллельно под Як сумела незаметно пробраться группа захвата из 12 человек.
Открывать люк угонщики отправили Никифорова — 16-летний подросток никак не помогал подельникам при захвате самолета. Едва он приоткрыл служебный люк, как вперед бросился 35-летний Александр Попрядухин, старший группы захвата. Романов и Жалнин, прятавшиеся за спиной Никифорова открыли по нему огонь, но лейтенанта спас бронежилет.
В ответ милиционеры начали стрелять. Сразу же удалось набросить на люк Як-40 блокировочный крюк и в открытый проем полетели гранаты со слезоточивым газом. Террористы успели выбросить первую, но в ответ получили еще несколько. Раненый Никифоров меж тем выпал из люка на летное поле, а Романов и Жалнин отступили вглубь самолета, продолжая отстреливаться.
Одна из гранат застряла между сиденьями и от искры вспыхнула оббивка. Салон наполнился удушливым дымом, среди пассажиров началась паника. Люди ринулись к выходу и стали выпрыгивать из самолета.
Поняв, что план провалился, Романов истерично закричал подельникам:
— Стреляйте по ним, они все сейчас убегут!
Но какое там. Жалнину и Бондареву было не до этого — они сами кинулись к выходу.
По счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал. Двое получили легкие травмы, прыгнув с высоты, да один ребенок серьезно наглотался дыма. Пилоты во время штурма находились в кабине и тоже остались целы.
Главный террорист Романов погиб не от рук бойцов группы захвата. Видя, что операция провалилась, он застрелился в салоне. Никифоров, получивший тяжелое ранение, скончался в больнице. А вот Бондарева и Жалнина взяли без единой царапины.
Родственники Петра Бондарева каким-то образом сумели доказать невменяемость своего отпрыска. Он отправился на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где пробыл всего 6 месяцев. Умер в 2006 году
А за решеткой оказался лишь один Владимир Жалнин. Учитывая возраст подсудимого (16 лет на момент преступления), суд назначил ему наказание в виде 10 лет лишения свободы. В то время это была максимальная мера для несовершеннолетних. Он отбыл срок полностью, а вскоре поле освобождения скончался от отравления алкоголем.
Ну а герои получили заслуженные награды. Ивану Кашину и Александру Попрядухину в декабре 1973 года было присвоено звание Героев Советского Союза. Кстати, Попрядухин стал первым сотрудником МВД, получившим столь высокую награду в мирное время.
А всего за полгода до этого в СССР случилось событие, которое можно с полным правом назвать черной страницей в истории гражданской авиации 👇:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: lenta.ru; ria.ru; ru.wikipedia.org; bragazeta.ru)