Среди составляющих цифровой трансформации АПК наиболее востребованы среди аграриев системы спутникового позиционирования и управления сельхозтехникой. Повышение производительности труда и минимизация затрат на производство сельхозпродукции – вот основная задача имплементации систем автоматического вождения.
В канун новой посевной мы расспросили Романа Бондарева, коммерческого директора компании «МС Нави», одного из поставщиков маркетплейса поле.рф, об экономической составляющей внедрения автопилотов на сельхозтехнику и о том, как установить подобные системы на свой тракторный парк.
– Роман, многие поставщики автопилотов для сельхозтехники говорят о выгоде для сельхозпроизводителей, которая выражается в экономии ГСМ, агрохимии и семян. Однако аграрии привыкли верить не словам, а точным расчетам или собственному опыту. Возможно ли еще до внедрения подобных систем посчитать будущую выгоду?
– Все знают, что экономия от внедрения систем автоматического вождения RTK есть, но наша компания первая, кто посчитал ее. Мы произвели расчет на примере конкретного хозяйства Воронежской области и можем сделать то же самое для любого сельхозпроизводителя, обратившегося к нам. Достаточно знать ширину орудия и несколько переменных: цену топлива и норму расхода, стоимость семян и норму высева, затраты на удобрения и норму их внесения.
Для начала мы посчитали, сколько проходов делает трактор с орудием без навигации и сравнили с количеством проходов на точном сигнале. В нашем случае в Воронеже трактор без навигации работал с перекрытием 20 см. И это без погрешности на руление! Так вот, если посчитать, сколько проходов делает трактор с орудием при перекрытии в 20 см, и сколько делает трактор с установленным автопилотом, мы увидим, сколько лишних проходов осуществляется каждый гектар, тогда же станет понятна сумма повторно засеянных площадей. В изучаемом случае каждый гектар трактор делал 1 лишний проход или 100 лишних проходов на 100 га. При следующей стоимости и расходе средств производства:
• солярка 50 руб./л (расход 5 л/га),
• семена 25 руб./кг (норма высева 230 кг/га),
• удобрения (диаммофос) 50 руб./кг (норма внесения 85 кг/га).
Путем калькуляций получаем экономию 580 руб./га только за счёт сокращения числа проходов. И это только на севе: тут у нас получается самая серьёзная экономия. Однако, если оснастить автопилотами технику, работающую на других этапах (дискование, чизелевание или пахота, междурядная культивация или опрыскивание), то сэкономить получится 800 руб./га. И это без оценки того, как повысится урожайность на участке, где будет соблюдена оптимальная точность высева, как снизится при междурядной культивации травмирование культуры за счет более точного прохода техники. Глава КФХ, где мы производили этот расчет, заверял на основе собственного опыта, что полученную цифру можно смело умножать на два.
Из этого и складывается цена автопилота, чтобы фермер с сельхозземлями от 700 до 1000 га мог окупить автопилот с базовой станцией RTK всего за один сезон.
– Этот подсчет релевантен для зерновых культур, а как быть с пропашными?
– На пропашных культурах за счет более точной установки маркера перекрытие будет меньше, зато стоимость семян куда выше. Поэтому при возделывании кукурузы, подсолнечника и других пропашных системы автоматического вождения принесут не меньшую выгоду.
– На всей ли территории РФ системы работают одинаково точно? Возможны ли сбои?
– Системы автоматического вождения, которые для корректировки движения используют данные RTK, являются на сегодняшний день наиболее эффективными, обеспечивая точность координат в реальном времени до 2,5 см. Они работают одинаково точно абсолютно везде. Нашему самому первому автопилоту, установленному в России, почти 5 лет. За это время не было ни сбоев, ни поломок, несмотря на работу иногда даже в экстремальных полевых и погодных условиях. Такие системы работают безотказно.
– На все ли энергосредства можно установить системы RTK? С чего нужно начать выбор?
– За последние три года в России произошел колоссальный рост продаж систем автоматического вождения RTK. Особую роль в этом играет возможность их установки на любой трактор, за редким исключением. Например, их невозможно установить на очень старые гусеничные тракторы, где вместо рулевого колеса рычаги. К счастью, таких уже почти нигде не встретишь. Также не оправдана будет установка системы на самоходные опрыскиватели старого поколения, ввиду того, что они сильно раскачиваются при высокой скорости движении. На старые тракторы типа МТЗ 80 нужно дополнительно установить насосы-дозаторы. Вот, пожалуй, это все нюансы.
Несмотря на то, что системы автоматического вождения RTK продаются почти как «горячие пирожки» и весьма распространены в сельском хозяйстве на сегодняшний день, к выбору оборудования стоит подойти обстоятельно. В первую очередь, выбор стоит начать с поставщика, отдав предпочтение проверенному производителю и продавцу, который обладает достаточным опытом работы с сельхозпредприятиями на больших расстояниях и обеспечивающий своевременный сервис.
– Говоря о сервисе, что подразумевается? Какое обслуживание системы требуется?
– Кроме обновления программного обеспечения система не требует никакого обслуживания. Здесь речь скорее о помощи специалистов со стороны продавца в установке и первичных настройках, запуске в поле, обучении операторов работать на технике с установленным автопилотом.
– Много ли времени нужно, чтобы научиться работе на тракторе, оборудованном RTK?
– Учитывая, что система интуитивно проста, а часто и кто-то в хозяйстве уже сталкивался с подобными технологиями, то переход на работу по точному сигналу протекает быстро и комфортно. Наша компания, к примеру, предоставляет год бесплатного сопровождения. Почему год? Потому что спустя год хозяйство и операторы с разным уровнем подготовки полностью привыкают к использованию систем автоматического вождения, а вопросы по работе с системой просто заканчиваются. Как сформировать поле, как выставить линию A-B, как обрабатывать поле по краю, как перенести треки с одного трактора на другой – всему этому операторы учатся буквально за сезон и после уже не могут отказаться от работы на точном сигнале.
– Какая в среднем стоимость спутникового сигнала?
– При приобретении базовой станции RTK и установке ее в хозяйстве, независимо от того как будут передаваться поправки на поля по радиосвязи или через Интернет, клиент дополнительно ничего не оплачивает.
– Роман, спасибо за интересную беседу! А мы напоминаем нашим читателям, что оборудование для точного земледелия представлено на нашей площадке.