Найти тему
Анна Воробьева

Фатальная ошибка пилотов. Два пассажирских самолета столкнулись лоб в лоб

Сначала один самолет исчез с экрана радара, затем другой. И почти сразу же очевидец сообщил в центр управления: "Что-то падает с неба...! !". 11 августа 1979 года два Ту-134 столкнулись над Днепродзержинском.

Они двигались со скоростью 800 км/ч. В плотных облаках на высоте 9 000 км их не было видно. Один врезался в другой под прямым углом, разорвав кабину пилота. Самолеты кружились, и их хвосты переплетались. Первый упал в воздухе, второй - на земле после смертельного пикирования. Обломки и тела 178 погибших были разбросаны на площади 48 квадратных километров.

-2

Небо полное людей

Самолеты принадлежали органам гражданской авиации Молдовы и Беларуси. Первый летел из Челябинска в Кишинев. Второй рейс был из Ташкента в Минск и перевозил узбекскую футбольную команду "Пахтакор" и обычных пассажиров. Столкновение произошло по вине авиадиспетчеров в Харькове. Они неправильно рассчитали время, когда два маршрута пересекались.

-3

Когда они поняли это, то попытались исправить свою ошибку: они приказали белорусскому самолету перейти на более высокий уровень. Но приказ выполнил не Ту-134, а Ил-62 - третий самолет, который находился неподалеку. Ответ его пилота был ошибочно принят за ответ Ту-134. Приближалась гроза, и радиопомехи были сильными, но это не спасло двух диспетчеров от уголовного преследования.

-4

Они были приговорены к 15 годам лишения свободы. Только один отбывал срок в тюрьме. Другой повесился в своей камере в начале срока заключения.

Двойной огонь

В СССР трагедия Пахтакора имела большой резонанс из-за его гибели. Команда, находящаяся на пике своей игры, прилетела в Минск на очередной матч. Результаты расследования не были обнародованы. Но 20 лет спустя судья Леонид Чайковский, который вел это дело, признал, что пилот белорусского самолета был виноват.

-5

Записи черного ящика показали, что экипаж отмечал присутствие на борту известных футболистов. Очевидно, все они выпили слишком много и пропустили приказ диспетчера. "Однако главным виновником этих происшествий всегда является авиадиспетчер, - говорит Виктор Прядка, генеральный директор компании Avintel Aviation Technologies Alliance:

-6

"Система предупреждения столкновений в то время была неисправна и не предупреждала пилотов о приближающемся самолете. Кроме того, оборудование в центрах управления еще не позволяло отображать более точные данные о самолете, поэтому диспетчер не мог правильно зафиксировать высоту самолета. Но в любом случае пилот обязан следовать указаниям диспетчера. Таковы правила.

-7