Сначала один самолет исчез с экрана радара, затем другой. И почти сразу же очевидец сообщил в центр управления: "Что-то падает с неба...! !". 11 августа 1979 года два Ту-134 столкнулись над Днепродзержинском.
Они двигались со скоростью 800 км/ч. В плотных облаках на высоте 9 000 км их не было видно. Один врезался в другой под прямым углом, разорвав кабину пилота. Самолеты кружились, и их хвосты переплетались. Первый упал в воздухе, второй - на земле после смертельного пикирования. Обломки и тела 178 погибших были разбросаны на площади 48 квадратных километров.
Небо полное людей
Самолеты принадлежали органам гражданской авиации Молдовы и Беларуси. Первый летел из Челябинска в Кишинев. Второй рейс был из Ташкента в Минск и перевозил узбекскую футбольную команду "Пахтакор" и обычных пассажиров. Столкновение произошло по вине авиадиспетчеров в Харькове. Они неправильно рассчитали время, когда два маршрута пересекались.
Когда они поняли это, то попытались исправить свою ошибку: они приказали белорусскому самолету перейти на более высокий уровень. Но приказ выполнил не Ту-134, а Ил-62 - третий самолет, который находился неподалеку. Ответ его пилота был ошибочно принят за ответ Ту-134. Приближалась гроза, и радиопомехи были сильными, но это не спасло двух диспетчеров от уголовного преследования.
Они были приговорены к 15 годам лишения свободы. Только один отбывал срок в тюрьме. Другой повесился в своей камере в начале срока заключения.
Двойной огонь
В СССР трагедия Пахтакора имела большой резонанс из-за его гибели. Команда, находящаяся на пике своей игры, прилетела в Минск на очередной матч. Результаты расследования не были обнародованы. Но 20 лет спустя судья Леонид Чайковский, который вел это дело, признал, что пилот белорусского самолета был виноват.
Записи черного ящика показали, что экипаж отмечал присутствие на борту известных футболистов. Очевидно, все они выпили слишком много и пропустили приказ диспетчера. "Однако главным виновником этих происшествий всегда является авиадиспетчер, - говорит Виктор Прядка, генеральный директор компании Avintel Aviation Technologies Alliance:
"Система предупреждения столкновений в то время была неисправна и не предупреждала пилотов о приближающемся самолете. Кроме того, оборудование в центрах управления еще не позволяло отображать более точные данные о самолете, поэтому диспетчер не мог правильно зафиксировать высоту самолета. Но в любом случае пилот обязан следовать указаниям диспетчера. Таковы правила.