Тридцать четыре года назад 15 февраля последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. В качестве воинов-интернационалистов там проходили службу 38 представителей ветеранской организации вневедомственной охраны Татарстана Росгвардии. В их числе находился и старший прапорщик полиции в отставке Николай Михоношин.
Родился Николай Георгиевич Михоношин в Казани. После окончания средней школы два года работал слесарем-сборщиком на казанском авиационном производственном объединении имени Горбунова. В армию юношу призвали в ноябре 1983 года и направили в учебный центр Туркестанского военного округа, дислоцируемого в Ташкенте, для получения военной специальности - стрелок инженерно-саперной роты. Через четыре месяца обученный боец отправился в Афганистан.
Как и многие воины-интернационалисты, Николай Георгиевич не любит рассказывать о своей срочной службе в армии, но отдельные моменты комментировать не отказывается. «Рапорт об откомандировании в Афганистан написал по собственному желанию и 16 апреля 1984 года улетел в г. Шиндат. Там познакомился с двумя земляками - старослужащими. С одним из них - казанцем Олегом Романовым - впоследствии пришлось не раз встречаться, поскольку тот, как и я, тоже потом поступил на службу в органы правопорядка», - рассказывает ветеран боевых действий Михоношин.
Хорошо помнит ветеран и первый прилет в аэропорт афганской столицы. «Когда борт самолёта военно-транспортной авиации Министерства обороны доставил нас в г. Кабул, перед нами открылась такая картина: окружённый пустынными голыми горами аэродром, а на его территории - несколько бронетранспортеров, много военных, и Ми-24 «Крокодил» в воздухе повис. Обстановка, во многом напоминающая эпизод прибытия новобранцев на афганскую землю из знаменитого фильма Федора Бондарчука «9 рота». Выходя из самолёта, мы сразу услышали крики-команды: «Быстрей, быстрей, уходите со взлётной полосы!». Таким образом, первую команду на этой земле мы выполнили, чуть ли не бегом покинув взлётную полосу», - делится воспоминаниями старший прапорщик полиции в отставке. «После города Шиндат я нёс службу в провинции города Герат в составе 101-го мотострелкового полка, входящего в 5-ю гвардейскую мотострелковую дивизию. Провинция Герат представляла собой бескрайнюю зелёную зону. Под прикрытием "зелёнки" - обширных зарослей кустарника, садов и виноградников - моджахеды подбирались к расположению воинских частей, атаковали, грабили и жгли автоколонны, после чего словно растворялись в окрестных селениях. В боевых действиях полк участвовал, как в составе дивизии, так и самостоятельно: устраивали засады, поиски, организовывали сопровождение советских и афганских колон, обеспечивали доставку гуманитарной помощи в отдалённые кишлаки и раздачу местному населению горючего, продовольствия и одежды», - пояснил Николай Михоношин. В обязанности задачи его роты входили задачи по охране военных и стратегически важных объектов и вооружённое сопровождение автоколонн, когда четыре машины сопровождения пристраивались в колонну с военными и двигались с ней до места назначения.
За период службы в Афганистане, чужой стране со своими законами, рядовому Михоношину пришлось испытать немало. На его боевом пути встречались дружба и ненависть, героизм и трусость. Война поменяла каждого, считает ветеран. На вопрос, было ли страшно, он, не раздумывая, ответил: «Было по-всякому. Мы стреляли, в нас стреляли. Ощущение опасности и страха пришло не сразу. Кстати, родителей я сразу проинформировал об Афгане. Правда, в письмах сообщал, что все спокойно, теплый климат, природа красивая, но они все равно за меня переживали. Убедился я в этом, когда невольно сравнил две фотографии. На одной, отснятой за год до призыва, отец с матерью моложавого вида, а на присланной в армию, мама вся седая и отец осунувшийся», - продолжил воин-интернационалист Николай Михоношин. Как уточнил ветеран, поначалу он даже хотел остаться в Афганистане на сверхсрочную службу, но позднее тоска по Родине усиленно стала одолевать.
«Так случилось, что демобилизовали меня, вместо 17 января 1986 года, на две недели позже. Помню, прибыли мы с товарищами на аэродром для отправки домой и стали ждать вылета. А через какое-то время выяснилось, что наш самолёт ТУ-154 с новобранцами сбили моджахеды. После этого всех нас отправили на двухнедельную зачистку», - с горечью в голосе добавляет Михоношин.
По возвращению в родной город воин-афганец в течение семи лет трудился на заводе, а в 1996 году, по совету школьного друга, поступил на службу в отдел вневедомственной охраны при Московском ОВД Казани. Первая его должность в правоохранительных органах - младший инспектор охраны. В должностные обязанности молодого сотрудника входило предотвращение мелких хищений и краж с объектов промышленной зоны: территории ТЭЦ-2 и различных ремонтных организаций. Затем он был старшиной отдела. На пенсию вышел в октябре 2015 года после службы в дежурной части батальона УВО по г. Казани. В настоящее время старший прапорщик полиции в отставке Николай Георгиевич Михоношин работает в казанском филиале ФГУП «Охрана» Росгвардии. В свободное время ветеран занимается домашними делами, помогает супруге по хозяйству, облагораживает дачный участок. К сожалению, родителей Николая Михоношина уже нет в живых, но он находит радость в семье - жене, сыне и двух очаровательных внучках.
#росгвардия #Росгвардия_Татарстан #афганскаявойна #выводвойскизафганистана #казань