Пластиковые высотки в "Лужковском" стиле Дубая или архитекторам в Абу-Даби платят больше?
Архитектура - это бессмертие, попытка отставить след. Поэтому, на мой взгляд, архитектуру нашего времени нужно искать в ОАЭ. Именно с этой целью я в середине февраля 2023 года отправился в Дубай.
В детстве я был здесь с родителями и помню огромный строящийся город, который поразил высотой. Но это была короткая поездка из которой в памяти остались высокие строящиеся монолитные каркасы зданий.
Прошло почти 20 лет и я решил приехать снова, чтобы посмотреть памятник достижений нашего времени - самое высокое здание в мире башню Бурдж-Халифа (828 м).
Стиль девяностых
Не хочу показаться снобом, но я огорчился увидев Дубай. Здесь полно высоток сомнительного стиля - они напоминают торговый центр в Мытищах, только выше на 75 этажей.
Нет, это не поголовно, но есть такие районы, где архитектура совсем никакая. Эти здания банальны, линии простые и давят, выглядят громоздко, нет изящества и архитектурной пластики.
Можно спорить, но архитектура - это искусство, а в этих высотках просто нагромождение форм и переизбыток высоты. В этом плане пример условного ТЦ в Мытищах более чем подходящий, поскольку такое решение фасадов подходит для временных строений и офисов категории-В.
Здания огромны, идеи нет, искусства нет. Такое ощущение, что проекты делали те бессердечные люди, которые построили Наутилус в Москве.
Пластиковая архитектура, не живая, безыдейная.
Но так не везде, например район Бурдж-Халифы совершенно другой - здесь в форме есть идея, есть пластика и архитектурная выразительность.
Дубай - длинный город, проезжая по нему я четко вижу какие районы построены в 2000-е, какие в 2010-е, а какие сейчас.
Если в начале нашего века цель была построить высокие здания и удивить, то постепенно вектор стал смещаться в сторону более глубокого смысла - не просто удивить высотой, а построить архитектурный памятник, который поразит пластикой формы следующие поколения.
Это получилось - башня Бурдж-Халифа памятник достижений нашего времени: это пропорции, это математика в архитектуре. Здание грациозно, здание невесомо.
Здание соизмеримо по пропорциям с человеком, здесь нет ничего лишнего или спонтанного - все рассчитано и обосновано. Это классическая архитектура, оправданная и самодостаточная.
Это не те высотки, где проектировщик думал "вот тут окно, а сюда балкончик". Бурдж-Халифа - это пластика архитектурной формы и демонстрация инженерных возможностей нашего времени.
Абу-Даби
Этот город моложе, но сравнение неизбежно. Дубай и Абу-Даби это вечный спор, как между Москвой и Санкт-Петербургом, только в Абу-Даби хамство запрещено законом.
Панорама Абу-Даби лаконична и все подчинено единому стилю. Это современный город, который отражает актуальные идеи.
Если в Дубае мы часто видим простые прямоугольники, то в Абу-Даби видим природные линии, но рассчитанные математически.
Это не скругления ради скруглений, это пропорциональные отношения форм соизмеримые с человеком.
Древние Римляне и Греки разработали метод пропорционирования, который является мерилом в архитектуре. Это значит, что размеры и пропорции соотносятся с человеком.
Здания растут вверх, но прямоугольные коробки визуально давят, а ритмика окон высокого дома (окно-стена) заставляет наше зрение напрягаться, получается пестрота.
На примере панорамы Абу-Даби видно, что главное это форма и лаконичный фасад, который делает восприятие огромных высоток приятным и соизмеримым человеку.
(Если есть сомнения - посмотрите теперь на фотографии в начале статьи и увидите разницу)
Статьи по теме:
- Мебель, которая уродует интерьер
- Как обманывают подрядчики: замануха ценой
- Меня затопили соседи: как минимизировать урон
автор: Руслан Кирничанский
Я очень хочу, чтобы мои советы были полезны вам, а для того, чтобы быстрее всех получать новые статьи можно подписаться на мой канал "Дневник архитектора"
Вконтакте Facebook Youtube Instagram Telegram