Найти тему
Адам Куликов

Это paзpывaло Жукову сердце! НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА ВОЙНЫ советских и немецких солдат

Многие ошибочно думают, что На войне, как говорится, как на войне. То есть один солдат с необузданной одержимостью пытается убить другого солдата противника при любом удобном случае невзирая ни на что. Но это не совсем так. И на войне противники на протяжении всей истории находили общий язык, который называли негласными правилами на поле боя. Диковинный Парадокс. Сколь бы жестокой не была война, как бы не зашкаливала ненависть, случаются ситуации, требующие вежливого соблюдения военно-полевого этикета обеими сторонами. Эти негласные правила появились гораздо раньше Второй мировой войны.

О подобном писал в своей книге На Западном фронте без перемен Эрих Ремарк еще в Первую мировую войну. Вот одна интересная выдержка из его книги: Нам пополняют запасы патронов и ручных гранат. Нож такими осматриваем сами. Проблема в том, что у некоторых штыков на спинке лезвия есть зубья, как у пилы. Ничего себе элементы жестокости прусских оружейников. Беда в том, что если кто-нибудь из наших попадет в плен с такой штуковиной, ему не миновать жестокой расправы. Несколько месяцев назад мы нашли своих солдат, которые сдались в плен. У них у всех были отрезаны этим штык ножом, пилой. Уши арты и носы были забиты опилками. Судя по всему, они погибли от удушья этими опилками. Всех этих погибших мучительной смертью солдат объединяло одно: у них у каждого был именно этот штык-нож зубьями, как у пилы. С тех пор мы не используем эти штыки, а также отбираем их у новобранцев и взамен отдаем им обычные штыки.

-2

Именно благодаря подобным случаям на различных Войнах и появилась Женевская конвенция. В ней прописались все те самые негласные правила на поле боя при введении войны. Но далеко не всегда на поле боя соблюдались какие-либо конвенции. Один из главных идеологов фашизма Йозов Гибельс когда-то сказал: Я уверен в том, что ранить врага выгоднее убить. Убитый есть не просят, а раненого надобно спасать, лечить, платить пенсию. Раненый солдат - на излейший ущерб экономики врага. это одна из причин, почему пленных брали не все и не всегда. Во время Великой Отечественной войны были даже такие категории солдат, которых никогда не брали в плен. Например, для немцев ими были коммунисты, Комиссары, тувинцы и партизаны. Советские же воины не брали в плен солдат из подразделения СС, власовцев и других бойцов, перешедших на сторону врага. Но и здесь были перекосы. Бойцы Красной Армии зачастую ошибочно считали, что если в чёрной форме, то значит точно из Сс. Ну и расстреливали таких немцев, не слишком выясняя, Какие у кого знаки различия. Из-за этого под раздачу попадали не столько эсэсовцы, сколько Танкисты, а в конце войны и отправлены на берег моряки.

Были и иные причины жестокого отношения к пленным. Александр Васильевич Ткаченко в книге Взвод - это вовсе к атаке вспоминает о боях при освобождении от немцев Европы: Для первого эшелона плена и всегда большая обуза. И зачастую расстрелы их происходили не по причине жестокости наших командиров и солдат, не из чувства мести, А стихийно, по большей части во время самого боя, когда еще не ясна обстановка. И офицером, конечно же, не хотелось ослаблять свои подразделения, чтобы организовать конвой в тыл. Ведь Солдаты конвоев, как правило, быстро не возвращаются, и не потому, что не спешат в бой, а потому, что надо идти неизвестно куда, дать пленных, как положено. Еще один момент. Все мы знаем, что по поднявшим белый флаг обычно Не стреляют. Но в период Второй мировой известно множество случаев, когда это правило нарушалось. Например, широкую известность получила расстрел немцами и их венгерскими союзниками парламентеров от Второго Украинского фронта капитанов Миклаша Штайн, лица Ильи Остапенко. 29 декабря 1944 года они пытались провести переговоры о мирной сдаче немцами обреченного гарнизона Будапешта для сохранения города от разрушения и предотвращения бессмысленного кровопролития, несмотря на белый флаг, фашиста, расстреляли парламентеров Красноармейцев. Но лучше всего и на любом фронте работали солдатские негласные договоренности между соперниками.

Отправляясь на фронт, каждый новобранец знает точно, кто его враг И что с ним надо быть беспощадным. До фронта идейная накачка солдата действует неплохо, но после недели, месяцев в окопах ее сменяют более практические соображения. Если войска долго находятся на позициях, Солдаты противоборствующих сторон нередко начинают договариваться друг с другом. И тогда появляются так называемые неписаные законы войны. Неофициальные договоренности действуют, как правило, недолго, до первого приступа озарения, вызванного большими потерями и даже гибелью одного, но любимого товарища или командира. Итак, к одному из самых распространённых правил в годы Второй Мировой относился запрет стрелять по санитарам и похоронным командам. И это логично: гниющие на нейтралке трупы одинаково отравляют жизни обеим сторонам. С самого начала Великой Отечественной войны солдаты старались Не стрелять в противников, отправлявших естественные надобности, конечно, а чтобы не вызвать ответного огня. В подобной ситуации в окопах и так тошно. Но самое интересное происходило, когда на нейтральной полосе оказывался какой-нибудь брошенный Хуторок, погреб или склад, которому противники совершали вылазки за чем-нибудь полезным в солдатском быту. Здесь между собой договаривались Солдаты, противники, чтобы стычек не было или командования не прознало.

В 1944 году в Венгрии Был случай. Оборона советского стрелкового батальона тянулась по западным скатам холмов, обсаженных виноградниками. Везде внизу виднелись винные погреба. Старший лейтенант Кокарев сразу же ввел всех в курс дела вновь прибывших солдат. В погребах полно вина, будет обидно, если оно пропадёт. Поэтому делаем по договорённости с противником. Так: до 24: 00 их посещает наш батальон, А после 24: 00 - немцы. И ночью никакой стрельбы, всё должно быть тихо и мирно, - инструктировал командир. И правда, ночью на нейтральной стояла поразительная тишина. Только иногда вдали поскрипывал снег под ногами солдат, отправившихся за вином. Не немцы, не мы, установив это негласное соглашение, не нарушили его ни единым выстрелом. Но устоявшихся и относительно спокойных участках фронта обычно договаривались Не стрелять по водоносам, если обе стороны страдали от нехватки питьевой воды. Ну, пока командира рядом нет. А если он приходил и приказывал Открыть огонь, то старались промахиваться, иначе потом тебе самому ответят пулей.

Кстати, похожие договорённости случались и во время чеченских войн на Кавказе. Уже в наше время снайперы стоят отдельного упоминания. Снайперы - главные герои добрый половины военных фильмов, наверное, вторые после лётчиков. Однако в реальности в армии их традиционно очень не любят, А если они попадают в плен, то пощады ждать не приходится. Казалось бы, ну что такого особенного, ведь любой солдат стреляет. Тем не менее, появившиеся в годы Первой Мировой снайперы сразу оказались ненавистны всем, даже своим. Для Пехотинцев была отвратительно сама Мысль о том, что некто не ходит в атаки, а в сравнительно спокойные периоды между столкновениями сидит где-то в укрытии и исподтишка Выслеживает их, как дичь на охоте. Сами-то они убивали в горячке Боя без выбора, а этот выбирал свои жертвы. Кроме того, действия снайпера часто приводили к ответному шквальному обстрелу окопов, артиллерии противника В разгар Великой Отечественной.

Воевавший В 1943 году в Сталинграде Советский офицер Сергей Левицкий охарактеризовал причины особого отношения к снайперам так: Снайперов, попадавших в плен, уничтожали на месте и без лишних церемоний. Солдаты ненавидели их. Им случалось бывать под пулемётным Огнём и артиллерийским обстрелом, прятаться от осколков. Каждый ходил в штыковую атаку и вступал в рукопашную солдатами противника. Но никто не мог спокойно думать о том, что какой-то гнусный тип специально берёт его на мушку и пристрелить втихомолку. Американский генерал Омар Нельсон Брэдли также давал понять своим подчиненным, что законы обращения с пленными к снайперам Вермахта не относятся. Сидит себе Снайпер, постреливает и думает, что потом спокойно сдастся. Так не годится, Это нечестно. Такое отношение к снайперам, что армейским, что из состава Дрг диверсионно-разведывательная группа сохраняется и поныне.

Ну и напоследок хочется отметить, что многие из описанных выше пунктов военного кодекса кажутся интуитивными, А таких вещах договариваются даже дети, играя во дворе в войнушку. На самом же деле на формулировку и принятие иных законов уходили годы и тысячи часов умственного человеческого труда. И уже сегодня становится понятно, что этот процесс явно не завершён. Современной войне со всё более активным применением беспилотников наверняка возникнут новые и неизведанные моральные конфликты правил придумывать.