Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
– французский писатель Франсуа Ларошфуко.
Эта цитата достаточно точно описывает отношение человека к смерти. Уход из жизни остается самым загадочным и мистифицированным явлением, которое влияет на культуру, искусство и традиции народов всего мира. Поскольку смерть нельзя ясно представить, она становится загадочной и неощутимой, сравнимой с чувством опустошенности или бессилия. Однако осознание собственной неизбежной смертности объединяет всех живых людей по всему миру. Это ощущение посещает каждого в определенный период жизни. Но если мысли о смерти доставляют дискомфорт обычному человеку, то для философов – это неотъемлемая часть работы, которой они отдают львиную долю своего времени. Разбираемся как философы античности и средневековья рассуждали о смерти и как их научные труды могут быть полезны человечеству сегодня.
Античность
Согласно учениям Платона весь мир делится на две категории: идеи и вещи. Идеи не имеют временных ограничений, они вечны и неизменны. Мы познаем их разумом. Вещи же доступны только на уровне чувств и являются лишь тенями идей. Во время смерти душа освобождается и приближается к миру идей, за счет чего и постигает истину. Исходя из этого смерть – это освобождение, которое является благом для человека. В античные времена считалось, что смерть – это иллюзия, по факту же тело похоже на темницу из которой душа перемещается на свободу. Философ Эпикур считал, что смерти не нужно бояться, так как при жизни человек не может ее постичь, а значит и страх перед ней не имеет смысла. В стоицизме (другой философской школе) смерть трактуется как прекращение любых физических и эмоциональных ощущений. Смерть сама по себе не связана со страданием и становится логичным естественным окончанием жизненного пути.
Средневековье
В средневековье к смерти относились совсем иначе. Знаменитые сюжеты в искусстве называются "пляской смерти". Философия говорит о равенстве всех живых людей перед смертью и ее неизбежным наступлением. В эту эпоху в Европе людей хоронили вместе с другими умершими, а кладбища располагались на центральных площадях. Считалось, что душа нетленна и о ее спасении нужно думать в большей степени.
Все эти философские рассуждения свидетельствуют о том, что смерть позволяет человеку чувствовать конечность собственной жизни и продвигает идею об уникальности человеческого пути.