Мало кто из нынешнего поколения знает, что такое кривой стартер. И, даже увидев этот чудный технический прибор и взяв его в руки, вряд ли поймут, что это такое и что с этим вообще делать. Но мужчины более старшего поколения сразу вам ответят : это кривой стартер.
Изначально, когда в конце 19 - начале 20 века появились автомобили, запуск двигателя осуществлялся только с помощью кривого стартера, так как электросистема автомобиля не предполагала наличия электростартера. И только в 1911 году Чарльзом Кеттерингом был получен патент на электростартер и в автомобильной промышленности произошел прорыв, в результате которого на автомобилях начал массово применяться электростартер.
Но появление электростартера не означало полное вытеснение из эксплуатации кривого стартера. Зачастую эксплуатационная надежность стартеров, аккумуляторных батарей и электросистемы автомобилей была далека от совершенства, поэтому приходилось пользоваться старым добрым кривым стартером.
До самого недавнего времени на некоторых автомобилях было две системы запуска: электростартером и с помощью мускульной силы. На некоторой военной технике также присутствует возможность запустить двигатель вручную.
Во времена СССР кривым стартером активно пользовались владельцы классики:
ВАЗ 2101, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103, ВАЗ 2106, ГАЗ 21, ГАЗ 24, Москвич 408, Москвич 412, Москвич 2140, водители автомобилей УАЗ, грузовиков ЗИЛ и ГАЗ.
Автомобилисты-старожилы из СССР еще помнят, что если разрядился аккумулятор и нет возможности завести авто с толкача, то вполне посильно запустить мотор, применив кривой стартер, руки и некоторые знания и сноровку. Недаром водители славились крепким рукопожатием. Конечно, этот процесс нельзя назвать легким и простым, но если система зажигания и топливная система настроены правильно, а на улице не 20-ти градусный мороз, то за пару-тройку движений мотор запускается.
Итак, как запустить мотор кривым стартером, пошаговая инструкция:
-поставить рычаг КПП в нейтральное положение, включить ручной тормоз
-закрыть воздушную заслонку карбюратора( вытянуть подсос)
-несколько раз нажать на педаль акселератора, чтобы ускорительный насос распылил топливо во впускной коллектор
-включить зажигание
-в зависимости от автомобиля и мотора начать энергично прокручивать рукояткой двигатель, пока он не запустится.
ВАЖНО:
-при прокручивании рукоятки стартера держать его правой рукой так, чтобы все пальцы руки находились с одной стороны(открытый хват), так как возможен обратный удар, который может повредить большой палец, если держать рукоятку закрытым хватом.
-для начального положения стартера обычно выбирается начало такта сжатия в одном из цилиндров. Это можно почувствовать, когда усилие на ручке начинает нарастать. В этот момент нужно как можно резче прокрутить двигатель.
Неоднократно приходилось пользоваться кривым стартером самому на своем Москвиче 412, много раз он выручал, как зимой, так и летом. Сначала, конечно, никак не получалось запустить мотор, но после многократных попыток, имея определенный опыт в этом деле, теперь я делаю это абсолютно не напрягаясь.
Вроде бы пережиток прошлого из СССР, но до сих пор он лежит у меня в багажнике в моем Москвиче на «всякий случай» и, если нужно, выполнит свою задачу.
Большой страны уже не существует, но автомобили, произведенные в СССР, до сих пор колесят по просторам России и бывшего СССР, напоминая нам о прошлом. Всегда, когда вижу на дороге советский автомобиль, провожаю его взглядом, пока он не скроется из виду среди современных бездушных железных повозок.
Напишите в комментариях, что знаете о кривом стартере и его применении? Возможно, вы видели когда-то в детстве, как кто-то эпично пользовался им?