Найти тему

«Место встречи изменить нельзя» - пик творчества Высоцкого как актёра и Говорухина как режиссёра

Советский пятисерийный фильм снимался в 1978-1979 годах по роману Георгия и Аркадия Вайнеров «Эра милосердия». Съёмки проводились в Одессе (павильонные) и Москве (натурные). Премьерный показ картины приурочили ко Дню милиции, и состоялся он на Центральном телевидении 11-16 ноября 1979 года.

Владимир Высоцкий возрастом далеко ушёл от книжного Жеглова. Тому было всего лет 25, тогда как Владимиру Семёновичу – 40. Рост тоже не совпал, высокорослым атлетом актёр не был. Но темперамент и малейшие детали (мимика, жесты, взгляды, интонация) не оставляли у зрителя ни тени сомнения в том, что перед ними начальник отдела по борьбе с бандитизмом.

С актёром на роль Шарапова было сложнее. В пробах участвовали С. Никоненко, С. Садальский, Е. Леонов-Гладышев, Ю. Шлыков, А. Курепов, С. Иванов. Высоцкий предлагал своего друга И. Бортника. Но выбор пал на Владимира Конкина. Говорят, не обошлось без настоятельной рекомендации украинского киноруководства: фильм снимался Одесской киностудией, а Конкин был заслуженным артистом Украинской ССР. Так или иначе, но с ролью он справился. Хотя многие критики и утверждают, что интеллигентными манерами он не очень был похож на прошедшего войну разведчика. Да и на фоне Жеглова несколько потерялся.

Владимир Высоцкий часто исполнял свои песни в фильмах, где снимался. Хотел спеть и здесь, и даже написал песню. Но как ни уговаривал Говорухина, тот категорически запретил. Ему было важно, чтобы зритель на экране видел Жеглова. А не популярного исполнителя своих произведений в гриме. В итоге разрешил спеть про лилового негра из романса Вертинского, да и то не под гитару.

Банда «Черная кошка» действительно существовала, её прототипом служила банда Ивана Митина из подмосковного Красногорска. Это были настоящие оборотни, поскольку из 12 участников преступного сообщества двое были курсантами военного училища, а восемь – работниками оборонного завода. Банда совершила 28 разбоев, убив при этом 11 человек. Орудовала несколько лет, наводя страх на население. Ликвидировали её только в феврале 1953 года.

Черновой вариант фильма содержал семь серий. Чиновники из Гостелерадио потребовали сократить. В результате многие эпизоды были вырезаны. Один из них умышленно. Сначала в начале фильма хотели показать, как при форсировании Днепра Левченко выносит на себе раненого Шарапова. Актёр Павлов при съёмках заработал даже воспаление лёгких. Но Говорухин, подумав, отказался от этой сцены. Она убила бы интригу в последней серии, когда Шарапов внедрялся в банду.

Дублёрам не раз пришлось подменять актёров или их действия. Причём речь не всегда идёт о каскадерах. Например, ни Высоцкий, ни Куравлев в бильярд виртуозно не играли. Выручил мастер игры одессит Владимир Иванов. Прибегли к монтажу: били по шарам актёры, а шары влетали в лузы после ударов Иванова. Или игра Шарапова на пианино. В кадре – руки музыкального редактора фильма Галины Бурименко

-2

Станиславу Говорухину часто приходилось отлучаться. На это время он оставлял за себя Высоцкого, наделив функциями режиссера-постановщика. Владимир Семёнович самостоятельно снял сцены с погибшим Васей Векшиным, допрос Шараповым Груздева, опознание Фокса. Манера съёмки и подготовки к ней были разными. Если Говорухин предпочитал неспешный и даже вальяжный процесс, то у Высоцкого на площадке царила военная дисциплина. Расслабиться он не позволял никому. Поэтому вся группа ждала возвращений Говорухина как манны небесной.

Варя, возлюбленная Шарапова, в романе «Эра милосердия» погибает от рук бандитов. Худсовет свершиться этому убийству не дал, чтобы не делать концовку слишком трагичной и не огорчать советского зрителя (вот за это большое спасибо!). Разрешили только застрелить Левченко.

Несмотря на огромную популярность, фильм не получил ни единой кинематографической награды. Даже на состоявшемся в 1980 году в Ереване Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов. Там участвовало 20 фильмов, и наград было больше, чем номинантов. Единственной картиной, которая не получила ни одного приза, была «Место встречи…». Видимо, зависть к грандиозному успеху картины у членов жюри зашкаливала. Создатели картины удостоились почётных грамот МВД. А Владимира Высоцкого за роль Жеглова посмертно удостоили Государственной премии только в 1987 году.

Фильм помнят и любят. Каждый просмотр неизменно собирает зрителей. Многие фразы стали крылатыми и ушли в народ. А главные герои в виде скульптурной композиции навечно «прописались» на Петровке, 38.

-3

Фильм «Офицеры» стал одним из любимых у зрителей нашей страны

«17 мгновений весны». Немного из истории картины