Долгожданная развязка увлекательной истории. Вечная война людей, раскручивание правды, наивности и цирк. Не лучший и не худший финал.
Здравствуй, дорогой читатель!
«Атака титанов» стала поистине знаковой вещью. Не в последнюю очередь успеху франшизы поспособствовали отличные три сезона аниме-адаптации от студии WIT. Однако последняя объявила, что не будет снимать финальную часть манги, адаптацию которой взяла на себя небезызвестная MAPPA («Человек-бензопила», «Магическая битва», ремейк Дороро и др.). Любезно разделившая финал аж на четыре части (первые две вышли сезонами по 16 и 11 серий в 2021 году, заключительная глава в формате двух часовых спешлов полностью вышла только в нобре 2023 года) на радость зрителям, отчего к примеру мне пришлось залезть в последние 10 глав манги, чтобы воочию увидеть финал истории. Опуская сложности, с которым пришлось столкнуться студии, вынужденной работать с проектом в давящих условиях, каким же сюжетно вышел финал «Атаки титанов»? Удалось ли развить историю в качественно новом, после финала третьего сезона, ключе, ввести и толком раскрыть новых действующих лиц? Какую форму по итогу приобрело ключевое противостояние истории и во что оно вылилось? Об этом и не только в статье.
Важное предупреждение: даже описание завязки финальной части АТ содержит критические спойлеры к первым трём сезонам.
Итак, начали!
1. В продолжение сюжета.
Студия: MAPPA. Годы выхода: 2020-2021 (первая часть финала), 2022 (вторая часть финала), 2023 (третья часть финала). Средневзвешенная оценка за три части: 8,9 (взяты сайты Shikimori и MAl; всего голосов 657180); личная оценка: первой части – 7,7, второй части – 7,05, третьей части (включая финал манги) – 7,2.
В конечном итоге Эрен с выжившими товарищами из Разведкорпуса добрались-таки до подвала Гриши Йегера и узнали всю правду о своей стране, занимающей остров Парадиз, который так мал в сравнении с континентом по соседству, на котором владычествует Марлийская империя (карты с указанием того, откуда на Парадиз готовилось нападение, прилагались), точащая зуб на островитян – непокорённых эльдийцев, предки которых своим умением обращаться в титанов воспользовались для обретения господства на континенте. Разумеется, Марлия, использующая эльдийцев, оставшихся на материке, в качестве уже своей титанической военной силы, делает это во благо и ради исторической справедливости: она сама так говорит! Благо, после той бойни с Колоссальным и Бронированным титанами почти четыре года была тишь да гладь, позволившая Парадизу встать на путь индустриализации, причём в сталинских сроках.
Но мир не мог длиться вечно: рано или поздно кто-то нанёс бы первый удар. Им стал Эрен, обрётший способности Атакующего титана и развоплотившийся прямо в центре одного из эльдийских гетто в Марлии (да-да, марлийцы их ещё и жёлтыми метками снабжают, а те и рады, ведь справедливость да восторжествует!), устроив там погром. После чего даже видимость не войны поддерживать невозможно и армии людей и титанов с обеих сторон готовятся к новому витку противостояния. Каким же он окажется? Так и начинается подлинный финал Атаки титанов.
1.2 О том, что до сих пор отлично.
Прежде всего, удалось показать в глобальном плане мотивацию враждующих с Парадизом стран: в основном, Марлии. В конце концов, до проигрыша в далёкой войне титанов и ухода короля Фрица на Парадиз, Эльдия веками угнетала Марлию, основываясь на обладании орудием превосходства в лице титанов. Разумеется, вполне логично, что подчинив большую часть эльдийцев, марлийцы начали им систематическую промывку мозгов, убеждая их в собственной неправоте, одновременно с этим угнетая (историческая справедливость, она такая – месть за преступления далёких предков ни в чём не повинным потомкам) и цинично используя их способности обращаться в титанов (включая особенных, тех, что королевской крови), дабы уже самим господствовать на материке. Естественно, само существование Парадиза, где по слухам прям в стенах заточены сотни Колоссов, для Марлии перманентная угроза, уничтожение которой лишь вопрос времени. Именно как абстрактное империалистическое государство с его прагматизмом, цинично прикрывающееся историей для оправдания собственной экспансии и обладающее сильной пропагандистской машиной, видной на примере практически любого из эльдийцев с континента, Марлия показана отлично.
Разумеется, куда большее сопереживание (за счёт того, что большую часть аниме мы наблюдали именно с их точки зрения) вызывает население Парадиза, которое о мушке, нацеленной прямо в лоб, причём от казалось бы, таких же людей, узнаёт очень поздно (в самом конце второй части третьего сезона) и у которых практически нет времени на раскачку. И пусть тут пятилетка за три года, за счёт ранее выстроенного сопереживания это допущение прощается. Более того, хоть на Парадизе и есть мощнейшее на данный момент оружие в виде Колоссальных титанов, развитие технологического прогресса позволяет творению рук человеческих сравняться и с этой некогда недосягаемой махиной, что неплохая аллюзия на созидательную деятельность людей, позволившую им стать менее зависимыми от сил природы.
Иронично, но на том же Парадизе по итогу оказалось больше плюрализма мнений: если на континенте подавляющее большинство искренне ненавидело островитян, то вот среди них самих до поры до времени были сильны и соглашательские настроения. А были и т. н. йегеристы, что воодушевились рейдом Эрена в марлийское гетто и начали призывать к прямому столкновению с Марлией (забегая вперёд, мотивация их, а особенно их лидера Флока, была мне понятна до конца). Не стоит забывать и об особистах навроде Зика с его третьим планом (довольно идиотским, но какой уж смог придумать) по окончательному решению эльдийского вопроса. А ведь есть ещё и иностранные партнёры парадиза (речь про Хизуру, местный аналог Японии), которые в обмен на помощь с модернизацией получили концессии на разработку залежей полезных ископаемых, что есть только на Парадизе.
Именно это хитросплетение различных интересов, подчас несовместимых, и позволяет оставить накал интриг, предательств и неожиданных сюжетных поворотов на уровне первых трёх сезонов, в чём-то даже превосходя их, ведь если ранее у людей Парадиза внешним врагом были неразумные титаны, а внутренним они сами, то теперь внешний враг сменился на грозную силу, противостоять которой в одиночку крайне сложно. Однако же и внутренние противоречия никуда не делись! Так, разделение людей проходит не только принципу разных государств, но и разных мнений внутри одной страны. Самым же захватывающим противостоянием оказывается именно конфликт между странами, который наглядно показывает всю пагубность пути роста взаимной ненависти, свернуть с которой в определённый момент оказывается просто невозможно. И скажу честно, будь финал Атаки титанов именно таким, сказом о взаимном шовинизиме Парадиза и Марлии, что довела мир до точки невозврата, за которым лишь поступь колоссальных титанов, уничтожающих сильнейшие флоты мира в секунды и стирающие в пыль столетиями возводимые города, он оказался бы действительно к месту. Пусть и жестоко, примером от противного, была бы показана важность диалога и тот горький факт, что есть вещи, которые изменить мы с определённого момента уже не в силах.
1.3 Отсутствие меры, губящая всё наивность и Атака Роялей.
Теперь о том, что вышло в Финале Атаки на самом деле. Далее будут спойлеры, а местами и негодование.
Однако начать стоит всё же с более мелких вещей: в частности, с того, что лично мне так и не удалось сопереживать никому из новоявленных марлийцев, а тем паче эльдийцев с промытыми мозгами, которые в абсолютном своём большинстве вели себя как ватники навроде Серью Юбикитас и лишь у нескольких из которых это отношение впоследствии сменилось. Притом из марлийцев ввели только одного персонажа (и то третьестепенного), сопереживания к которому также не будет, хотя и понимание его действий до поры до времени есть.
Когда же автор начинает показывать историю тех, кто осознал всю ложь пропаганды и разглядел в островитянах людей, выходит чудовищное нагромождение роялей и счастливейших совпадений, как-то: побег на дирижабль до Парадиза, слив отличного персонажа первых сезонов ради того куска невменяемой агрессии, попадание в тюрьму, побег из неё и т.д., сопровождаемое речами про ненависть, ненависть, ненависть к этим дьяволам. Совершенно неожиданно, что даже когда происходит осознание человечности противника, к подобному существу сопереживания оказывается на нуле. Втройне забавно, что речь тут не о Райнере, чья шизофрения, заявленная ещё во втором сезоне, так ни на что и не повлияла и, по-видимому, была добавлена для пожалейки. В обоих случаях наблюдал я за этим с тоскливым раздражением и неприязнью. Простой же люд с Парадиза, после распада группировки Гриши, боровшейся с Марлией, так и не создал второй такой же, отчего ощущается лишь скотом, ждущем очереди на убой с таким же уровнем сопереживания.
По-настоящему же больно становится, когда ни с того ни с сего ломают все установки основным героям первых сезонов (речь про Микасу, Армина, Ханджи, Леви и Ко) и заставляют их с нихрена объединиться вместе с остатками марлийцев против решившего устроить Гул Земли Эрена. В этом плане я могу понять противостоящих им до конца йегеристов и особенно их лидера Флока, бросившего заветные «Если мы их отпустим, они вернутся мстить». Именно! После прохождения точки невозврата у обеих сторон оставалось лишь полное уничтожение противника, дабы исключить угрозу с его стороны, к чему автор и вёл, осознанно или нет, с того самого момента, как зритель открывает для себя Марлию. Я уж не говорю про то, что жители Парадиза сотню лет не могли выйти из-за своих стен, потому что на самом деле это Марлия ссылала туда людей, обращённых в титанов, а ключом к событиям первого сезона послужило то, что туда забросили трёх особых титанов, которые проломили одну из стен и обрекли, напомню, треть населения Парадиза, на смерть.
Однако местных наивных идеалистов, поставивших судьбу чужих стран выше собственной, всё это нисколько не смутило и они, вначале ещё и доверяя Эрену, когда тот не раскрывал мотивов своих действий и формально был в союзе с Зиком и уже его охренительном, в плохом смысле, плане по нестояку у эльдийцев (а тупой эльдийский скот неча спрашивать), уже затем, увидев методы спасения Эреном Парадиза, решают слить некогда товарища. Самому Эрену, к слову, сопереживания остаётся значительно больше, ибо веришь, что ещё не так давно простой импульсивный подросток, получивший силу Атакующего титана (и ещё возможность прыгать по времени, хотя введя последнее, автор сильно усложнил себе задачу по объяснению происходящего), не придумал иного решения, кроме как силой разрубить сей узел противоречий. Чего не скажешь про людей, заделавшихся спасателями мира, которых этот самый мир за людей не особо считает. Такое ощущение, что автору пришлось по каким-то причинам на ходу менять историю, насильно воткнув посыл о всеспасении и всепрощении, в обстоятельства, в которые этот посыл не вписывается.
Собственно, начиная с этого момента Атака титанов перестаёт быть серьёзной военной историей и становится нашпигованным костылями и роялями цирком, который даже Флок с Эреном спасти не в состоянии. Оно и понятно, ведь сценарий сильнее, а значит, что бывших соратников по разведкорпусу ренегаты с парой титанов из Марлии разнесут на раз-два, доберутся до спасительного летучего драндулета и полетят на нём бомбить Эрена, обретшего финальную форма Титана-Прародителя. Попутно добавляя «по мелочи» выяснения отношений по пол-серии за совместным поеданием супа (иронично, если суп был с картошкой) или же подрыв военного поезда партизаном в лице ушедшего на пенсию дедка (!), который затем вместе с маршалом Марлии без помех проникает на дырявую шлюпку важнейший и единственный боевой крейсер Парадиза (!!) и подрывает его (!!!). Забавно, что хотя даже в искажённом варианте мысль о необходимости договариваться ещё смотрится сносной, но так ужасно лажает реализация, начиная от переобувания персонажей, внезапно становящихся бессмертными (на секундочку речь про АТ, которая могла ввести в заблуждение мнимой смертью Эрена в начале!), заканчивая перечисленным выше цирком.
1.4 Собственно о финале (со спойлерами!).
В окончании манги принципиально ничего не поменялось (не считая последней главы) и весь любимый нами бред присутствует. Тут и тупейший слив Ханджи, что в аниме за счёт постановки, визуала и аудиоряда этот момент сгладалили как могли, но стоит задать хотя бы простой вопрос навроде «а почему она не сгорела от жара колоссов» как всё тут же развалится. Да и в целом надо отдать должное первой овашке, которая за счёт отличного экшона и демонстрацией апокалипсиса позволяет проникнуться происходящим и местами даже немного сглаживает углы манги. Однако возвращаясь к манге... цирк и не думает прекращаться: есть летающий титанический рояль в кустах (и это не я его так назвал, а сами персонажи!), Зик, коего Эрен обдурил, сидит и лепит куличики в пространстве древа Имир (вот это нагнетание!), Эрен зовёт к себе поговорить, чтобы сказать, что ему говорить не о чём, Армина насилуют какой-то тентаклей, а в 138-й главе делают какую-то уж совсем кривую отсылку к поцелую Саломеи (что-то на уровне финала Школьных Дней в плане притянутости за уши).
Но Бог с ним, оставим реализацию и перейдём к пресловутому вопросу цены за свои деяния: хоть кто-то из непобедимого (спасибо автору) отряда заплатит за свои ошибки, предательства, убийства бывших товарищей, да в конце концов, за саму цену становления титаном (напомню, что по лору спустя 13 лет после обращения в титана королевской крови носителя ждала смерть)? Нет. Абсолютно за все ошибки и действия, как свои, так и чужие, уплачивает сам Эрен и больше никто. Остальные же выживут во всём происходящем аде и даже после будут мирно попивать чаёк и гулять по оставшимся городам (кстати, в глобальном плане всё же скорее победил Гул Земли, ведь 80% населения континента оказалось уничтожено). На логичный вопрос «и какого фига Эрен им позволил выжить?» (ибо будь в Атаке соблюдён баланс сил, Титан-Прародитель сожрал бы остальных и не подавился) даётся ответ в последней главе и... ох честно, подобное прикручивание того, что удобно автору, ещё поискать надо. Опять же, насильная ломка характеров героев и их мотиваций в угоду сценарию с определённой поры становится, увы, неизменным атрибутом Атаки титанов. Рассчитывать же на то, что вторая OVA, вышедшая в ноябре 2023 года, не стоит: кроме некоторых мелких деталей и парочки сцен ничего не изменилось: весь ключевой и задуманный Исаямой посыл финальной арки и её структура адаптация передала чуть ли не в идеале. И в этом-то и проблема.
2. Изменения в персонажах и новые герои.
Атакующий Титан, он же Эрен Йегер – получив силу одного из девяти титанов, Эрен получил и их воспоминания (и память из собственного будущего вдовесок), тяжким бременем легших на его психику. Посему он разочаровался в так манившем его внешнем мире и ради обретения уже личной свободы, заложником которой он стал (сия идея о несвободе подана, кстати, неплохо), а также для спасения Парадиза и решил прибегнуть к активным действиям. И даже в этом случае его терзала совесть за пострадавших гражданских, но выхода из патовой ситуации он совершенно логично не усмотрел.
Микаса Аккерман – кроме изменений во внешности (стала более мужественной, иначе ведь не выжить в сём суровом мире), всё так же хорошо оказывает Эрену всяческую поддержку во всех его начинаниях, до поры до времени раболепно следуя за ним. Однако затем начинает сомневаться (благодаря самому Эрену, пытавшемуся Микасу от себя отдалить): а точно ли истинны её чувства и помыслы? И по иронии судьбы, девушка, больше всех любившая Эрена, присоединяется к охоте на него и даже участвует в бою с ним, играя самую важную роль (Микаса же). Пожалуй, заслуживала явно большего счастья в любви, нежели то, что ей уготовил финал, хотя и там тоже с определённого момента события повернуть вспять было нельзя.
Армин Арлерт – продолжает бороться с нерешительностью и становится более мужественным (особенно внешне), берёт с горем пополам на себя командирские обязанности, но по сути своей не меняется. Как он прежде всего предпочитал уговоры действиям, таким он и остался до самого конца.
Ханджи Зоэ – отчасти испытывает те же проблемы, только в ранге командира Разведкорпусом, на посту которого она сменила героя Эрвина. В конечном итоге объединяет горстку ренегатов и становится во главе отряда по спасению мира. Но даже так к ней остаётся сопереживание до самого конца.
Леви – оказался подвинут событиями на второй план, играя в основном роль бойца (а получив в определённый момент ранение, и вовсе не играя роли). Имел собственный мотив сразиться с Прародителем, ибо мечтал отомстить Зику и его Звероподобному титану.
Райнер Браун – каким-то чудом излечился от раздвоения личности, ибо в финальных сезонах оно нигде не фигурирует и только лишь раскаяние за свои же поступки, обман тех, кто стал товарищами, осознание убийства людей (а не дьяволов) оправдывает его сценарно. Сопереживания, впрочем, никакого, ибо кроме участия в финальной битве, особо ничего Райнер и не сделал для подкрепления слов делом.
Анни Леонхарт – вернулась из четырёхлетней комы в кристалле, в которой пролежала с конца первого по финальный сезон. Поскольку изначально соглашалась на участие в спецоперации по зачистке Парадиза дабы затем вернуться к отцу, от участия в финальной бойне отказывается. Есть намёки на её чувства к Армину, которые толком никуда не ведут.
Флок Форстер – единственный выживший в легендарной атаке Эрвина в конце третьего сезона. Как оказалось, эти события отразились на простом разведчике сильно: для защиты того, что они тогда спасали с Эрвином от титанов он и присоединяется к йегеристам, становясь лидером их фракции. Внешний мир, что неудивительно, ненавидит также, как и они его, ожидая, что логично, именно агрессии с их стороны. Действует Флок согласно лозунгу «Парадиз превыше всего», совершая далеко не всегда правильные поступки и с потерями мирного населения не считающийся; на граждан Марлии ему откровенно плевать. Однако поскольку мотивы его тверды также, как и воля, а иных реальных путей (отбросив все розовые очки) к разрешению конфликта не оставалась, сопереживание ему выпадает немалое. Один из самых ярких персонажей финала.
Зик – сын Гриши Йегера и сводный брат Эрена, носитель звероподобного титана, что в первых сезонах попортил шкуру разведкорпусу, а в конце концов, задумавший свой идиотский вариант решения всех проблем, в котором немалую роль отвёл Эрену (хех) и мужиковатой Елене. Развил в Звероподобном неплохой навык, основанный на его детской любви к бейсболу.
Фалько Грайс – один из кандидатов на получение силы Бронированного титана от Райнера. Хотя вырос на такой же пропаганде, как и остальные эльдийские дети с континента, попав волею судеб на Парадиз, удивительно адекватно реагировал на происходящее, адаптируясь к нему. Также сыграет свою роль в финале истории (в основном, рояльную).
Габи Браун (CV Аяне Сакура, увы) – ещё одна кандидатка на Бронированного. С промытыми до основания мозгами орёт о своей ненависти к островитянам, притом что конкретно ей до рейда Эрена они вообще ничего не сделали и сделать не могли. Искренне гордится своей службе «родине», что в открытую об неё вытирает ноги. Обладательница сюжетного бессмертия, ведь именно чрез её троп показано, как изменяется восприятие человека, столкнувшегося с правдой, однако поскольку львиную долю уделённого Габи времени она исступленно ненавидит Парадиз и даже когда воочию знакомится с ним, до неё вообще не сразу доходит, что она имеет дело с людьми, то и сопереживания по понятным причинам никакого. Ну и пресловутое осознание также остаётся словами, ведь даже к финальному бою она усилий не приложила.
На своих местах остались и Жан (хотя поперву в новой рисовке узнать его тяжко), Конни, Хистория Райсс (и к сожалению новой королеве Парадиза настолько не уделят времени, что аж городятся теории о зачатии ей ребенка Эреном); появятся Онянкопон (для политкорректности и ещё одного выражения идеи, что не только страну надо защищать, но и всю цивилизацию), Пик Фингер, маршал Тео Магат и др. Однако роль их либо оказалась невелика, либо сами новые герои вышли блеклыми.
3. Анимация, саундтрек.
Поскольку аниме-адаптация перешла от Витов к Маппам, то следовало ожидать изменений в рисовке. И в плане чардиза первых превзойти они так и не смогли: даже с учётом того, что по сюжету прошло пять лет, некоторых героев новая студия, на мой взгляд, буквально лишила своего шарма (в основном, Микасу). Также не лучшим решением стало сделать всех титанов 3D-шными (у Витов только в третьем сезоне таким стал Колоссальный), отчего восприятие схваток поменялось не в лучшую сторону. Впрочем, постепенно к этим моментам привыкаешь (да и студия вполне работала над улучшением качества картинки), так что первая часть финальной овашки смотрится уже довольно бодро в плане визуала.
Саундтрек же по основной части аниме если и изменился, то незначительно. Исключением стали опенинги с эндингами, где лишь один (эндинг первой части финального сезона) действительно понравился. Также стоит отметить песню, звучавшую в битве Ханджи в первой овашке, что также вышла весьма добротной. И Linked Horizon, спевших в титрах второй овы: они на мгновение перенесли меня в чудную пору первых сезонов, когда я искренне верил, что история выйдет отличной от начала и до конца... В остальном же саундтрек средний.
4. По итогу.
Атака титанов как история проделала немалую метаморфозу: начинаясь как постапокалиптика в антураже Нового времени с людьми и титанами, она переросла в некий серьёзный, по задумке, военно-политический триллер о том, до чего может довести взаимная ненависть и непринятие без попытки диалога. И остановись манга или аниме на этом, вышло бы сильно (или на точке, где остановились Виты).
Однако до поры до времени ровную историю в один момент словно переклинивает и начинает лихорадить: на смену одному посылу резко приходит другой, перемены в поведении и восприятии особо не обосновываются, а простая и понятная человеку современному идея о мире не особо работают в созданных автором условиях. Причём далее в угоду этому посылу начинает твориться подлинная вакханалия.
Однако даже так назвать финал Атаки титанов полным провалом у меня не повернётся язык. Итоговый посыл о важности взаимодействия с другими, как бы не был искажён и превратно подан, по сути своей верен (ещё раз повторю: сильно подкачала реализация). Местами франшизу удалось сохранить лицо за счёт зрелищности, старых добрых интриг, предательств и сюжетных поворотов. Не стоит забывать и о фактическом раскладе (цифры о соотношении потерь вещь упрямая) и о людях, стоявших на своём до конца, либо же уплатившим полную цену за свои и чужие грехи.
В заключении скажу, что хотя глобально финал Атаки титанов не разочаровал, а посыл его верен, за счёт не самых лучших (местами откровенно идиотских) сюжетных решений в конце смотрелась история значительно с меньшим азартом, чем в начале.
Разумеется, я рекомендую ознакомиться с финалом. Уже одно то, что история закончена, пусть и так банально, по-своему хорошо. Хотя моё личное мнение, что открытый финал ранее по истории оказался бы более сильным в плане воздействия, хотя и оставил бы свои вопросы.
Пусть аниме и не показало этого в полной мере, но существуют ситуации, которые нельзя отмотать назад и пойти на попятную, надеясь, что всё вернётся к статусу-кво. Существуют события, делящие всё на до и после и если точка невозврата пройдена, ничего не остаётся, как смириться с новой реальностью. И стоит помнить, что далеко не всегда всё может идти по идеалистичному варианту: напротив, именно реальность часто разочаровывает, к чему стоит быть готовым.
Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!