Миллиардные съемки, дорогие блокбастеры, кровь из глаз от компьютерной графики. Голливудские поделки вторгаются в наше медийное пространство, в наши мозги и нам кажется - вот так и должно быть, волшебный мир фильмов открыт, мы идем в ногу со временем, смотрим фильмы, в которых поднимаются острые животрепещущие темы, на одной волне со всем цивилизованным миром.
Но так ли это. Каков нарратив этих произведений? Что за повестку на сегодняшний день диктует Голливуд любителям блокбастеров и кинокомиксов о латексных супергероях? Естественно, кроме очевидного развития синдрома выученной беспомощности.
На примере одного фильма "Доктор Стрейндж. Мультивселенная Безумия" попробую просто представить, ради бреда, что может быть за этим стоят и "ловкие" манипуляции. Не ловкие, но прямые и очень четкие.
Сюжет сей картины на первый взгляд прост и незамысловат, и натянут на предыдущие серии проекта вселенной Марвел как сова на глобус: Вот вам Доктор Стрейндж (не мистер, не мастер) - доктор оккультных наук, защитник Камартаджа, обладатель недюжинного ума. Действие фильма разворачивается во Вселенной, в которой после щелчка Таноса перестала существовать половина всех живых и разумных существ, и по всей видимости в расчет берутся только гуманоиды.
Но все эти подробности в сущности не так уж и важны. Оставим их на совести создателей сериала Марвел, ибо с новой серией они будут связаны постольку поскольку.
Ведь главным действующим лицом отныне будет новая супергероиня Америка Чавес. В центре сюжета ее мытарства по вселенным. Стрейндж аки Ведьмак Цириллу спасает Америку, используя при этом с каждым разом всё более неочевидные решения - вплоть до выкачки из нее ее суперспособности прыгать по вселенным.
А суперзлодейкой здесь является конечно же не монстр из начала фильма, а Алая Ведьма. Причем из антигероя, из-за скорби которой пострадал милый сонный городок в Америке, по сюжету сериала Ванда-Вижн - Алая Ведьма переросла в карикатуру самой себя, убитой горем матери и несостоявшейся жены искуственного интеллекта Вижна (?). В конце фильма Алая Ведьма, благодаря Стрейнджу, осознает, что детей своих надо отпустить, что во всех параллельных вселенных у них есть мама, Ванда Максимофф. А Стрейндж не может у Америки забрать ее силу, ведь без силы Америка умрет, поэтому он оживляет свой труп и спасает Америку в храме Алой Ведьмы, буквально принося последнюю в жертву. И всё, в смысле сюжет сказал всё.
И да разверзнется Адъ.
Если из сего опуса до сих пор непонятно, что тут можно увидеть ценного для мозга, поясню - ничего. А вот если опустить все перипетии сюжета и рассматривать только образы, реплики и скрытый в них подтекст, начинается реальная мультивселенная Безумия. Та, в которой простая Мексиканская девочка Америка Чавес (далее все имена и фамилии не случайны, совпадения не случайны, а именно те, чем кажутся) умеет с помощью своей мммагии перемещаться из одной реальности в другую (читай страны), и некоторые реальности-вселенные при этом могут разрушаться (упс). А делает она это с помощью портала в форме звезды. И если при этом вас всё еще гложат некие сомнения (неее, не могли же они так топорно-то) - Америка Чавес одета в джинсовую куртку с флагом США на спине и звездой на груди. Больше клюквы богу клюквы!
И во всех вселенных еда бесплатная, кроме некоторых. По нелепому (или осознанному) совпадению, вселенная, где за еду Америке и Стрейнджу пришлось заплатить - разрушается. Ну а что до разрушений, так это они сами виноваты. Ведь Америка такая одна, единственная и неповторимая. И даже более того, в фильме прямо указано и подчеркнуто двойной жирной чертой: ни в одной параллельной реальности Америки нет (все есть: Стрейнджей, Алых ведьм - сколько хочешь, а Америка - одна, она уникальная). Путешествовать по другим мирам - это не просто сила, но уже и не ответственность. Adios, Питер Паркер. Это привилегия, за которую ее, Америку, нужно поощрять и спасать от всех напастей (и Камартадж с монахами можно уга...дошить, не жалко). И если вам вдруг мало политических аллюзий (да, в комиксах), то, как насчет того, что Америка в раннем детстве жила-была в своей вселенной с двумя мамами (Рут Ливир и Чесс Лопес), как на ее вселенную кто-то напал и испугавшись она дала дёру, попутно уничтожив свою вселенную со своими мамами (старым и новым миром) - реальность, в которой она впервые родилась от двух мам (Северной и Южной Америк?). И это дитя, плод лесбийской любви, стало жертвой Алой Ведьмы. Здесь мы позволим себе некое допущение, смысл которого будет понятен только в конце. Ведь все фильмы Марвелл построены по сериальной концепции - одну серию за другой, пока потоки колы, попкорна и пропаганды не польются из ушей, с колоизлиянием в мозг. И тогда Зомби-Стрейндж, готовый спасать Америку готов. Но, надеюсь мы защищены от такой незавидной участи.
Другая Звезда
Личность нашей прекрасной антагонистки заслуживает отдельного, пристального внимания.
Поскольку раз есть супергероиня Америка, то может быть есть и ее полная противоположность? Китай? Северная Корея? СССР! Ну полный бред же, правда?
Наша Ванда Максимофф родом из бедной захудалой страны в Восточной Европе, Заковии, аннексированной третьими странами.
Ведьма Алая, поутихшая, пригорюнившаяся, но смотрите, вот сидит листает колдовскую книгу ("Капитал" Маркса :) И думает, как бы ей вернуть своих детишек. Отчаявшаяся мать, потерявшая в одночасье двоих детей и мужа в исполнении прекрасной Элизабет Олсен (очаровательно матерящейся по-русски) хочет забрать у нашей бедной Америки суперспособность (только не кидайте камни) - прыгать по другим странам.
И если Ванда тяготеет по своим тоталитарным корням, то ее дети возможно прямая отсылка к странам бывшего советского блока. Это уже притягиваю за уши. Но посыл-то каков - отпусти и забудь! Или - умрешь
Итак, по-моему, в фильме нет вообще никакой вуали, да и зачем собственно? Любовь истинных фанатов комиксов стерпит всё, бумага стерпит всё, киноплёнка, судя по всему - тоже. А денежка за пропаганду поступает. Какие могут быть аллюзии? Нет времени объяснять.
Это еще один пример, что нет произведений искусства (а кино - величайшее из искусств!) вне политики, вне времени.
Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело, православные иконы Андрея Рублева - они ничто без их подтекста, религиозной основы. А религия была центром притяжения общества. а значит и центром его политической жизни - ради религии заключались соглашения и развязывались войны. Сокрушались города и страны, вывозились реликвии и изымались земли.
Новая религия
По религиозному канону построено множество культовых сюжетов - Супермен, фактически образ Иисуса Христа, Шазам - вообще сборник из языческих богов. Бетмэн - бог денег. Попкультура заменяет нам сегодня религию, создает подобие общественной жизни, формирует мнение и политические воззрения. Культура правит всем. Важно понять, что это за культура. Что тебе впарят.