Найти в Дзене
Глубинный смысл

Доктор Стрейндж - Мультивселенная Лжи

Миллиардные съемки, дорогие блокбастеры, кровь из глаз от компьютерной графики. Голливудские поделки вторгаются в наше медийное пространство, в наши мозги и нам кажется - вот так и должно быть, волшебный мир фильмов открыт, мы идем в ногу со временем, смотрим фильмы, в которых поднимаются острые животрепещущие темы, на одной волне со всем цивилизованным миром.

Но так ли это. Каков нарратив этих произведений? Что за повестку на сегодняшний день диктует Голливуд любителям блокбастеров и кинокомиксов о латексных супергероях? Естественно, кроме очевидного развития синдрома выученной беспомощности.

На примере одного фильма "Доктор Стрейндж. Мультивселенная Безумия" попробую просто представить, ради бреда, что может быть за этим стоят и "ловкие" манипуляции. Не ловкие, но прямые и очень четкие.

Сюжет сей картины на первый взгляд прост и незамысловат, и натянут на предыдущие серии проекта вселенной Марвел как сова на глобус: Вот вам Доктор Стрейндж (не мистер, не мастер) - доктор оккультных наук, защитник Камартаджа, обладатель недюжинного ума. Действие фильма разворачивается во Вселенной, в которой после щелчка Таноса перестала существовать половина всех живых и разумных существ, и по всей видимости в расчет берутся только гуманоиды.

Но все эти подробности в сущности не так уж и важны. Оставим их на совести создателей сериала Марвел, ибо с новой серией они будут связаны постольку поскольку.

Ведь главным действующим лицом отныне будет новая супергероиня Америка Чавес. В центре сюжета ее мытарства по вселенным. Стрейндж аки Ведьмак Цириллу спасает Америку, используя при этом с каждым разом всё более неочевидные решения - вплоть до выкачки из нее ее суперспособности прыгать по вселенным.

А суперзлодейкой здесь является конечно же не монстр из начала фильма, а Алая Ведьма. Причем из антигероя, из-за скорби которой пострадал милый сонный городок в Америке, по сюжету сериала Ванда-Вижн - Алая Ведьма переросла в карикатуру самой себя, убитой горем матери и несостоявшейся жены искуственного интеллекта Вижна (?). В конце фильма Алая Ведьма, благодаря Стрейнджу, осознает, что детей своих надо отпустить, что во всех параллельных вселенных у них есть мама, Ванда Максимофф. А Стрейндж не может у Америки забрать ее силу, ведь без силы Америка умрет, поэтому он оживляет свой труп и спасает Америку в храме Алой Ведьмы, буквально принося последнюю в жертву. И всё, в смысле сюжет сказал всё.

И да разверзнется Адъ.

Если из сего опуса до сих пор непонятно, что тут можно увидеть ценного для мозга, поясню - ничего. А вот если опустить все перипетии сюжета и рассматривать только образы, реплики и скрытый в них подтекст, начинается реальная мультивселенная Безумия. Та, в которой простая Мексиканская девочка Америка Чавес (далее все имена и фамилии не случайны, совпадения не случайны, а именно те, чем кажутся) умеет с помощью своей мммагии перемещаться из одной реальности в другую (читай страны), и некоторые реальности-вселенные при этом могут разрушаться (упс). А делает она это с помощью портала в форме звезды. И если при этом вас всё еще гложат некие сомнения (неее, не могли же они так топорно-то) - Америка Чавес одета в джинсовую куртку с флагом США на спине и звездой на груди. Больше клюквы богу клюквы!

Америка, такая Америка
Америка, такая Америка

И во всех вселенных еда бесплатная, кроме некоторых. По нелепому (или осознанному) совпадению, вселенная, где за еду Америке и Стрейнджу пришлось заплатить - разрушается. Ну а что до разрушений, так это они сами виноваты. Ведь Америка такая одна, единственная и неповторимая. И даже более того, в фильме прямо указано и подчеркнуто двойной жирной чертой: ни в одной параллельной реальности Америки нет (все есть: Стрейнджей, Алых ведьм - сколько хочешь, а Америка - одна, она уникальная). Путешествовать по другим мирам - это не просто сила, но уже и не ответственность. Adios, Питер Паркер. Это привилегия, за которую ее, Америку, нужно поощрять и спасать от всех напастей (и Камартадж с монахами можно уга...дошить, не жалко). И если вам вдруг мало политических аллюзий (да, в комиксах), то, как насчет того, что Америка в раннем детстве жила-была в своей вселенной с двумя мамами (Рут Ливир и Чесс Лопес), как на ее вселенную кто-то напал и испугавшись она дала дёру, попутно уничтожив свою вселенную со своими мамами (старым и новым миром) - реальность, в которой она впервые родилась от двух мам (Северной и Южной Америк?). И это дитя, плод лесбийской любви, стало жертвой Алой Ведьмы. Здесь мы позволим себе некое допущение, смысл которого будет понятен только в конце. Ведь все фильмы Марвелл построены по сериальной концепции - одну серию за другой, пока потоки колы, попкорна и пропаганды не польются из ушей, с колоизлиянием в мозг. И тогда Зомби-Стрейндж, готовый спасать Америку готов. Но, надеюсь мы защищены от такой незавидной участи.

Другая Звезда

-3

Личность нашей прекрасной антагонистки заслуживает отдельного, пристального внимания.

Поскольку раз есть супергероиня Америка, то может быть есть и ее полная противоположность? Китай? Северная Корея? СССР! Ну полный бред же, правда?

Наша Ванда Максимофф родом из бедной захудалой страны в Восточной Европе, Заковии, аннексированной третьими странами.

Заковия. Рабоче-крестьянская, суровая, своя. https://www.mirf.ru/worlds/marvel-strany-wakanda-latveria/
Заковия. Рабоче-крестьянская, суровая, своя. https://www.mirf.ru/worlds/marvel-strany-wakanda-latveria/

Ведьма Алая, поутихшая, пригорюнившаяся, но смотрите, вот сидит листает колдовскую книгу ("Капитал" Маркса :) И думает, как бы ей вернуть своих детишек. Отчаявшаяся мать, потерявшая в одночасье двоих детей и мужа в исполнении прекрасной Элизабет Олсен (очаровательно матерящейся по-русски) хочет забрать у нашей бедной Америки суперспособность (только не кидайте камни) - прыгать по другим странам.

И если Ванда тяготеет по своим тоталитарным корням, то ее дети возможно прямая отсылка к странам бывшего советского блока. Это уже притягиваю за уши. Но посыл-то каков - отпусти и забудь! Или - умрешь

Итак, по-моему, в фильме нет вообще никакой вуали, да и зачем собственно? Любовь истинных фанатов комиксов стерпит всё, бумага стерпит всё, киноплёнка, судя по всему - тоже. А денежка за пропаганду поступает. Какие могут быть аллюзии? Нет времени объяснять.

Это еще один пример, что нет произведений искусства (а кино - величайшее из искусств!) вне политики, вне времени.

Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело, православные иконы Андрея Рублева - они ничто без их подтекста, религиозной основы. А религия была центром притяжения общества. а значит и центром его политической жизни - ради религии заключались соглашения и развязывались войны. Сокрушались города и страны, вывозились реликвии и изымались земли.

Новая религия

По религиозному канону построено множество культовых сюжетов - Супермен, фактически образ Иисуса Христа, Шазам - вообще сборник из языческих богов. Бетмэн - бог денег. Попкультура заменяет нам сегодня религию, создает подобие общественной жизни, формирует мнение и политические воззрения. Культура правит всем. Важно понять, что это за культура. Что тебе впарят.