Странные новости, связанные с "Разговорами о важном" я обычно уже через время узнаю. Про Крида, например, или про то, как замысловато цитировалось стихотворение Городницкого на уроке, приуроченном к годовщине прорыва блокады Ленинграда. То ли я действительно утратила способность удивляться, то ли брезгливость какая-то, но я давно в эти методички даже из любопытства не заглядываю. В общем, узнала из газет, что в прошедший понедельник Лавров, оказывается, призывал подростков приезжать в зону СВО вместе с музыкантами и актерами. Интересные дела, конечно. При том, что тема была заявлена "Россия в мире".
Я, конечно, со своими о России в мире тоже поговорила. На историческом материале, ага. Чехов, значит, Достоевский, Дягилев и русские сезоны в Париже, Чайковский и Прокофьев, Бунин и Мережковский, Пастернак тоже. Чего бы не поговорить-то? Хорошая тема же. Про Станиславского ещё раз напомнила (его, беднягу, вообще из плана "Разговоров" выкинули, причем резко. Вместо него пустили какую-то нудятину про новую пионерию).
Между делом рассказала о том, какую книжку я сейчас читаю.
А это Морис Бэринг "Что движет Россией". Морис Бэринг - английский журналист, друг Уэллса и Честертона, проживший в нашей стране в общей сложности семь лет. В 1914 объединил опыт своих наблюдений в вышеуказанной книге. Книга получилась хорошая, теплая. Я даже испытала вопреки предостережениям Шопенгауэра национальную гордость. Хотя британец прямо по краю прошел. Если бы он был к русским только добр, но не был бы честен - получился бы очередной продукт из серии "Россия, которую мы потеряли". Но Бэринг фиксируя все то хорошее, что увидел в России, с грустью отмечает, что перспективы этого хорошего, кажется, не самые радужные. Он предупреждает, что революции не приходят вдруг, что эта не какая-то метафизическая темная сила, а результат косной и глупой политики. Впрочем, критикуя действия российского правительства, он вовсе не солидаризируется с русскими радикалами. Ему ближе авторы "Вех": Бердяев, Булгаков, Гершензон. Мне признаюсь, они тоже ближе. Я все же за просвещенное и созидательное начало, полуобразованные фанатики, уличные деятели не могут вызвать моих симпатий.
Кстати о просвещении. Глава об образовании мне, конечно, была особенно интересна. Там много удивительных наблюдений и размышлений, но я процитирую только вывод:
"Если оценивать российскую систему образования в целом, приходится сделать вывод: хотя ее "человеческий материал" - ученики и учителя - хорош, а преподавательский состав превосходен, сама она постоянно и коренным образом страдает от политики если не репрессий, то непрерывной цензуры, вмешательства, проверок, придирок и помех. Все это иссушает жизнь русских школ и вузов, лишает ее в глазах учеников всякого интереса и живости. Система образования сводится к официальной машине, выпускающей либо касту посредственностей-бюрократов, либо бунтарей".
Сто с лишним лет прошло...