«Запомни дочка, молодой человек, любящий и уважающий свою мать, непременно станет хорошим мужем», — любила говорить своей дочери Клементине ее матушка — леди Бланш.
Дочь вняла наставлениям матушки. К своим 23 годам, достаточно осмотрительная представительница древнего и известного шотландского рода Эйрли, отказала сватавшимся к ней трем джентльменам.
Выпускница Сорбонны. Знала несколько иностранных языков, играла на фортепиано, великолепно рисовала. Остроумная, хорошо разбиравшая в политике и с хорошим чувством юмора.
Кстати, именно эта черта позволила ей так долго прожить в счастливом браке с вечно недовольным, брюзжащим Уинстоном, но тоже любящим иногда пошутить и подшутить.
Как вам, например, один из разговоров супружеской четы Черчиллей.
Как-то раз, чудесным осенним вечером, Уинстон и Клементина решили пройтись перед сном по Лондону. Проходя через очередной дворик, Клементина вдруг внезапно остановилась и, попросив прощения у мужа, отошла к дворнику, орудовавшему огромной метлой.
К удивлению Черчилля, дворник и его жена стали оживленно о чем-то разговаривать. И так они проболтали минут пять, мило улыбаясь друг другу.
Уинстон Черчилль, когда Клементина вернулась к нему и пара продолжила свою вечернюю прогулку, спросил у супруги:
— Что это за дворник? И почему ты так долго и оживленно с ним разговаривала?
— Уинстон, этого дворника я знаю очень давно. Мы с ним познакомились в подростковые годы. Когда я даже с тобой не была знакома. И мне кажется, что он тогда был влюблен в меня.
Сэр Уинстон хмыкнул и довольно протянул:
— Вот видишь, дорогая, если бы ты вышла за него замуж, ты бы сейчас была женой дворника…
Клементина, удивленно, расширив глаза, посмотрела на своего муженька. Потом улыбнулась и что-то тихо шепнула ему на ухо.
После этого Черчилль за оставшееся время их прогулки, так и не проронил ни одного слова, размышляя над ее словами.
В конце статьи я расскажу вам — что сказала своему мужу Клементина.
В отличие от Черчилля, семья которого была очень богатой, а сам он родился и вырос в Бленхеймском дворце - родовом имении герцогов Мальборо, семья Клементины была относительно бедна. Девушка, закончив обучение в Сорбонне, вынуждена была подрабатывать. Давала по вечерам уроки французского языка отпрыскам английских буржуа.
Когда Уинстон сделал девушке предложение, то за его спиной уже было четыре неудачных помолвки. Хороший оратор был с женщинами очень застенчив и скуп на слова. Не говоря уж о комплиментах. Впрочем, и потом Черчилль, когда уже женился на Клементине, особо то и не разбрасывался комплиментами в адрес своей жены. Все больше подшучивал над ней.
Клем, каким-то своим, женским чутьем, выделила неуклюжего и застенчивого Уинстона из всех мужчин. Словно кто-то подтолкнул ее к нему.
И что вы думаете? Она не ошиблась. 57 лет они прожили вместе. В любви и согласии. Тогда как окружающие, буквально все, считали, что их союз не продержится и полгода.
Уинстон Черчилль не раз повторял: «Самое лучшее, что было в моей жизни, — это брак с Клементиной».
Клементина была мудрой женщиной. Характер у мужа скверный? Да Бог с ним, с характером то, пусть остается таким, какой есть.
А пока она рожала ему детей. Он радовался первенцу-дочке, потом сыну, а потом еще трем дочкам. Правда одна из их дочерей— Мэриголд, умерла, когда ей было два года.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
А он, вот что удивительно, являясь жестким и бескомпромиссным политиком, через какое-то время превратился в послушного мужа. Принимая какое-то важное решение, находясь уже на посту премьер-министра, Черчилль обязательно советовался с женой. И не важно — в какой сфере находились эти решения. Речь могла идти как о сложных экономических проблемах, так и об особо секретных военных делах.
Клементина одна во всей Великобритания могла ему возразить. И возразить обоснованно, аргументированно. А не так, как капризная и упрямая дамочка.
Некоторые члены правительства пользовались услугами жены председателя правительства. Если им не удавалось отговорить Черчилля от авантюрных проектов, то они шли к ней. Она внимательно выслушивала их и если их мнения совпадали, то делала все, чтобы переубедить любимого мужа. Или, наоборот, вставала на сторону мужа.
Неудивительно, что Клементина стала для Черчилля опорой, первым советчиком и близким товарищем. Да, учитывая скверный характер Уинстона, с ним было сложно. Но зато интересно! Счастлив тот, кому интересно в этой жизни.
В конце жизни Черчилль напишет: «Клемми, ты подарила мне райское наслаждение жизнью».
Кстати, жена английского премьер-министра является обладателем советского ордена Трудового Красного Знамени. В конце войны она по линии Красного Креста посетила СССР. Объехала чуть ли не все европейские города Союза — от Ленинграда до Сочи, от Сталинграда до Ялты.
В знак признательности в Москве ей вручили орден. Еще поговаривают, что вместе с наградой, Сталин преподнес Клементине перстень с бриллиантом.
Что самое интересное. Супруга Черчилля узнала о капитуляции фашистской Германии, находясь в это время в столице советского государства. 9 мая она вместе с миллионами советских граждан отпраздновала это событие и даже выступила по радио.
Клементия пережила Уинстона на 12 лет. Ее он назвал лучшим подарком судьбы: «Любимая моя, за всю жизнь с тобой я часто задумывался, что безумно обожаю тебя, так сильно, что, пожалуй, крепче любить невозможно».
А тогда, вечером, во время их прогулки по Лондону, она шепнула ему на ушко: «Ты и вправду так считаешь? Уинстон, дорогой, если бы я вышла за него замуж, он бы стал премьер-министром».