Найти тему
Юркины рассказы

Про несунов и мухобоев

Работа на заводе сблизила меня с тестем. Он, как и я, в свое время был вынужден круто изменить свою жизнь и практически начинать все сначала после сокращения войск Хрущевым в 1963 году (одномоментно было выброшено в гражданскую жизнь миллион двести тысяч кадровых военных и никто особо не позаботился об их трудоустройстве).

Он работал на "Ирмаше" (на заводе ирригационных машин), я на БМЗ,

и мы постоянно при встречах обсуждали, чей завод "круче".

Часто касались злободневной на то время темы воровства с завода. Хотя я думаю, тема эта всегда существовала, но в 90-ые это стало массовым и обычным явлением не только на заводах, но по всей стране.

Даже в далекие советские времена, когда в стране было много-много заводов и все они что-то выпускали, а значит работники исправно получали зарплату, бесплатное жилье, и коммуналка была такая, что трудно поверить, и не росла каждые полгода, да и цены в магазинах тоже были стабильные (пишу и сам не верю, что наши люди когда-то так жили)...

Итак, в эти легендарные годы социализма, когда каждый работник выполнял и перевыполнял пятилетки, награждался почетными грамотами и бесплатными путевками от профкомов, даже тогда рабочие приворовывали.

В журнале "Крокодил" тема несунов освещалась регулярно.
В журнале "Крокодил" тема несунов освещалась регулярно.

Не все, конечно, а только отдельные несознательные личности, и называли их несунами. Тащили с заводов мужики то, что всегда в хозяйстве пригодится. Рисковали сильно-за такое не выгонят, конечно, но премии или прогрессивки лишат и на товарищеском суде чести пропесочат, и даже повесят твоё фото на заводской доске позора. То есть объявляли несунам бой!

Ну, и конечно, главный фронт этой войны пролегал через проходные, где охранники-контролеры (в просторечье мухобои) бдительно несли свою нелегкую службу по сохранению социалистической ( что значит всенародной) собственности. Кто попроще, пёр через проходные, рассовав мелочевку по карманам, носкам и трусам.

Если габариты побольше - норовили пропихнуть через щель в заборе или перебросить через забор. Так, мой тесть однажды чуть не стал инвалидом, когда отпахав честно смену, стоял возле цеха, но с другой стороны забора и, как было тогда заведено у работяг, обмывал в пятницу с товарищами наступление выходных. И тут ему на голову летит огромный моток стальной проволоки. Он хоть и был уже выпивши, но успел отскочить. А если б не успел...

Особо одаренные "несуны" придумывали хитроумные планы. Как рассказывал мой тесть, был у них в цеху один мужик из деревенских. Хозяйственный, все-то ему надо было, причем такое, что незаметно не пронесешь. Задумал он зимой себе сани сделать. Ну, чтобы сено, мешки, доски не на себе волочить, а с комфортом перевозить. Да так смастерить задумал, чтоб надолго, из хорошего дерева, да еще железом снизу оббить и скрепить, как положено. Сделать-то сделал, а вот вывезти их с завода, как? Думал, думал и придумал. Нашел на заводской свалке старую ржавую бочку литров на триста. Положил её поверх саней и на проходную. Конечно, мухобои сразу стойку сделали: «Куда прешь!? Где документы на груз?»

Наш мужик, ясное дело, никаких документов ни на какой груз не имел. Скорчил дурацкую рожу и жалобно просит: "Пропустите, я ж вам потом самогоночки подгоню". А те ни в какую, принципиальные попались. Мужик видит, что дело квах, скидывает бочку с саней и в сердцах на понятном всем матерном кричит: "Чтоб вы подавились, гады! Ржавой дырявой бочки им жалко стало! Все равно на мусорке сгнила бы! "Бросил бочку и пошел с санями домой. А мухобои, с чувством исполненного долга продолжали бдеть дальше, не ведая, что стали участниками первоклассного спектакля.