Найти тему
РИА Новости

Бунтарские 60-е: как Юрий Гагарин повлиял на мировую моду

Оглавление
   Юрий Гагарин во время встречи с советскими моделями в Лондоне© РИА Новости
Юрий Гагарин во время встречи с советскими моделями в Лондоне© РИА Новости

Культурная и сексуальная революции на Западе, конечно, повлияли на нравы и моду советского общества 1960-х. Но и достижения СССР не остались не замеченными за границей. Несмотря на железный занавес, к нам проникла битломания, а европейские дизайнеры вдохновлялись нашими космонавтами.

Дух свободы

   Молодые люди на одной из улиц Москвы© РИА Новости / С. Соловьев
Молодые люди на одной из улиц Москвы© РИА Новости / С. Соловьев

Базовый силуэт 1950-х уже неактуален в следующем десятилетии. Свободная и дерзкая девушка не носит обтягивающие жакеты, сковывающие движения, неудобные длинные пышные юбки.

"Платье New Look могло весить до десяти килограммов, — рассказывает международный стилист и эксперт Академии социальных технологий Карина Каприэлова. — Пятидесятые — это, пожалуй, самая эстетская, респектабельная эпоха в моде. Но настало новое время — яркое, бунтарское".

Космический стиль

Полеты в космос Юрия Гагарина и Валентины Терешковой поразили весь мир. Люди заговорили о внеземных цивилизациях, в моду вошли вещи, напоминающие костюм инопланетянина.

"Тенденцию задал французский модельер Андре Курреж, — уточняет Каприэлова. — Он представил одежду из необычных материалов с конструктивными элементами геометрической формы. Шлемы, комбинезоны с шортами, А-образные короткие платья в сочетании с сапогами — его ноу-хау. А Пьер Карден придумал космический короткий сарафан из трикотажа или кожи".
   Люди у телефонов-автоматов на проспекте Калинина в Москве© РИА Новости / Иван Денисенко
Люди у телефонов-автоматов на проспекте Калинина в Москве© РИА Новости / Иван Денисенко

В чистом виде инопланетный стиль существовал только на подиуме и в кино, добавляет эксперт. Но его черты видны и в повседневном гардеробе. Кстати, некоторые историки моды полагают, что именно Андре Курреж изобрел мини-юбку — главный тренд 60-х.

Мини — модная революция

Короткие юбки носили женщины разной комплекции и возраста.

   Жители советской столицы© РИА Новости / Георгий Петрусов
Жители советской столицы© РИА Новости / Георгий Петрусов
"Это связано с сексуальной революцией, которая произошла в те годы в США и Европе, — объясняет эксперт моды и стиля, психолог, писатель Анна Андрианова. — До нас доходили ее отголоски — люди вели себя раскрепощеннее".

Надо сказать, что советская промышленность мини не выпускала. Шили сами.

Преобладали короткие платья — к юбке было сложно подобрать верх. Позже научились вязать крючком ажурные топы и создавать комплекты с удлиненными жилетами или укороченными жакетами.

   Коллекция женской летней одежды 1962 года. Летнее платье© РИА Новости / Василий Малышев
Коллекция женской летней одежды 1962 года. Летнее платье© РИА Новости / Василий Малышев
"В СССР мини сочетали с объемными прическами, что не молодило, а добавляло женщинам возраст, — отмечает Карина Каприэлова. — На Западе же появилась знаменитая стрижка сэссон, идеально подходившая под короткую юбку".

Бабетта идет на страну

В 1959-м вышел французский фильм "Бабетта идет на войну". Его показали и Советском Союзе. И все стали причесываться под Брижит Бардо.

Завязанный на макушке хвост аккуратно подкалывали. Наладили выпуск специальных сеточек для волос — они были в большом дефиците.

   В московской парикмахерской© РИА Новости / Борис Кауфман
В московской парикмахерской© РИА Новости / Борис Кауфман

Были популярны и объемные удлиненные стрижки в стиле еще одного кинокумира десятилетия — Софи Лорен.

   Софи Лорен, Григорий Александров© РИА Новости / Михаил Озерский
Софи Лорен, Григорий Александров© РИА Новости / Михаил Озерский

В моду вошла светлая перламутровая помада. Женщины по-прежнему рисовали стрелки. Карандаш размачивали мыльным раствором, а тушь, которая продавалась брикетами, растворяли водой.

К модному блонду добавились и красные оттенки. Использовали хну, басму, настой луковой шелухи, дававший рыжеватый отлив. В продаже появились импортные химические красители.

Синтетический бум

Начался культ вещей из нейлона, лайкры, кримплена. Новые материалы воспринимались как символ современного образа жизни. К тому же такая одежда легко стиралась и не мялась.

   Коллекция женской одежды "Весна-лето" 1966 года© РИА Новости / Борис Кауфман
Коллекция женской одежды "Весна-лето" 1966 года© РИА Новости / Борис Кауфман

Женщины любили синтетические блузы с жабо, а мужчины носили белые нейлоновые рубашки. О комбинации с кружевными вставками мечтали все советские модницы.

Болонья из Болоньи

Прямой минималистичный болоньевый плащ был разного цвета, но чаще всего — синим или черным. Его обычно не застегивали, рукава закатывали до локтя. В сочетании со шпилькой и водолазкой — один из самых роковых женских образов десятилетия.

Первые образцы привезли из Италии, а потом за пошив взялся комбинат в Наро-Фоминске. Тем не менее это был дефицит. Недаром Высоцкий пел: "Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащат из семьи".

Модный мех

Шубы из экомеха, популярные сегодня, были на пике моды и в 1960-е. Правда, тогда это не имело отношения к движению за сохранение природы. Даже состоятельные дамы предпочитали синтетику.

А мужчины носили шапки из искусственного каракуля.

"Туфли на гвоздиках"

"В тоненьком свитере, в туфлях на гвоздиках — глупое все тебя мучит одно", — пел Иосиф Кобзон в шлягере "И опять во дворе". Аккуратные лодочки с небольшим по нынешним меркам каблуком — пять-шесть сантиметров — советские женщины носили повсюду.

   Коллекция женской одежды "Весна-лето" 1966 года. Летние платья с цветочным орнаментом© РИА Новости / Борис Кауфман
Коллекция женской одежды "Весна-лето" 1966 года. Летние платья с цветочным орнаментом© РИА Новости / Борис Кауфман

Более удобные модели с квадратным устойчивым каблуком тоже были в моде, добавляет Карина Каприэлова. Балетки — еще одно новшество той эпохи.

Остроносую обувь носили и мужчины.

Русские сапожки

Высокие сапоги на молнии — одна из самых желанных вещей для советских женщин. За голландскими моделями из лакированной экокожи выстраивались огромные очереди.

   Костюм и платье, сшитые в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского© РИА Новости / Иосиф Будневич
Костюм и платье, сшитые в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского© РИА Новости / Иосиф Будневич
"Мало кто знает, что революционная идея принадлежит нашему советскому дизайнеру Вере Араловой, — говорит Анна Андрианова. — На Неделе русской моды в Париже в 1959-м она представила коллекцию верхней одежды, дополненную сапогами на молнии. Хваткие европейцы мгновенно взяли ноу-хау на вооружение и наладили производство — присвоили лавры нашей Веры Ипполитовны".
   Актриса театра и кино Людмила Чурсина© РИА Новости / В.Пищальников
Актриса театра и кино Людмила Чурсина© РИА Новости / В.Пищальников

Западный элемент

Женские брюки все еще воспринимались как элемент западной идеологии и заграничного образа жизни.

В 1966-м француз Ив Сен-Лоран показал брючный костюм и произвел сенсацию. В следующем году он шокировал всех женским смокингом.

   Спортивный костюм, сшитый в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского© РИА Новости / Иосиф Будневич
Спортивный костюм, сшитый в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского© РИА Новости / Иосиф Будневич

"Мода на женский брючный костюм в СССР сформировалась в 1970-е, — объясняет Карина Каприэлова. — Но в 1960-е комплект с туникой, напоминающей мини-платье, был очень актуальным".

Не только стиляги

Мужскую моду во многом определили Элвис Пресли и The Beatles.

Трендом стал клеш. Особый шик — брюки со складкой сбоку, которая делала штанину внизу еще шире.

Водолазку, нейлоновую рубашку, приталенный пиджак без бортов в Советском Союзе носили не только стиляги.

Русский Карден и новые иконы стиля

В 1965-м в Общесоюзный дом моделей пришел Вячеслав Зайцев и сразу обратил на себя внимание зарубежных коллег. Познакомился с Пьером Карденом.

Прима Большого театра Майя Плисецкая тоже дружила с французским кутюрье. Он создал для нее множество сценических костюмов.

   Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной© РИА Новости / Александр Макаров
Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной© РИА Новости / Александр Макаров

Советские дизайнеры все чаще показывали свои коллекции за рубежом — в Будапеште, Лейпциге, Берлине, Варшаве, Гаване, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро, Мехико, Токио, Каире, Монреале.

Манекенщицы 1960-х — Регина Збарская, Янина Черепкова, Лилиана Баскакова, Галина Миловская, Мила Романовская — были иконами стиля и настоящими звездами.