Найти в Дзене

Музыкальная группа «от а до я» для самых молодых и идейных.

Оглавление

В своей статье я душно и не очень, на своём опыте и не только рассказываю по порядку о том, что стоит знать и понимать молодым музыкантам, решившим заниматься творчеством всерьёз. Работа расчитанна на тех, кто только вступил на скользкую дорожку. Если вы живёте только со своим инструментом, спите раз в неделю, а на вашем компьютере есть только Reaper/Cubase/Fl, то вы можете помочь мне доработать статью, написав интересные советы в комментариях.

Поиск музыкантов.

При выборе своей команды опрометчиво судить только по техническим навыкам исполнителя. Как и в любом коллективе, самым важным в достижении качественного звучания является сыгранность коллектива, на что в свою очередь влияют как профессиональные навыки, так и личностные качества.

Помимо прослушивания музыканта, обязательно стоит провести неформальную беседу, обсудить творческие планы, перспективы группы и варианты участия в них прослушиваемого музыканта.

В любительских и полупрофессиональных коллективах всегда стоит делать выбор в пользу единомышленников, такой музыкант будет не только исполнять свои партии, но и принимать активное участие в жизни музыкальной группы. Требуется огромный опыт работы в группе и выступлений, чтобы пополнять состав сессионными музыкантами*. Многие могут достаточно быстро поднять свой уровень игры, если у них будет мотивация и желание играть именно с вами. Когда с другой стороны будет тяжело заставить даже самого техничного музыканта выкладываться на 100%, если лично ему не будет нравится материал или методы работы коллектива.

Энтузиаст в привычной среде обитания
Энтузиаст в привычной среде обитания

Работа с группой.

В каждой группе так или иначе должен быть менеджер. Человек, который на всех этапах будет контролировать рабочие процессы команды: от контроля процесса каждой репетиции до переговоров с организаторами мероприятий. Даже в самых идейных и дружных группах необходим человек, который заставит машину под названием «музыкальная группа» работать на результат. Работа с командой никогда не была простой задачей, а в некоторых случаях она осложняется «тонкой» и «ранимой» творческой натурой каждого из участников, в том числе и менеджера.

Однако, если это не ваш сольный проект, не стоит сохранять в команде формальные отношения и тем более взваливать на себя все творческие процессы. Стоит поддерживать дружескую, неформальную атмосферу, чтобы все участники могли себя проявить, не ограничивая себя в идеях и предложениях.  Это особенно важно при работе с начинающими музыкантами, которые не имеют достаточно опыта. Многие стесняются показывать своё творчество несмотря на годы владения инструментом.

Опираясь на свой личный опыт, я могу сказать, что группы с дружеской атмосферой внутри коллектива работают куда более слаженно. Тогда как мой опыт работы в качестве сессионного музыканта* я считаю интересным и, безусловно, полезным, но он очень сильно давил на меня в творческом плане. Большой объём работы: развитие техники и разучивание материала, без участия в творческом процессе, был крайне скучен и не интересен. Поэтому если вы берёте к себе в состав не статиста* для исполнения придуманных вами партий, крайне важно уделять внимание его творческим способностям и применять их в коллективе.

В моём коллективе я являюсь  автором,  гитаристом и вокалистом, а ввиду отсутствия у нас бюджетов, и продюсером, и менеджером... А это значит, что за любую деятельность коллектива отвечаю я (ну типа бригада, ага) . Будь то сочинение новой композиции, бронирование студии для записи и репетиций, переговоры с организаторами, создание музыкальных клипов или бухгалтерский учёт всех затрат и распределение бюджета на задачи. Но творческие процессы должны вами бережно оберегаться и храниться в «тепле и уюте», так как лидер - вы. Если на этапе сочинения вы полностью заберёте бразды правления и с пеной у рта станете доказывать, что у вас единственно верное мнение, то ваша команда, так трепетно собранная вами, незамедлительно вас покинет и организует собственный проект, но уже без юного тирана в вашем лице.

-3

С организационными моментами разобрались, но как начать сочинять хиты как у Нирваны? Давайте разберёмся

Как научиться сочинять?

Представим, что вы имеете опыт игры на любом инструменте, даже можете сыграть какое-то произведение с нот, табулатур* или просто на слух, но не имеете представления, как в голову могут приходить идеи хорошо проработанных композиций. И каким образом музыканты придумывают что-то своё. Есть только один способ - импровизация! Всё куда проще, чем может показаться.

Для начала пробуйте подражать различным музыкантам, например, возьмите ритмику из своей любимой композиции и попробуйте положить на неё мелодию из другой. Или пофантазируйте. Как бы звучал «В траве сидел кузнечик», если бы его сыграли «The Beatles» или тяжёлые «Rammstein»? Но самое главное - это опыт и практические знания. Если вы не ходили в музыкальную школу, это не значит, что вам положено избегать теории музыки. Вы можете не знать её совсем, однако это сделает вашу карьеру музыканта и композитора намного сложнее. Согласитесь, что легче один раз выучить принцип построения аккордов, чем каждый раз судорожно бить по всем клавишам, пытаясь на слух подобрать не диссонирующий набор звуков.

Естественно, нет никакой формулы создания красивых, цепляющих песен. В этом деле всё зависит только от ваших способностей, опыта и фантазии. Чем больше вы сочиняете, тем лучше. Творчество очень индивидуально, здесь нет формулы успеха и единственно верного пути. По моему мнению, самое главное - наслаждаться процессом. Экспериментировать, пробовать все возможные идеи и нащупывать «то самое звучание».

Ваш первый хит
Ваш первый хит

-Ладно, буду пробовать. Но что насчёт коллектива? Ему то как сочинять?

Хиты в коллективе

Коллективное творчество куда сложнее, но в то же время при слаженной работе группы результат может быть куда интереснее и разнообразнее. Это достигается огромным количествам репетиций.

Представьте, что вы находитесь в окружении нескольких музыкантов, где каждый со своим вкусом, со своим видением на ваше произведение, и вам предстоит сойтись в едином мнении по поводу каждой части большого произведения. Начиная от мелодии во вступлении до общей идеи песни, содержания текста. Это является очень тонким процессом и его не стоит торопить. Ведь в остальном, коллективное творчество схоже с сольным, главное - наслаждаться процессом и результатом.

И если провести достаточно времени за практикой, выслушивать и пробовать идеи всех участников и проносить посыл и настроение песни через себя, может получиться что-то по-настоящему самобытное и интересное.

Как писалось выше, главное - это наслаждаться процессом и постоянно практиковаться. После множества выброшенных песен, несколько законченных произведений и около 10 живых выступлений для опыта и практики, мне начало приходить большее понимание принципа строения произведения. Безусловно на это больше всего повлияло несметное количество репетиций и практика совместного написания. Однако немаловажная составляющая - ваша музыкальная наслушанность*, постоянное прослушивание произведение от более опытных коллективов и их анализ. Со временем с пониманием процесса создания своего материала начинаешь всё больше анализировать чужие песни с музыкальной точки зрения: как авторы работают с динамикой, какие гармонии используют для того или иного эффекта, как они могут использовать обильное количество аранжировки для создания так называемого «объёма звучания» и резко обрывают все второстепенные инструменты в момент эмоционального пика композиции, оставляя только сильно поднятую по громкости ритм-секцию, создавая эффект пиковой динамики и эмоциональной отдачи композиции.

Ну что, написали хит? Отлично но всё только начинается. Теперь вас предстоит пройти ещё через пару кругов ада под названием «Запись»

Запись

Где записываться?

Даже в небольших городах найдётся 1-2 человека, владеющих студиями для записи, а может даже ваши знакомые занимаются записью и сведением песен. Найдите все варианты, которые есть у вас в городе, посмотрите на проекты, которые та или иная студия записывала, на техническую комплектацию и, конечно же, сопоставьте цену записи и ваш бюджет.

Как записать песню?

Запись песни в зависимости от музыкантов и тяжести материала может оказаться как лёгким приключением, так и мучением на долгие месяцы.

Для начала, стоит научиться играть под метроном. Да-да, наличие песни ещё не вся работа. Все современные песни записываются под метроном. Куда проще дела обстоят с записанными в формате midi инструментами, так как подставить удары под такт - дело двух щелчков клавиатуры, однако ваш вокал всё равно придётся записывать под ровный инструментал. Так что попадать в нужные доли такта жизненно необходимо, даже если вы просто читаете текст поверх музыки. Достаточно часто можно услышать режущее слух непопадание вокала в музыку, особенно среди молодых и весёлых реп-исполнителей. Поверьте, если ваш слушатель не контужен в голову, ничего кроме неприязни непопадание в метроном у него не вызовет.

А если вы играете жанры, требующие записи живых инструментов, и всей группой не можете попасть в метроном к вашей же песне, ваш звукорежиссер быстро освободит своё время для более подготовленных команд.

Так что после написания нового хита незамедлительно определите темп и размер произведения и потратьте время на тренировку произведения под метроном. Это упростит и улучшит жизнь всем окружающим.

Процесс записи.

Запись начинается с основных ритм-секций*, в большинстве случаев, с барабанной установки. Барабанщик записывает свою партию под метроном или, при необходимости, метроном и гитару, так называемую «рыбу». Даже в самых тяжёлых жанрах, где на живых выступлениях барабанщики используют триггеры*, на студии изначально записывают акустическую установку, с дальнейшей возможностью сэмплирования* дорожек в постобработке. В зависимости от вкусов - можно объединять дорожки сэмплов с акустическим звуком или вовсе выравнивать акустические дорожки по громкости, при помощи инструментов звукообработки.

За барабанами следуют остальные ритм-секции, как правило в роке и поджанрах это бас-гитара и электро-гитара. Для создания объёма звучание ритм-гитары записываются минимум двумя дорожками звука, с одинаковыми партиями. Это делается для усиления эффекта резонанса между дорожками, а незначительная на слух разница в ударе по струнам придаёт партии живость и объём.

Следом за ритмом следуют все соло партии, а также шумовые инструменты и звуковые эффекты. В самую последнюю очередь записываются вокальные партии. В вокальных партиях можно также записывать несколько одинаковых партий, так называемое трех и двухголосие. Если правильно использовать приём, он может подчеркнуть определённые моменты, как например, припев.

Сведение и мастеринг - это по своей сути постобработка записанного материала. Наложение эффектов, корректировка частот звучания каждого инструмента. Ей, как и записью, занимаются звукорежиссеры. Сейчас на этапе сведения можно откорректировать даже ноты вокала, если вокалист не попал в них при записи. Или подвинуть до нужного момента непопавший в метроном удар барабанной установки. Однако, чем лучше исходный материал, тем лучше  будет результат сведения.

Как уже говорилось выше, процесс записи - достаточно трудное мероприятие. Необходимость точного попадания в метроном и идеального звукоизвленчения первое время точно заставит вас нервничать. А волнение при игре на инструменте превращает даже самые лёгкие партии в сложные. Так что перед записью необходимо тщательно подготовиться.

Из моего опыта, первые попытки записи не очень качественные, попросту не хватает навыка и опыта записи, однако это необходимый этап роста, не сдавайтесь, и у вас точно получится что-то дельное.

Как и музыкальной теорией не стоит пренебрегать вашими теоретическими знаниями. Будет очень полезно изучить процесс записи, сведения и мастеринга с точки зрения звукорежиссера. Понимание работы специальных программ и эффектов, например, ревербация, компрессия, усиление и множество других, позволит вам не только вырасти как профессионалу, но и лучше контролировать и корректировать процесс работы над вашей песней.

Запись в провинциальной студии, наши дни
Запись в провинциальной студии, наши дни

Фух, всё записали, теперь пора показать себя миру. Едем на Woodstock , ребята! Что? Не пригласили? Эх, тогда начнём выступать у себя в городе, но где?

Первое выступление

Рано или поздно настанет время для вашего первого выступления. Это крайне полезная практика для привлечения новой аудитории и поддержания её интереса к вашему творчеству. Однако, как и прочие аспекты в этой главе, хорошее выступление требует подготовки, опыта и навыка. Выступление завязано не только на вашей музыке, но и на ваших артистических качествах, вашей подаче и харизме. Хорошее выступление - это шоу, когда помимо простого прослушивания ваших композиций зрители смогут ощутить атмосферу ваших песен, посмеяться или погрустить, почувствовать энергию, исходящую от вас, и наконец, поделиться своей энергией с вами.

Где выступать, как готовиться и чего ждать?

Сфера музыкальных мероприятий гораздо более развита, чем может показаться незнакомому с ней обывателю. Помимо крупных агентств, занимающихся только гастролями именитых исполнителей, много где существуют маленькие концертные агентства, часто состоящие из самих музыкантов. Например, в Иркутске эта сфера достаточно большая, на момент написания проекта, бывает по 2 концерта или фестиваля абсолютно разной жанровой направленности в неделю.

Много кто из организаторов практикует работу с начинающими группами. Да, вас вряд ли сходу поставят хэдлайнерами* мероприятия, однако в начале требуется время, чтобы зарекомендовать себя. Не бойтесь сами писать и предлагать свою группу на выступления, никто вас за это не осудит. Стоит, при наличие, предоставить демо записи или как минимум, видео с вашей репетиции. Чтобы организатор мог получить минимальное представление о вас.

Как готовиться?

Самое очевидное - вы должны хорошо уметь играть свои песни в составе команды. Каждый точно должен знать форму каждой вашей песни и уметь качественно исполнять свои партии, это особенно важно в первые разы, когда внутренний мандраж заставит вас резко забыть часть композиции. Тогда отлично выручит мышечная память.

Стоит уделить внимание звуку. Важно, чтобы звук всех инструментов был читаемым и качественным. Итоговый звук, естественно, зависит от параметров площадки и навыков звукоинженера. Однако, стоит отрегулировать звучание всех инструментов между собой, чтобы ваши инструменты гармонировали друг с другом.

Как не стоит делать?

Есть множество способов сделать ваш концерт незабываемым для зрителей, ещё столько же способов, никем на данный момент не использованы. Тут всё зависит от вашей фантазии. Я расскажу, чего делать точно нельзя!

Молчать между песнями. Вы закончили играть первую песню и гитаристам нужно настроить гитары, барабанщику поправить сидение, а бас-гитарист ушёл к бару заказать себе кофе. Делайте, что угодно: общайтесь с публикой, включайте заготовленные аудио переходы между песнями или читайте анекдоты, но только не молчите! Неловкое молчание очень хорошо читается в зале, а вот воспринимается уже не так хорошо. Можете сделать себе заготовки для общения с залом, если у вас плохо с импровизацией, в любом случае, паузы между песнями будут, и это нормально, но стоит сделать что-нибудь для их заполнения.

Во время выступления можно делать множество вещей: танцевать, прыгать по сцене, качать головой в такт песни, падать на колени во время взрывного соло. Делайте, что угодно, главное не стойте столбом. Посмотрите записи выступлений любых команд, все участники постоянно двигаются, что-либо делают. Они передают энергию песни не только через музыку, но и через свой язык тела. У вас очень тяжёлая партия и концентрируете всё внимание на ней? Выйдите на край сцены и покажите всем зрителям, как вы мастерски извлекаете звук из инструмента. Даже коллективы с крайне тяжёлым в исполнении материалом двигаются на сцене, посмотрите концерты Dying Fetus, Archspire, Behemoth.

Ваше первое выступление
Ваше первое выступление

Сыграли уже не один концерт, записали альбом, а стадионы так и не собираем. Как продвигать свою музыку?

Как сделать так, чтобы о моей группе узнали?

Записи. У вашего коллектива обязательно должны быть записанные треки, которые можно послушать с любого стримингового сервиса. Причём хорошее качество записи пойдёт вам только на пользу. Так вы приобретёте новых слушателей и удержите уже знакомых с вашим творчеством людей. Сложно забыть о понравившемся коллективе, если их песни периодически играют в плейлисте.

Выступления. Если у вас не онлайн-проект и вы выступаете, то это необходимо делать регулярно, разнообразно и качественно. Выступайте в разных городах, подавайте заявки на все крупные фестивали в России и за границей, многие из них проводят отбор свежих коллективов.

Важно постоянно совершенствовать свои выступления, прорабатывать шоу, интерактив с залом, качество вашей игры и прочие элементы хорошего выступления. Не бойтесь экспериментов и разнообразия, чем больше отличий будет между каждым вашим выступлением в одном месте, тем выше шанс, что люди будут охотно приходить на ваш третий и четвертый концерты в одном городе.

У многих групп есть практика начинать свои выступления с качественной, но мало известной команды, в качестве разогрева перед хедлайнером. Следите за турами более известными, но схожими с вами по стилистике, командами. Предлагайте свою кандидатуру на разогрев в удобных для вас городах. Множество ныне известных коллективов сделали свой первый шаг к известности только благодаря выступлениям на разогреве у именитых команд.

Медиа контент. В эпоху изобилия видео хостингов, социальных сетей и их огромного влияния на нашу повседневность, наличие аккаунтов на подобных платформах - необходимость для музыкального коллектива и его продвижения.  Немаловажно качественное ведение ваших социальных сетей. Записи, фотографии вашего коллектива, видеоматериалы и один из важнейших элементов - клипы на песни.

Видеоклип - это отдельное искусство, качественно выполненный видеоряд только поспособствуют продвижению вашего коллектива и песни. За производство хорошего клипа отвечают режиссёры, актёры и операторы если не с образованием, то точно разбирающиеся в своём деле, не хуже, чем вы в музыке, люди. Это трудный и долгий процесс, рассказывать про который у меня не хватит компетенции, однако добавлю, что на начальных этапах можно обойтись без заоблачных бюджетов на съёмки. Есть немало примеров, как дешёвые клипы с интересной идеей и сценарием смотрелись гораздо лучше крупнобюджетных пустышек. Всё зависит от вашей фантазии и умения реализовывать задуманное.

Реклама. Реклама для вашего творчества - это отнюдь не платное продвижение везде, где можно, но и клипы, конкурсы, в которых вы участвуете, фестивали, фильмы и сериалы с вашим саундтреком, статьи и рецензии и множество других возможностей условно бесплатного продвижения. Пользуйтесь всеми методами сразу, анализируйте, откуда приходит наибольшая отдача аудитории и развивайте эти источники. Всё как в творчестве, пробуйте как можно больше и учитесь на ошибках!

Музыкальный лейбл. А точнее, почему его не стоит представлять как последнюю ступень развития вашего коллектива. Романтизированное представление о таких организациях сформировалось благодаря биографическим фильмам о культовых личностях в музыкальной индустрии. Всё по шаблону: герои сочиняют гениальные произведения, собирают себе небольшую аудитория и тут как «deus ex machina» появляется «добрый дядя» из звукозаписывающей компании в белом смокинге, сигарой во рту и ручным орлом. Который тут же понимает всю гениальность героев и моментально раскручивает коллектив до уровня мировых звёзд. Прекрасная история, жалко только, что так не работает в жизни. Единственная задача музыкальных лейблов - только распространение (не продвижение!) ваших песен в магазины, стриминговые сервисы и прочие площадки. Сейчас эту задачу можно выполнить без специалистов и лейблы расширяют сферу своих услуг, помогают с производством мерчендайза, обложек и, если повезёт, в продвижении. Лейбл безусловно поможет вам упростить необходимые задачи, но он не сделает вас знаменитым - этот этап всё так же остаётся на плечах исполнителя. Так что многие до последнего обходятся без контракта с лейблом и успешно занимаются своим делом без «дяди с ручным орлом».

Глоссарий.

Музыкальный коллектив - творческое объединение из 2-х или более человек, объединённых работой над созданием и/или исполнением музыкальных произведений.

Музыкальный менеджер -  человек, отвечающий за быт музыканта или группы. В ведении менеджера находятся финансовые дела, организация гастролей и съемок клипов, контакты с прессой, проведение рекламных акций и так далее.

Музыкальный продюсер - это человек, который отвечает за все этапы создания музыкального произведения: написание текста и музыки, аранжировку, конечный результат записи, а также видео к песне.

Наслушанность – музыкальная эрудированность.

Ритм-секция - секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары).

Сессионный музыкант (англ. session musician, также студийный музыкант, концертный музыкант) — музыкант, которого нанимают для участия в живом исполнении музыки или записи музыки в студии.

Статист – актер, исполняющий второстепенные роли без слов, участник массовых сцен.

Стримминг-сервис – это процесс прослушивания музыкального контента онлайн. Путём непрерывного получения небольших частей музыкального файла и их воспроизведение. Иными словами, это прослушивание музыки при её загрузке на ваше устройство в режиме реального времени.

Табулатура – это одна из форм схематической записи игры на инструменте. Если говорить о гитарной табулатуре, то она представляет собой шесть линеек с проставленными цифрами.

Триггер - это устройство, передающее сигнал от вибрации мембраны барабана на звуковой модуль.

Сэмпл - заранее записанный отрывок аудиодорожки содержащий любой звук или эффект, например - удар барабана.

Сэмплирование - программная замена сигнала на заранее заготовленную запись. Зачастую применяется барабанщиками скоростных жанров, при помощи триггера и сэмплирования сигнала через звуковой модуль, можно добиться одинакового звучания каждого удара, убирая разницу в громкости ударов на медленных и скоростных партиях.

Хэдлайнер - в музыке это самый известный участник какого-либо фестиваля, чьё имя на афишах пишут в самой верхней строке. Отсюда и значение слова: headliner.