ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) самый дорогостоящий из всех имеющихся в автомобиле, поэтому каждый владелец переживает, если двигатель с ним начинает работать неустойчиво, обороты раскачиваются, расход бензина увеличивается, разгон вялый и др.
Печально выкладывать приличную сумму денег на приобретение нового ДМРВ, а вдруг старый датчик еще рабочий, просто создались условия, помешавшие его корректной работе. Поэтому, прежде чем вынести окончательный приговор в неисправности ДМРВ, надо его правильно диагностировать. На этот счет существует доступный способ проверки датчика, который определит его исправность и продлит долговечность.
Сложные модели датчика рассматривать нет смысла, они усовершенствованы (частотные) и редко выходят из строя. Речь пойдет об обычном ДМРВ, который устанавливается на всех ВАЗах, большинстве УАЗов и несовременных иномарках.
Итак, многие автолюбители считают, что для проверки ДМРВ достаточно отсоединить датчик от разъема и посмотреть, как будет работать при этом двигатель.
Возможно, этот способ можно считать как первоначальную стадию проверки (больше для самоуспокоения), но не более чем. Потому что стоит только отключить разъем ДМРВ, как ЭБУ двигателя (электронный блок управления) сразу начнет работать в одном из аварийных режимов:
- используя показания датчика ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
- используя показания лямбда-зонда (датчика кислорода) и ДПЗД.
Поэтому, если возникли проблемы с двигателем, которые не исчезли после того, как был снят разъем с ДМРВ, то это совсем не означает, что датчик неисправный. Как же тогда проверить ДМРВ? Для того чтобы понять принцип проверки, необходимо знать внутреннее строение датчика.
В корпус датчика встроен чувствительный элемент – тонкая пленка. Также присутствуют микро схема (в более ранних датчиках установлен резистор). Схема нагревает элемент до определенной температуры (1000°) и стремится ее поддерживать на заданном уровне. Чтобы это происходило, схеме надо подавать на чувствительный элемент датчика подходящее напряжение.
Если на чувствительный элемент не попадает поток воздуха (двигатель не работает), то схема подает на элемент минимальное напряжение для поддержания температуры на определенном уровне.
Как только происходит запуск двигателя, потребляемый мотором воздух начинает проходить через датчик и постепенно охлаждает чувствительный элемент. Поэтому, схеме предстоит подавать на чувствительный элемент большее напряжение, для поддержания температуры на заданном уровне.
Чем больше воздуха будет проходить через ДМРВ, тем сильнее станет охлаждаться чувствительный элемент, поэтому напряжение на выходе будет выше. Его то и необходимо проверить при помощи мультиметра.
Способ проверки прост. Сначала надо проверить стабилизированное напряжение (5Вольт), которое поступает от стабилизатора напряжения в ЭБУ. От него питаются все стабилизированные датчики, которым необходимо стабилизированное напряжение.
Проверяется данное напряжение между 3 и 4 контактами разъема датчика ДМРВ, напряжение исправного датчика должно быть 5Вольт. Если мультиметр покажет большее или меньшее значение, то даже исправный датчик будет работать неправильно.
Однако, если напряжение не 5Вольт, а больше, либо меньше, то сразу считать это неисправностью датчика тоже большая ошибка. В данной ситуации может быть, что неисправен сам стабилизатор, либо проводка по которой подается питание к датчику, либо плохие массы в жгуте. Массы иногда окисляются, из-за чего происходит плохой контакт в обжимках, поэтому показания плавают даже при полностью исправном ДМРВ.
Чтобы исключить это, надо проверить напряжение других датчиков, на которые также подается 5Вольт (например, датчик дроссельной заслонки ДПДЗ). Если на нем напряжение питания не 5Вольт, а тоже отличается, тогда, скорее всего, причина в неисправности ЭБУ или плохих массах. Но если на ДПДЗ поступает 5Вольт, а на ДМРВ меньше/больше, тогда причина в неисправной проводке ДМРВ, по которой подается питание на датчик, ее и надо проверять.
Если все нормально, надо проверить напряжение между 2 и 3 контактами датчика, здесь должно быть напряжение точно таким, как на аккумуляторе 12.65Вольт.
Для сравнения показаний надо оставить плюс мультиметра на разъеме датчика, а минус подключить к аккумулятору, посмотреть какое напряжение подходит на разъем и относительно массы сравнить какое напряжение на АКБ. Если есть расхождения в пределах 0.5Вольт, то значит где-то плохой контакт, его и надо искать.
Следующим этапом будет проверка 5 контакта датчика - это выходной сигнал. С этого контакта ЭБУ определяет расход воздуха в двигателе. Для этого надо подключить минус (-) мультиметра к 3 контакту датчика, а плюс (+) мультиметра к 5 контакту (желтый провод), который располагается ближе к салону.
На мультиметре выставить предел измерений в 2Вольт. При включении зажигания при неработающем двигателе напряжение между 3 и 5 контактами должно быть в пределе 1Вольт до 1.04Вольт при напряжении питания датчика 5Вольт. С таким напряжением датчик показывает более правильный расход воздуха, двигатель работает устойчиво, расход бензина минимальный. При превышении напряжения до 1.05 датчик можно считать неисправным, и хорошей работы двигателя ожидать не стоит. Какие способы проверки ДМРВ знаете вы, делитесь в комментариях. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».