Найти в Дзене

Короткие истории из югорской тайги

* * *

Старожил поселка Бобровский, почетный гражданин Ханты-Мансийского района Анатолий Евстигнеевич Корчагин рассказывал: - Сразу после войны (1947 голодный год) начались лесозаготовительные работы в Бобровке (так называли и продолжают называть этот поселок)...

Об условиях немеханизированного труда нетрудно догадаться, а с рассказов можно написать вариант романа "Как закалялась сталь", тем более, что фамилия главного героя располагает. А вообще мужики делятся воспоминаниями охотно, но кратко, приправляя свое немногословие сдержанным полу... матом.

Об Евстигнеиче (так его называли по простоте таежной) можно писать трудовую эпопею на несколько томов, да и портрет кондового сибирского мужика тоже. Здоровенный, кряжистый мужик, и голос у него - труба. И вот таким громовым голосом, в этаком мажоре он поделился (кстати, от него мата не услышишь):

-- Знаете, че такое лёгкий труд?

Наши (современные) варианты ответов его не устроили.

-- Ни хрена! Вот однажды на лесоповале не успел я прыгнуть в сторону, ствол на меня пошел, и ногу-то мне шибко придавило! Производственная травма получилась. А с такой травмой у нас положено было переводить на лёгкий труд на три месяца. Чтобы, стало быть, организм восстановить для новых стахановских темпов. Ну и дали мне этот лёгкий труд. Сделали меня вестовым. Два раза в день я должен был плавать на веслах по Иртышу от Бобровки до Лугофилинска! Раз утром и раз вечером! (В этом месте его рассказа мы уже хохотали, действительно "лёгкий труд" - 16 вёрст туда, 16 вёрст обратно - против самого сильного на равнинных реках течения, да еще два раза в день). - Ну, я того лёгкого труда месяц-то выдержал, а потом уж взмолился - пустите обратно на деляну! Нога не болит, а руки болят... - Смеётся...

Сравниваю его со Шварценеггером и ярко себе представляю боевик с участием Евстигнеича в молодости. Шварценеггеры наседают на него со всех сторон, а Евстигнеич, поплевав на трудовую ладонь, укладывает их штабелями да цепляет к трелевочнику для дальнейшей транспортировки. И никакого ему тхэнквондо-каратэ не надо. После его ударов и так не встанут (видел лично). Но Евстигнеич мужик добрый, рассказывать и чуть-чуть похвалиться любит, а в кино сниматься не станет. На кой ему, он и так мужиков веслом и чем потяжелее гонял...

* * *

Два мужика спорят: трезвый и пьяный. Интеллигент и работяга. Соседи и друзья. Трезвый укоряет пьяного за алкоголизм, пьяный возражает:

-- Ну и что! Это тебе кажется, что тебя все любят, а когда ты умрёшь, без тебя будут жить так же, как при тебе. А уж вспомнят тебя худым или добрым словом - тебе уже будет все равно!

Вот она бытовая, безрелигиозная философия. Трезвый возразил что-то о правильной жизни, заботе о близких. Через полчаса надо будет заботиться об этом пьянице. А будет ли кому?..

* * *

В таёжном посёлке все друг друга знают. Потому - без экивоков...

К учителю английского языка Володе пришел по вызову сантехник. С порога он начал возмущаться:

-- Ну вот, дергаете нас по выходным! Кран у них полетел, что - сам отремонтировать не можешь?

Володя нашёлся:

-- А что ты своих детей ко мне в школу отправляешь, сам научить не можешь?!

-- Ну ты сравнил! - буркнул сантехник, приступая к СВОЕЙ работе.