Найти в Дзене
Qazaqstan Media

«То, что показывают в фильмах, и рядом не стоит» — североказахстанец Талгат Самаратов о войне в Афганистане

Кровавые столкновения, град из пуль и потеря сослуживцев на поле боя. Через эти испытания прошёл североказахстанец Талгат Самаратов, когда оказался на чужой войне. В 19 лет во время его службы в армии парня отправили в Афганистан. 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, Талгат Самаратов поделился с корреспондентом Qazaqstan Media своими воспоминаниями о страшных годах войны. 

Талгата Самаратова призвали в армию, как только он отметил своё 18-летие. Первый год служил в Туркестанском военном округе. Постигал азы военного дела. А в день его 19-летия отправили в Афганистан. Свой день рождения он встретил в пути на войну. Гарнизон, в который определили молодого парня, находился в провинции Кундуз. В гранатометном взводе 395 полка Талгат был старшим водителем БТР.

«Основной нашей задачей была охрана трубопроводов. В одном был бензин, в другом солярка. Трубопровод над землей тянулся от СССР до Кабула. Но наш батальон был боевой. Нас часто снимали для операций. Одна из самых кровавых была на 4-ом месяце моей службы», — вспоминает Талгат Самаратов.

Тогда возле охраняемого перевала часто проходил караван, в котором перевозили наркотики и оружие. Батальону, в составе которого был Талгат Самаратов, поручили выследить его. Шесть человек пешком спустились вниз на 1,5 км. 

-2

«На обратном пути нас засекли и начали обстреливать. Мы не успели подняться и оказались в низине – это очень невыгодная позиция. Одна из пуль сразу же попала в моего сослуживца, в живот. Внутренности наружу, он больше не мог идти. Это было ужасное зрелище. То, что показывают в фильмах, и рядом не стоит. Другого ранили в плечо. Но мы своих не бросаем, решили отстреливаться до последнего», — рассказывает участник боевых действий. 

Одного из парней отправили за подкреплением. Он побежал в гору, где находился взвод, остальные прикрывали его путь и ждали помощи. Она шла больше часа. 

-3

«Это был ужасный час, который тянулся как никогда в моей жизни. Сверху со всех сторон нас обстреливали. А их крики эхом отдавались в горах. У нас заканчивались патроны. Я тогда оставил себе две гранаты. Решил, когда закончатся патроны, подорву себя вместе с врагом. Плен был хуже смерти. Это мы знали от тех, кто там побывал», — делится воспоминаниями Талгат Самаратов.

Когда враг был совсем близко, пришла подмога, приехали танки. Удалось отстреляться и вынести раненных. Парень, который получил пулю в живот, умер, не доехав до госпиталя.

-4
-5

-6

Талгат Самаратов провёл в Афганистане год и три месяца. И самым счастливым воспоминанием стала дорога домой, в родной дом, в родную страну. С того момента самой большой ценностью для него стал мир. 

«Война не нужна. Это столько прерванных жизней и сломанных судеб. Худой мир лучше. Я до сих пор помню своих сослуживцев, которые не вернулись к матерям. Им было по 18-20 лет. Это урок, который должен усвоить каждый. И лучше понять это на чужом примере», — говорит Талгат Самаратов. 

По возвращению Талгат Самаратов трудился в органах. Был инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором в селе, а потом и в Петропавловске. Поработал и в должности замначальника медвытрезвителя. На пенсию ушел в звании капитана.