Найти в Дзене
Тёмный историк

Первая мировая война: «борьба проигравших» и «пролог» ко Второй мировой

Практически все первоначальные государства-участники Первой мировой войны (и многие из тех, кто присоединился к конфликту позднее) потеряли гораздо больше, чем потенциально могли приобрести.

Виной тому — самоуверенность каждой отдельной державы, окутавшие общества «национальные мифы». В одних странах (Великобритания, Франция, Германия) такие легенды, заставлявшие массы верить в «быструю победу», оказывали влияние на сознание большинства населения.

Радостные германские резервисты празднуют отправку на фронт, август 1914 года.
Радостные германские резервисты празднуют отправку на фронт, август 1914 года.

В других государствах (Италия, Австро-Венгрия, Российская империя и т.д.) с массовым национальным мифом все было тяжелее. Элита существовала в одном идеологическом измерении, крестьянские массы — в совершенно другом.

Затянувшаяся на несколько лет Мировая война породила психологический тип «фронтовика» — человека, увидевшего, что «национальный миф» в итоге оборачивается Верденом или Великим отступлением. Именно «человек с ружьем» стал ключевой фигурой в становлении различных режимов «нового типа».

В России разрозненные правые элементы и «революционные демократы» проиграли более энергичным, организованным и предлагавшим обществу новую идеологию большевикам (и все стороны по факту опирались на вооруженные формирования).

В Италии общество раскололось на социалистов и фашистов (а костяк последних составили именно фронтовики). В Германии общество тоже оказалось на грани Гражданской войны, оплотом левых и правых сил также стали вернувшиеся с фронта люди (многим из которых просто некуда было идти).

Революционные солдаты, конец 1917 года.
Революционные солдаты, конец 1917 года.

Несколько иная ситуация складывалась в лагере «формальных победителей». Почему формальных? Потому что и Великобритания, и Франция потеряли в Первой мировой гораздо больше, чем приобрели. И там тоже «национальный миф» претерпел изменения. Скоро Франция будет разгромлена вермахтом, а Англия — потеряет свои колонии, позорно сдаст японцам Сингапур.

«Для англичан и французов война закончилась не парадным вступлением в поверженный Берлин и торжеством Свободы, Чести и Справедливости, за что столь рьяно ратовали националисты всех мастей накануне войны, а подписанием перемирия в лесу недалеко от Парижа.

И хотя победа заметно ослабила угрозу внутреннего кризиса, и хотя «коварные тевтоны» потерпели поражение, а либеральные ценности западной цивилизации, казалось бы, «восторжествовали», ощущение полной бессмысленности массовых жертв именно в Великобритании и Франции было очевидным: победители мало что получили.

Ветеран Первой мировой войны в Германии, 1920-ые гг.
Ветеран Первой мировой войны в Германии, 1920-ые гг.

Надежды простых людей на существенное улучшение жизни после войны явно не оправдывались...» (с) Первая мировая война и судьбы европейской цивилизации. Под редакцией Л. С. Белоусова, А. С. Маныкина.

«Старый мир» потерпел крах и более не мог быть прежним. «Европейский концерт» окончательно сломался. А главными победителями в Первой мировой оказались державы, к европейскому континенту не относившиеся: США и Япония. В выигрыше (по крайней мере, временно) оказались небольшие национальные республики, возникшие на обломках дряхлых империй.

Серьезной альтернативой «империалистической Европе» стала Советская Россия. Сама же Европа будто раскололась на две части. Первую составили англо-французы, «победители», неспособные, однако, контролировать послевоенный мир. Вторую часть составили реваншисты — прежде всего, немцы и итальянцы.

Art by Chris Collingwood.
Art by Chris Collingwood.

Да, итальянцы формально вообще были в лагере победителей Первой мировой. Однако, итальянское общество было недовольно итогами Первой мировой и посчитало себя «обделенным». Экспансия итальянского фашизма и грозный «европейский реванш» немецкого нацизма стали вопросами времени.

Можно сказать, что буржуазно-националистическая колониальная Европа, «властительница мира», «уничтожила сама себя» (и в XXI веке мы видим дальнейшую агонию). Почему так произошло? У историков нет единого ответа. Кто-то полагает, что Европу к таким итогам привели бездарные политики (субъективный фактор). А может быть, «национальные мифы» показали свою несостоятельность, столкнувшись с социально-экономическими и военными «реалиями»?

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.