Найти тему
Истории от историка

Краткая история города Владимира

1.

Великий князь Владимир Мономах был первым из киевских князей, кто проявлял большой интерес к Ростово-Суздальскому «залесью» и сам неоднократно наезжал туда. В один из таких приездов, году в 1113-м, он основал на Клязьме город, названный в честь великого предка Мономаха, крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. При выборе места для строительства города решающую роль, очевидно, сыграло оборонительное значение высокого левого берега Клязьмы, прикрывавшего Суздальское «ополье» от вторжений со стороны волжских булгар, а также от беспокойных Рязанского и Муромского княжеств. Первоначально Владимир был заселен выходцами с киевского юга. На это указывает местная гидронимика: реки Лыбедь, Ирпень, Почайна – эти названия явно принесены сюда переселенцами из Киевской области.

Превращение Владимира в стольный град Русской земли произошло при внуке Мономаха, князе Андрее Боголюбском, который задумал перенести великое княжение из Киева в свою отчину. Андрей решил создать новый Киев во Владимире на Клязьме, а не в более старых городах – Ростове и Суздале. По сообщению Никоновской летописи, он некоторое время колебался, какой из трех городов лучше всего подходит на эту роль, и в конце концов остановил свой выбор на Владимире: «да будет сей град великое княжение и глава всем». Молодое вино, как известно, не вливают в старые мехи.

План Владимира-на-Клязьме с указанием расположений разных частей города
План Владимира-на-Клязьме с указанием расположений разных частей города

В 1158–65 годах грандиозные строительные работы совершенно преобразили облик Владимира. Пояса новых крепостных валов придали городу вид треугольника с острым восточным углом, вклинившимся в узкое междуречье Лыбеди и Клязьмы. Старый Владимир, выросший вокруг Мономахова детИнца, стал теперь всего лишь одним из трех городских районов – Средним, или «ПечЕрним» городом (в подражание киевскому Печерску); позже его назвали Кремлем. К востоку от него в черте городских стен располагался торгово-ремесленный посад, а с западной стороны к нему примыкал укрепленный «новый город», где по соседству с двором князя Юрия Долгорукого вырос новый княжеский двор Андрея. Семикилометровый пояс стен и валов обновленного Владимира намного превзошел оборонительные линии Киева (4 км) и Новгорода (6 км).

Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира
Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира

Среди построек этого времени наибольшее значение имели две – Успенский собор и Золотые ворота, напрямую отсылавшие к столичной, «киевской» символике.

2.

Обширный белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы был заложен Андреем Боголюбским в 1158 году и полностью завершен два года спустя. По недостатку собственных мастеров строительство велось усилиями иноземных зодчих и каменщиков, большинство из которых прибыло из Германии. Златоверхий Успенский собор, украшенный, по слову летописца, «паче иных церквей многоразличными иконами и драгим каменьем и сосудами церковными», должен был стать центральным храмом города, оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.
Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.
Современный вид
Современный вид

Монументальные Золотые ворота с белокаменной надвратной башней, увенчанной небольшой церковью Положения риз Богородицы, были возведены в 1164 году. В отличие от Успенского собора, над ними трудились местные мастера. По завершении строительства Золотых ворот их воротные петли, не успевшие укрепиться в кладке, вырвались из стены, и огромные тяжелые створы, рухнув на землю, придавили двенадцать человек из числа собравшихся полюбоваться зданием. К счастью, все они остались живы, что было приписано чудесному заступничеству Богородицы.

-6

Предназначение Золотых ворот было двойным: оборонительным и парадно-декоративным. Этот участок крепостной стены был самым укрепленным местом Владимира. С обеих сторон к башне Золотых ворот примыкали деревянные крепостные стены, стоявшие на 9-метровых земляных валах. Снаружи их прикрывал ров глубиной более 8 метров и шириной до 22 метров.

Парадное значение Золотых ворот было подчеркнуто нарядным, торжественным видом высокой белокаменной башни, сиявшей листами золоченой меди, которыми были обшиты дубовые воротные створы, и самим их местоположением – при въезде с юго-запада на главную улицу Владимира, выводившую к эффектному дворцово-храмовому ансамблю в южной части города. Эта топографическая особенность была глубоко символичной. Подобная организация городского пространства, восходящая к богословско-мистическим представлениям об идеальном Небесном Граде, являлась отличительной чертой двух столиц, претендовавших на роль Нового Иерусалима: Константинополя, чьи Золотые ворота открывали въезд на центральную улицу, ведущую к храму Святой Софии, и Киева, в котором дорога, пролегавшая через Золотые ворота, упиралась в Софийский собор. Ставя свой стольный город в тот же ряд, Андрей Боголюбский на языке архитектуры возвещал, что обновленный Владимир должен заступить место «матери городов русских», больше не способной, по мнению владимирского князя, выполнять миссию Божьего Града в Русской земле.

3.

Теперь я расскажу вам о событии, которое навсегда надломило мощь Владимира и заставило его уступить свою первенствующую роль Москве.

В начале зимы 1238 года, разбив под Коломной объединенную русскую рать, полчища хана Батыя двинулись вглубь Владимирского княжества и 4 февраля подступили к стольному граду Владимиру.

К этому времени в городе сложилась тревожная обстановка. Владимир был сильной крепостью, с высокими стенами и каменными башнями; его и без того немалый гарнизон пополнился ратниками из соседней округи. Единственное, чего в нем не было, так это крепкого руководства. Великий князь Юрий Всеволодович после поражения под Коломной уехал на север собирать полки. Владимирские бояре просто устранились от руководства обороной – они постриглись в монахи и стали ждать мученической смерти, в надежде попасть прямо в рай. А сын великого князя Всеволод Юрьевич, оставленный отцом во главе обороны, «убоялся битвы», как пишет летописец, и явился к Батыю с мирными предложениями. Но владыка монголов даже не выслушал его, велев зарезать перед собою. В результате вся тяжесть осады легла на плечи простых владимирцев, грудью вставших на защиту родного города.

Монголы огородили Владимир высоким тыном и установили за ним десятки камнеметных орудий. Два дня в город летели многопудовые камни и горшки с горючей смесью. Для устрашения владимирцев монголы проводили под стенами города тысячи пленных, нещадно избивая их плетьми.

Диорама штурма Владимира ордынцами в 1238 году. Расположена в Золотых воротах в военно-историческом музее. На переднем плане – Золотые ворота
Диорама штурма Владимира ордынцами в 1238 году. Расположена в Золотых воротах в военно-историческом музее. На переднем плане – Золотые ворота

Каменная твердыня Золотых ворот выдержала камнеметный обстрел. Но в деревянных стенах поутру 7 февраля появилось несколько проломов, через которые бесчисленные толпы монголов ворвались в город. В дыму пожаров им приходилась с боем брать каждую улицу, каждый дом. Остатки защитников Владимира укрылись в Успенском соборе. Монголы обложили церковь деревом и потребовали сдаться. Но владимирцы предпочли плену смерть в огне. Гибель запершихся в каменном соборе горожан стала последним эпизодом героической обороны великого русского города. Владимир пал.

От монгольского разгрома город так и не оправился. Правда, он еще некоторое время сохранял формальный статус стольного града. Но тверские и московские князья, получив от хана ярлык на «великое княжение владимирское», во Владимир уже не ехали, а оставались в своих вотчинах. Впрочем, впоследствии, в титуле русских самодержцев, в котором перечислялись подвластные им города и земли, Владимир занял почетное первое место.

4.

Знакомство с городом Владимиром будет неполным, если не посетить село Боголюбово, расположенное километрах в восьми от города. В середине XII века здесь находилась резиденция князя Андрея Боголюбского.

Древнее Боголюбово (реконструкция), музей г. Боголюбово
Древнее Боголюбово (реконструкция), музей г. Боголюбово

Строительство Боголюбова в наших летописях и церковной литературе связывается с одной мистической историей.

Рожденный около 1110 года, Андрей провел свое детство на северо-востоке Руси – в Ростове и Суздале. Он, как говорится, прикипел душой к этим местам. Поэтому когда в 1155 году Юрий Долгорукий посадил его князем в далеком Вышгороде, что под Киевом, Андрей поехал туда с крайней неохотой. А вскоре, вопреки отцовской воле, он бросил Вышгород и возвратился в родные края. С собой Андрей захватил чудотворную икону Пресвятой Богородицы, привезенную в Вышгород из Константинополя; по преданию, она была написана самим апостолом Лукой на доске, сделанной из стола, за которым проходила тайная вечеря.

Церковная легенда говорит, что по прибытии во Владимир Андрей решил поместить вышгородскую икону Богородицы в ростовском соборе. Но когда княжеский кортеж удалился на десять «поприщ» от Владимира, лошади, которые везли киот с иконой, вдруг встали как вкопанные и никакая сила не могла сдвинуть их с места. В полночь Андрею явилась Богородица, повелевшая оставить ее чудотворный образ во Владимире, а на том месте, где она явилась князю, соорудить храм и учредить обитель. Андрей так и сделал, превратив Владимир в столицу своего княжества. На месте же ниспосланного ему откровения Андрей заложил каменную церковь во имя Рождества Богородицы, а вскоре основал здесь также монастырь, княжий двор и городок, названный Боголюбовым, в память того, что Богородица возлюбила это место.

С тех пор Боголюбов сделался любимым местопребыванием Андрея, отчего за ним закрепилось прозвище Боголюбский.

Сергей Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского
Сергей Заграевский. Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Здесь 20 лет спустя князь и нашел свою смерть. Среди приближенных Андрея особым его расположением пользовались местные бояре Кучковичи. Но однажды Андрей в гневе приказал казнить одного из них за какую-то провинность. Это сильно не понравилось остальным боярам. «Нынче он казнил Кучковича, – рассуждали они меж собою, – а завтра казнит и нас!» В ночь с 28 на 29 июня 1174 года два десятка заговорщиков, выпив для смелости вина, вломилось в княжескую спальню и прикончили Андрея.

После гибели князя резиденция его была разграблена и вскоре запустела. Сегодня от нее сохранились лишь остатки земляных валов, нижние части стен белокаменных укреплений, белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы.

5.

Мы продолжаем нашу прогулку по окрестностям Владимира. И впереди — рассказ о самом прославленном храме Владимирской земли – церкви Покрова на Нерли.

Церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы был учрежден князем Андреем Боголюбским в 1164 или 1165 году. В его основу легло так называемое «Влахернское чудо» – легендарное событие, случившееся в Константинополе в начале Х века. Предание гласит, что столице империи тогда угрожала опасность со стороны вражеского войска, осадившего город. В один из дней осады (1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении, ниспосланном юродивому Андрею, славянину по рождению, и его ученику Епифанию. Находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, они увидели Божью Матерь, стоявшую на облаке в окружении сонма святых и распростершую над христианами свой омофор (то есть головной покров, большое покрывало). Ободренные этим знамением греки отбили врагов от города.

Византийская Церковь, не любившая канонизировать мирян, тем более, если те не являлись греками, отнеслась к этой истории прохладно. Хотя Андрей Юродивый и удостоился прославления в качестве святого, имя его не было внесено в греческие мартирологи и календари, а «Влахернское чудо» не получило в Византии статуса официального праздника. В глазах Боголюбского, – ревностного почитателя Богородичного культа, – это выглядело непростительным упущением. В древнерусском произведении «Слова на Покров» от лица князя повествуется, как, перечитывая Житие Андрея Юродивого, он встретил рассказ об этом чудесном видении подвижника и «восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Омофор Богородицы в русском празднике Покрова стал знаменовать благодать Божию, распростертую над всеми христианами.

Церковь Покрова на Нерли в XII в. Реконструкция
Церковь Покрова на Нерли в XII в. Реконструкция

Новому празднику Андрей посвятил великолепный белокаменный храм, построенный у излучины Нерли, примерно в километре от Боголюбова. В своем нынешнем виде церковь Покрова воспринимается как рукотворная часть сельского пейзажа, – скромная, хотя и необыкновенно изящная. Но при жизни Андрея она производила совершенно иное впечатление. Ее строительство было масштабным для своего времени архитектурным проектом, заметно изменившим природный ландшафт. Археологические исследования последних лет показали, что церковь стоит на искусственной насыпи, некогда облицованной известняком для того, чтобы она могла противостоять натиску половодья. Кроме того, выяснилось, что изначально строение занимало гораздо большую площадь, чем теперь, благодаря галерее, охватывавшей здание церкви с трех сторон. То, что сегодня выглядит неброской сельской церковкой, на самом деле было монументальной постройкой, которая вслед за владимирским Успенским собором предметно культивировала идею Богородичного покровительства. «Сии церкви не глаголами, но вещьми прославляше Пречистую Богородицу», – сказано о храмах Андрея в «Словах на Покров».

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

-11

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.