Узбекистан не заинтересован в эскалации конфликта в Афганистане и не даст Абдул Рашиду Дустуму возможности снова раскачать гражданскую войну в этой стране, заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО Александр Князев.
Ранее маршал Дустум призвал Узбекистан и Таджикистан передать угнанную афганскими военнослужащими авиатехнику силам Фронта национального сопротивления (ФНС), противостоящим движению «Талибан».
По словам Князева, какой-либо институционализированной оппозиции в Афганистане сейчас нет. «Есть отдельные диверсионные группы, которые позиционируют себя как антиталибские, совершают локальные диверсии. Не контролируя каких-либо территорий, объективно они работают только на дестабилизацию ситуации в стране», – отметил эксперт.
«Кроме того, существуют эмигрантские группы, апеллирующие к западным странам и пытающиеся получить от них поддержку – финансовую, военно-техническую, политическую и т.д. Дустум – представитель этих кругов. Социальной поддержки у этих политиков внутри Афганистана практически нет: группа политиков, к которой и относится Дустум, дискредитировала себя в предшествующий период», – сказал Князев.
При этом, как отмечает эксперт, роль Узбекистана и Таджикистана в принятии решения о передаче авиации «достаточно значительна», но с Дустумом этот вопрос «никто не будет обсуждать».
«Шансы на передачу тем не менее очень невелики. Даже если пофантазировать, сразу встанет вопрос о том, откуда самолеты и вертолеты будут летать и где будут дислоцироваться», – рассказал Князев.
Он подчеркнул, что Ташкент меньше всего заинтересован в эскалации конфликта в Афганистане и «не даст Дустуму возможности снова раскачать гражданскую войну». «Этническую карту Дустуму, узбеку по происхождению, разыграть тоже не удастся: в Ташкенте сидят прагматичные и достаточно самостоятельные люди», – добавил он.
Душанбе если и склонен кому-то помогать, то исключительно афганским таджикам. Кроме того, Таджикистан будет действовать с оглядкой на мнение России и Китая, которым еще меньше интересна эскалация конфликта в Афганистане, заключил эксперт.