Найти тему
diletant.media

Последний император Франции Наполеон III

Луи Наполеон, племянник и тёзка Бонапарта, мечтал быть похожим на дядю. Он грезил о создании великой империи. Но у Наполеона III получилась только карикатура на неё.

«Голландец обуздал в нём корсиканца», — сказал однажды про Наполеона III Виктор Гюго, который, к слову, не слишком сильно жаловал монарха. В этой истории вообще есть доля своеобразной географической иронии. Дело в том, что Шарль Луи Наполеон Бонапарт родился в 1808 году, когда его дядя находился на пике своего могущества. Наполеон I был не просто императором Франции, он был владыкой почти всей Европы и казался совершенно непобедимым. Как известно, великий корсиканец с удивительной лёгкостью менял монархов там, где ему хотелось, и вековые династии уступали троны вчерашним бродягам. Наполеон щедро раздаривал престолы не только своим полководцам, но и родственникам.

Его младший брат Людовик стал таким образом королём Голландии. Сын Людовика, тот самый Шарль Луи Наполеон, родился голландским принцем, а стал в итоге императором Франции. Детство у него выдалось трудное. Во-первых, его родители чуть ли не ненавидели друг друга. Гортензию Богарне за Людовика выдали замуж едва ли не силком, тот от жены тоже был не в восторге, так что супруги предпочитали не видеться.

Во-вторых, счастливое детство голландского принца прекратилось вместе с падением его блистательного дяди. Как известно, из всех наполеоновских королей престол сохранил лишь маршал Бернадот. К тому же, после разгрома Бонапарта Гортензии Богарне было запрещено жить на территории Франции или любого из германских государств. Убежище она нашла в Швейцарии, а вот её сын из-за постоянных переездов так и не получил должного образования.

Луи Наполеон, надо сказать, очень любил своего дядю и мечтал стать таким, как он. Правда, в отличие от Наполеона I он вырос высоким и статным и был без преувеличений хорош собой. Словом, племянник мало походил на царственного дядю, зато разделял его идеалы. Свой путь в политике он начал с произнесения нескольких пламенных речей и издания дюжины агитационных брошюр. Наполеон предлагал Франции особый путь — конституционную монархию с императором во главе. Эффекта вся эта деятельность не имела. Понимая, что народ не очень верит в совместное существования императора и основного закона, Наполеон прибег к радикальным мерам.

В 1837-м он затеял небольшое восстание в гарнизоне Страсбурга. Юному Бонапарту удалось убедить нескольких офицеров в том, что они смогут свергнуть короля Луи Филиппа, после чего новый император произведёт их в маршалы. Один из этих офицеров даже переманил на свою сторону вверенную ему часть. На встречу с ней Наполеон явился в мантии и с треуголкой на голове. Его сопровождала свита из трёх человек, причём один из них нёс штандарт с римским орлом. Командиры других полков не были впечатлены явлением нового императора и вспомнили о присяге. Бонапарта немедленно арестовали. Луи Филипп проявил исключительную мягкость. Заговорщик был сослан в Америку. Ему, правда, пришлось принести свои извинения в официальном письме.

Через три года, в 1840-м, юный Бонапарт вернулся. Повод для этого ему дал сам Луи Филипп, задумавший доставить во Францию с острова Святой Елены тело Наполеона I. Тут в обществе вновь заговорили о бонапартизме, а племянник великого дяди решил, что настал его час. Он высадился в Булони в компании нескольких друзей, распространил брошюры с пафосным текстом о возвращении императора и снова нацепил пышную мантию. Страсбургская история повторилась, Наполеона арестовали. Луи Филипп снова проявил милосердие. Буйный кандидат в императоры отделался шестилетним заключением в крепости Гам.

Почему наказание не было более строгим? Дело в том, что уже после первой попытки восстания за Наполеоном закрепилась репутация весёлого сумасшедшего. Луи Филипп не считал его угрозой для своего положение, влияния Наполеона на политику Франции было минимальным. Так что в крепости он не столько отбывал наказание, сколько отдыхал и расслаблялся. Принимал гостей, писал трактаты, встречался с философами и писателями, а заодно восполнял пробелы в образовании. За годы этого приятного заключения Наполеон успел дважды стать отцом.

Между тем ситуация в самой Франции изменилась. Луи Филиппа считали королём-гражданином, его позиции были довольно сильны, но лишь до тех пор, пока страна не столкнулась с действительно серьёзными проблемами. Главной из них был экономический кризис, обернувшийся голодом. Тут-то и оказалось, что Луи Филипп не в состоянии ответить на этот вызов.

Заседание Национального собрания. Источник: wikipedia.org

Зато Наполеон, наоборот, расцвёл. Он принялся красноречиво доказывать французам, что только идеалы бонапартизма способны вывести страну из кризиса. Правда, взгляды своего дяди он подверг некоторой обработке, и теперь они слегка отдавали левизной. Наполеон говорил, что рабочий класс страдает и что его пора интегрировать в общественную жизнь. Для этого он предлагал создать за счёт казны некие фермы и переселить туда пролетариев. Там они могли бы заработать денег, а затем выкупить фермы и стать собственниками.

В 1848-м году во Франции всё-таки случилась революция, после чего в стране была установлена республиканская форма правления. Наполеон выразил новым руководителям государства полное доверие и собрался баллотироваться в Национальное собрание. Его творческая активность достигла апогея. Незадолго до выборов он выпустил брошюру «Об искоренении нищеты», в которой дал прорву смелых обещаний на предмет всеобщего благоденствия и исчезновения сословных барьеров.

Тут выяснилась весьма любопытная вещь. Наполеона стали горячо поддерживать рабочие и крестьяне. Племянника великого императора, который мнил себя его наследником, все кругом считали социалистом. Временное правительство забеспокоилось и стало подозревать в нём серьёзную угрозу. Консервативные лидеры Альфонс Ламартин и генерал Луи Кавеньяк даже успели состряпать приказ об аресте Наполеона. Тот решил не рисковать и уехал в Англию. В этом случае ему повезло. В июле 1848-го во Франции восстали рабочие. Правительство подавило восстание жёстко и решительно, не побрезговав кровавыми расправами. Отсутствие Наполеона сыграло ему на руку. Теперь он не выглядел ни подстрекателем, ни палачом. В сентябре Бонапарт вернулся во Францию, победил на выборах в Национальное собрание и объявил об отказе от своих монархических взглядов.

Наполеон столкнулся с новой проблемой. Когда он выступал в Национальном собрании, депутаты погружались в сон. Оратором он оказался никудышным. Говорил медленно, скучно, долго, к тому же часто терял мысль. Тем не менее к ноябрю 1848-го он был самым популярным политиком в стране и главным кандидатом в президенты Второй республики. Вдобавок Наполеону ещё и повезло с соперником — генерал Кавеньяк был одиозен, а перспектива его победы на выборах многих пугала. Поддерживала генерала, по сути, только крупная буржуазия, да и то не вся.

На фоне непривлекательного Кавеньяка Наполеон выглядел едва ли не спасителем отечества. Человеку, которого восемь лет назад считали сумасшедшим, удалось удивительным образом консолидировать вокруг себя французское общество. Бонапартисты, наконец, увидели в нём нового Наполеона, крестьяне и рабочие верили его обещаниям о лучшей жизни, остатки прежнего дворянства полагали, что к ним вернутся их привилегии, мелкие собственники уверовали в то, что он решит экономические проблемы. Даже французские писатели, властители дум, выказали ему поддержку. Сторону Наполеона занял Виктор Гюго, позже сильно об этом пожалевший. На выборах Бонапарт набрал 75% голосов и стал президентом.

Но нет такого президента, который никогда не мечтал бы стать императором. Хотелось абсолютной власти и Наполеону, тем более, что он прекрасно понимал: выполнить обещания, данные перед выборами, он не в состоянии. Переворот против республики Бонапарт готовил три года. 2 декабря 1851-го, в годовщину коронации дяди, преданные президенту войска заняли здание Национального собрание, распустили его, а всех депутатов арестовали. Наполеон объявил себя императором. Вскоре была принята Конституция, которая дала ему широчайшие полномочия. На 19 лет в стране установился режим личной власти Наполеона III.

Дело кончилось унизительным поражением Франции в Франко-прусской войне 1870−1871 годов. Сам Наполеон попал в плен, потеряв и власть, и империю. Он, по сути, обманул своих избирателей, даже не попытавшись выполнить того, что наобещал им осенью 1848-го. Своё положение он использовал для установления довольно нелепой, но всё же очень жёсткой диктатуры. Впрочем, нельзя не признать, что Наполеон проделал удивительный политический путь. Из городского сумасшедшего в нелепой треуголке он превратился сначала в убеждённого социалиста, а затем в полноценного монарха. Такими метаморфозами не могут похвастаться даже самые маститые и прожжённые политики.